Значение федеральных налогов и сборов в системе налогообложения РФ

Содержание
  1. Федеральные налоги и сборы
  2. Отличие федеральных от региональных и местных платежей
  3. Функции и значение федеральных налогов и сборов
  4. Виды федеральных налогов и сборов
  5. Порядок установления налогов и сборов
  6. Особенности установления обязанностей по уплате
  7. Понятие системы налогов и сборов. Структура и принципы построения
  8. Федеральные налоги
  9. Региональные налоги
  10. Местные налоги
  11. Принципы построения системы налогов и сборов
  12. Федеральные налоги и сборы РФ
  13. Налог на добавленную стоимость
  14. Налог на доходы физических лиц
  15. Налог на прибыль организаций
  16. Акцизы
  17. Налог на добычу полезных ископаемых
  18. Водный налог
  19. Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов
  20. Государственная пошлина
  21. Значение федеральных налогов и сборов в системе налогообложения РФ
  22. На добавленную стоимость
  23. На прибыль
  24. На добычу полезных ископаемых
  25. Водный
  26. За пользование объектами природного мира
  27. 3.Понятие налога и сбора в налоговой системе рф
  28. 4.Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
  29. 5.Виды налогов и сборов в России

Федеральные налоги и сборы

Значение федеральных налогов и сборов в системе налогообложения РФ
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Общие положения » Федеральные налоги и сборы

Федеральные налоги и сборы устанавливаются уполномоченными лицами.

Система налогов и сборов установлена в главе 2 НК РФ. Она предполагает деление обязательных платежей на федеральные, региональные и местные.

При этом, в качестве критерия, согласно которому определяется их состав, служит не адресат уплаты (поступление в бюджет определенного уровня) или порядок администрирования, а органы власти, устанавливающие правила исчисления и взимания, а также территория, на которой будет действовать соответствующий акт.

Определение таких обязательных платежей дано в ст. 12 НК РФ. Федеральные налоги и сборы являются платежами, установленными Российской Федерацией, в лице уполномоченных органов, согласно определенной процедуре, и обязательные к уплате, как правило, на территории всей страны.

Общая характеристика этих платежей предполагает следующие признаки:

  • Закон относит вопросы установления этих налогов и сборов на федеральный уровень. Региональные и местные власти не вправе принимать решения, регулирующие администрирование, учет и контроль таких платежей, а также любые иные правила, относящиеся к федеральным налогам. Примерами служит НДС и пошлины;
  • Законодательство требует установления этих обязательных платежей определенным органом власти. Это может сделать только Государственная Дума. Никакой орган управления (агентство, служба, контроль и др.) не может выполнять функции по установлению налогов и сборов;
  • Закон регламентирует процесс принятия актов, предусматривающих каждый новый обязательный платеж. Расчет сделан на сохранении единства налоговой системы;
  • Платежи обязательны к внесению на всей территории РФ. В состав таковых не входят специальные налоговые режимы.

Отличие федеральных от региональных и местных платежей

Главным отличием служит то, что на федеральном уровне определяются все обязательные элементы налогов. К ним относится порядок исчисления (расчет), порядок и сроки уплаты, ставка, база, налоговый период и объект налогообложения.

Примером служат нормы об установлении НДС. На региональном и местном уровне речь идет лишь о возможности определять отдельные параметры. К ним относятся ставки, порядок и сроки уплаты. Также региональные и местные власти могут решать вопросы определения базы и применять льготы, если такие полномочия предусмотрены НК РФ.

Также в состав отличий входит действие актов региона и муниципалитета в пространстве. Оно ограничено соответствующими административными границами, в рамках которых обязательны местные и региональные акты.

Существует мнение, что система обязательных платежей предполагает администрирование, учет и контроль на локальный уровень. Оно не соответствует реальному положению. Администрирование и контроль уплаты всех видов налогов осуществляет инспекция ФНС. Властями на местах не могут создаваться профильное агентство или служба, выполняющие эти функции.

Функции и значение федеральных налогов и сборов

Система федеральных налогов выполняет 2 основные функции.

Фискальная задача связана с необходимостью наполнять бюджет, доходы которого формируют налоговые поступления от граждан и организаций. Согласно положениям российской конституции, значительный состав полномочий передан в центр.

По этой причине, управление страной требует наличия развитой и предсказуемой системы уплаты сборов и налогов. С этим же связано то, что каждая налоговая инспекция входит в единую структуру.

Эта служба осуществляет администрирование, учет и контроль за исполнением обязанностей в сфере обязательных платежей.

Другой функцией служит экономическое стимулирование. Чтобы в бюджет поступали доходы, нужно обеспечивать условия для деловой активности. Поэтому система налогов подлежит постоянной адаптации к изменяющимся требованиям экономики.

Отнесение значительного числа отдельных обязательных платежей к федеральным призвано обеспечить стандартные правила на всей территории РФ.

Это служит одним из неотъемлемых элементов единого экономического пространства.

Может показаться, что эти функции входят в противоречие. Однако налоговый режим должен способствовать поиску правильного баланса интересов публичных и частных субъектов. Примером служит НДС. Точный расчет позволяет развивать экономику и поддерживать социальную сферу, льготы отдельным категориям граждан и организаций. Льготы могут служить и инструментом стимулирования инвестиций.

Виды федеральных налогов и сборов

Согласно ст. 13 НК РФ, к федеральным налогам и сборам относятся следующие обязательные платежи:

  • НДС;
  • все разновидности акцизов;
  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДПИ;
  • водный налог;
  • госпошлина;
  • сборы, связанные с пользованием объектами животного мира и объектами водных биоресурсов.

Указанные платежи можно делить на налоги и сборы и группировать по нескольким критериям.

В случае с налогами, обязанность по их уплате не связана с получением конкретных услуг в ответ. По этой причине налоговая служба (инспекция) осуществляет их администрирование, контроль и учет. Доходы от них, в особенности с НДС и НДФЛ, в значительной мере формируют бюджет.

Природа сборов существенно отличается. Они связаны с предоставлением в ответ определенной услуги. Например, порядок регистрации организаций требует уплаты соответственной пошлины. Итогом этой процедуры становится получение услуги по внесению сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ.

Если необходимые пошлины не внесены в бюджет, то регистрация организаций не осуществляется. Что касается администрирования и контроля, то учет не проводится, поскольку факт уплаты проверяет оказывающий услугу орган (служба, агентство, управление, инспекция и другие).

К числу федеральных сборов относятся все виды государственной пошлины, а также сборы, связанные с использованием объектов животного мира и объектов водных биоресурсов.

Остальные обязательные платежи, предусмотренные ст. 13 НК РФ, относятся к федеральным налогам.

Порядок установления налогов и сборов

Для того, чтобы у налогоплательщиков появилась обязанность уплаты, необходимо соблюдение ряда процедур. Они включают право принятия решения, его форму и содержание.

Согласно требованиям ч. 2. ст. 12 НК, акты, устанавливающие новые налоги и сборы должны приниматься представительным органом власти. Им является Государственная Дума, принимающая законодательство.

Такая система принятия налоговых актов традиционна. Считается, что такое политическое решение имеют право принять депутаты, избранные налогоплательщиками. Если бы решения могли принимать органы управления, состав которых сформирован административным способом (агентство, служба, инспекция и другие виды исполнительных структур), то в отрасли возник бы хаос.

Также упорядочена система связанная с рассмотрением налоговых законопроектов. Перечень ее субъектов ограничен ст. 104 российской Конституции. Среди органов управления, которым предоставлено такое право имеются Правительство РФ и Президент.

При этом, любой налоговый законопроект может быть внесен только при наличии заключения Правительства. Это касается любых субъектов, включая депутатов Думы. При этом, в расчет не берется мнение этого органа. Чтобы появилось право рассмотрения проекта, значение имеют оценки затрат или характеристика влияния на доходы бюджета.

Если проект закона разрабатывается отдельным органом, осуществляющим управление (агентство, инспекция, служба), то он должен согласовываться во всех вышестоящих исполнительных органах.

Сложившаяся практика требует заключения Минфина, как структуры, реализующей основы налоговой политики. Итогам движения инициативы становится рассмотрение ее Правительством.

Если она одобряется, то происходит внесение проекта в парламент.

Особенности установления обязанностей по уплате

Закон требует, чтобы новые налоги были введены в форме дополнений или изменений в НК РФ. Принятие законодательного акта в другой форме не допускается.

Важны и сроки внедрения изменений. По общему правилу, поправки не могут вступать в силу ранее 1-го месяца с даты опубликования.  Кроме того, они не могут вступить в силу ранее следующего налогового периода.

Другим важным правилом служит полная определенность налога. Принятые правила требуют следующий перечень: объект налогообложения базу, ставку, налоговый период, порядок исчисления (расчет) и порядок уплаты. Если отсутствует хотя бы один из этих элементов, налог считается неустановленным и налогоплательщик имеет право не вносить платеж в доход бюджета.

При этом, льготы не являются обязательным элементом этого платежа. Их установление зависит от конкретной ситуации. Часто льготы предоставляется пенсионерам и инвалидам, позволяя им получать дополнительные доходы.

Установление сбора (пошлины) предполагает определение плательщика и часть элементов налога. В частности, отсутствует налоговый период.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/obshhie-polozheniya/federalnye-nalogi-i-sbory.html

Понятие системы налогов и сборов. Структура и принципы построения

Значение федеральных налогов и сборов в системе налогообложения РФ

Система налогов и сборов (не путать с налоговой системой!) — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Ст. 12 НК РФ устанавливает следующие виды налогов и сборов в РФ:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ (при отсутствии специальных налоговых режимов, п. 7 ст. 12).

К федеральным налогам и сборам относятся:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц;
  4. налог на прибыль организаций;
  5. налог на добычу полезных ископаемых;
  6. водный налог;
  7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  8. государственная пошлина.

Региональные налоги

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ (при отсутствии специальных налоговых режимов, п. 7 ст. 12).

К региональным налогам относятся:

  1. налог на имущество организаций;
  2. налог на игорный бизнес;
  3. транспортный налог.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ;
  • могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Местные налоги

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (при отсутствии специальных налоговых режимов, п. 7 ст. 12).

К местным налогам относятся:

  1. земельный налог;
  2. налог на имущество физических лиц.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК РФ.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 – 15 НК РФ.

Специальные налоговые режимы (ст. 18 НК РФ) могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13-15 НК РФ.

К специальным налоговым режимам относятся:

  1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  2. упрощенная система налогообложения;
  3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Принципы построения системы налогов и сборов

  1. единства налоговой системы;
  2. подвижности  (эластичности)  налогообложения;
  3. стабильности налоговой системы;
  4. налогового  федерализма;
  5. гласности;
  6. однократности обложения.

Принцип единства налоговой системы ― не должны устанавливаться налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны.

Кроме того, он предполагает недопустимым установление налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств. Данный принцип закреплен в ст. 3 НК.

Принцип  подвижности  (эластичности)  налогообложения  за­ключается в том, что некото­рые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной или иной функции.

Принцип стабильности налоговой системы основан на том, что,   несмотря  на  определенную   подвижность  налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной, кардиналь­ное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Од­ним из атрибутов данного принципа является требование ст. 5 НК о том, что изменения в части установления новых налогов или сбо­ров должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их офици­ального опубликования.

Принцип  налогового  федерализма  следует рассматривать как основной организационный принцип функционирования налоговой  системы страны, наделяющий различные уровни государственного правления налоговыми полномочиями и ответственностью по пово­ду установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности.

Принцип   гласности   основан   на   требовании   обязательного официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся тем или иным образом обязанностей налогоплатель­щика.

Исходя из этого принципа в ст.

32 НК за налоговыми органами закреплена обязанность бесплатно информировать налогопла­тельщиков о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип однократности обложения базируется на недопущении обложения одного и того же объекта более чем одним налогом.

Другими словами, один и тот же объект должен облагаться только одним налогом и только один раз за определенный законодательством налоговый период. Данный принцип воплощен, в частности, в ст.

38 НК, где сказано, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Следует заметить, что совокупность представленной системы принципов не является общепринятой в теории и практике налого­обложения.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-sistemi-nalogov-i-sborov-struktura-i-printsipi-postroeniya

Федеральные налоги и сборы РФ

Значение федеральных налогов и сборов в системе налогообложения РФ

Налоги играют значимую роль в экономике любого современного государства. Российская федеральная налоговая служба не исключение. Она обеспечивает ключевой источник пополнения государственного бюджета. При этом все многообразие налогов РФ подразделяется на 3 вида: местные (муниципальные), региональные и федеральные.

В сегодняшней статье речь пойдёт об обязательных платежах государству на наивысшем уровне. То есть поговорим про федеральные налоги и сборы. С ними сталкивался любой из вас, и функционируют они на территории всей нашей необъятной Родины.

К тому же вопросы про федеральные налоги любят задавать на семинарах и экзаменах.

Пожалуй, стоит начать с определения. Федеральные налоги и сборы – обязательные безвозмездные платежи, установленные Налоговым Кодексом РФ, и взимаемые федеральной налоговой службой с физических и юридических лиц на всей территории России.

То есть федеральные налоги обязательны для всех и всюду, вне зависимости от того, какой это регион РФ (республика, область, край и т. д.). Соответственно ставки по ним также задаются в Налоговом Кодексе и не зависят от регионального и местного законодательства.

Это важно! Если налог именуется федеральным, это еще не значит, что он полностью зачисляется в федеральный бюджет. Например, налог на прибыль организаций частично направляется на пополнение и того бюджета субъекта РФ, где он был собран.

На 2017 год, в систему федеральных налогов входят:

  • НДС;
  • НДФЛ;
  • налог на прибыль;
  • акцизы;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов;
  • государственная пошлина.

Итого 8 налогов и сборов федерального уровня. Их сравнительный анализ приведен в таблице.

Система федеральных налогов РФ

Отмечу, что в таблице, как и далее в статье, информация приведена с некоторыми упрощениями. Я не ставил себе целью в мелочах описать здесь федеральные налоги, но хотел максимально просто и доступно дать Вам общее о них представление. Поэтому за дополнительными данными рекомендую обратиться к первоисточникам. Особенно к Налоговому Кодексу РФ (далее НК РФ).

А пока предлагаю пройтись по списку федеральных налогов и сборов, и кратко ознакомиться с их ключевыми особенностями.

Налог на добавленную стоимость

Первый федеральный налог, рассматриваемый нами – налог на добавленную стоимость, или как его обычно сокращают, НДС. Подробно все его аспекты описаны в главе 21 НК РФ ч. 2.

НДС – это форма обязательной уплаты в госбюджет доли от стоимости товара (материального или нематериального продукта, услуги), создаваемой на всех этапах производственного процесса, и вносимая в бюджет по мере его реализации потребителям.

НДС – косвенный налог. То есть это такой вид налога, который устанавливается в форме надбавки к цене товара. Получается, что, по сути, налог платит покупатель товара, а продавец выступает в роли сборщика налога.

Налогоплательщики НДС: юридические лица, ИП, организации занимающиеся перевозкой груза через таможню. Объекты налогообложения: реализация товаров на территории России, ввоз продукции из заграницы.

Основная налоговая ставка в случае НДС – 18%. Кроме того, в некоторых ситуациях используется пониженная ставка: 10% (реализация мясных и молочных продуктов, яиц, сахара, соли; продажа определенных детских товаров, журналов и газет, медикаментов и пр.) или 0% (услуги международной транспортировки товаров, сбыт экспортируемой продукции и пр.).

Налог на доходы физических лиц

Подоходный налог, он же налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – доля взимаемая от совокупного дохода физических лиц.

Это прямой налог, поскольку он взимается напрямую с дохода физического лица им заработанного или полученного иным способом. Например, с зарплаты работника предприятия.

Платить НДФЛ обязаны все физические лица – резиденты РФ, а также лица налоговыми резидентами России не считающиеся, но извлекающие экономическую выгоду из источников на территории нашей страны.

Объект налогообложения, как сказано ранее – доходы физического лица, за рядом исключений. К таким исключениям, освобождаемым от налогообложения, относятся: разнообразные компенсационные выплаты, государственные пособия, пенсии, научные гранты, алименты и пр.

Основная налоговая ставка НДФЛ на 2017 год – 13%. Но ставка может быть повышена в ряде случаев. Так она может составлять: 9% – для процентов по ряду облигаций, 30% – для лиц, не являющихся резидентами РФ, и некоторых видов ценных бумаг, 35% – для выигрышей в лотереях.

Также российские налогоплательщики вправе получить налоговые вычеты, ознакомиться с которыми можно в главе 23 НК РФ ч. 2.

Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций (НПО) – федеральный налог, взимаемый как определенная доля от прибыли юридического лица.

Налог на прибыль – прямой налог, уплачиваемый российскими организациями (предприятиями, коммерческими банками, торговыми сетями) и иностранными организациями получающими доходы в РФ. Объект налогообложения – прибыль юридического лица (доходы за вычетом расходов).

Базовая ставка в случае НПО – 20%. При этом 2% уходит в федеральный, а 18% перечисляется в региональный бюджет (с 2017 года это соотношение иное: 3% и 17%, соответственно).

В ряде случаев (например, для предприятий особых экономических зон) может применяться пониженная налоговая ставка. Подробности – в главе 25 НК РФ ч. 2.

Акцизы

Акциз – налог, устанавливаемый на особые категории товаров массового потребления (табак, алкоголь, легковые автомобили) внутри страны.

Это также косвенный налог, поскольку величина акциза учитывается в стоимости товара или тарифа на услугу, и по факту уплачивается конечным потребителем.

Как правило, величина акцизов довольно большая, и они считаются крупным источником пополнения госбюджета страны.

В России к подакцизным причислены следующие категории товаров:

  • этиловый спирт, содержащая спирт продукция (с долей этанола > 9%) и алкогольная пищевая продукция (водка, вино, шампанское, пиво, ликеры);
  • разнообразная табачная продукция;
  • электронные сигареты для вейпинга;
  • легковые автомобили и мотоциклы (с мощностью движка > 150 л.с.);
  • бензин, дизельное топливо и отдельные виды моторных масел.

Размер акцизов разный и устанавливается отдельно для каждой категории товаров. К примеру, для пива он может составлять от 0 до 39 рублей за литр (в зависимости от крепости напитка). Акциз на сигары – 171 руб. за штуку. Автомобильный бензин – 10 130 руб. или 13 100 руб. за тонну, в зависимости от класса топлива. Более подробно – в главе 22 НК РФ ч. 2.

Налог на добычу полезных ископаемых

НДПИ – прямой федеральный налог, который платят организации и предприниматели, являющиеся пользователями земных недр и добывающие полезные ископаемые (нефть, уголь, руды металлов, торф, минеральные воды, известняк, гранит, алмазы, апатиты и пр.).

ИП и юрлица платят НДПИ при добыче полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью РФ (а это почти все природные богатства, кроме песка, мела и некоторых типов глины). При этом «добытчикам» необходимо оформить разрешение. Подробнее в главе 26 НК РФ ч. 2.

Налоговые ставки, применяющиеся в случае федерального налога на добычу полезных ископаемых, разнообразны и зависят от их вида и обстоятельств добычи. Они могут быть заданы в абсолютном или относительном выражении.

Например: 4% – при добыче горючего торфа; 6,5%- при разработке драгоценных металлов (кроме золота). Или 11 рублей за тонну суббитоминозного, или иначе бурого, угля (при этом ставка еще перемножается на дефлятор).

Водный налог

Водный налог – федеральный налог, взимаемый с физических лиц и организаций за особое (подлежащее обязательному лицензированию) пользование водными объектами России.

Объектами налогообложения считаются: забор воды, применение энергии воды для выработки электричества (например, работа ГЭС) или сплав древесины. Не подлежит налогообложению использование акваторий для рыбалки, хождения судов, тушения пожаров и т.п.

Ставка водного налога зависит от месторасположения водного объекта, его наименования и объема забранной жидкости. К примеру, забор воды из реки Волги в Приволжском экономическом районе будет стоить 294 руб. за 1 тыс. куб. м. (согласно главе 25.2 НК РФ ч. 2).

Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

Эти сборы – обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет физическими лицами (в т. ч. ИП) и организациями, получившими разрешение на добычу представителей фауны на территории РФ и/или водных биоресурсов в ее водах.

К объектам налогообложения здесь относятся, говоря простым языком, звери, птицы и рыбы. Ставка этого сбора зависит от вида животного или рыбы. К примеру, установлено 20 руб. за фазана, 450 руб. за косулю или 3500 руб. за тонну улова минтая из Охотского моря. Соответствующие данные имеются в главе 25.1 НК РФ ч. 2.

Государственная пошлина

Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц обращающихся в государственные органы, органы местного самоуправления или к уполномоченным специалистам, за осуществлением определенных услуг.

Например, за удостоверение у нотариуса доверенности на совершение сделки определена госпошлина в размере 200 руб. А государственная регистрация физического лица в качестве ИП предполагает уплату 800 руб.

Подробное описание этого федерального сбора можно получить, обратившись к главе 25.3 НК РФ ч. 2.

На этом завершу обзор федеральных налогов и сборов РФ. В следующий раз расскажу про региональные и местные налоги.

Галяутдинов Р.Р.

 © Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.

Еще можно почитать:

Источник: http://galyautdinov.ru/post/federalnye-nalogi-i-sbory-rf

Значение федеральных налогов и сборов в системе налогообложения РФ

Значение федеральных налогов и сборов в системе налогообложения РФ

К федеральным относят налоги, которые установлены в рамках Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) и обязательны к уплате по всей России.

Налоговым кодексом РФ четко определяются основные элементы налогообложения: объект, ставки, база для исчисления налогов, а также порядок их уплаты. Значение федеральных налогов и сборов можно разделить на две составляющие: социальное и экономическое.

Эффективное налогообложение является основным инструментом при реализации социальной политики государством. За счет него оказывается социальная поддержка определенным слоям населения, повышается уровень жизни, обеспечивается социальная справедливость.

Важным способом обеспечения социальной функции налогообложения является выравнивание налоговой нагрузки среди налогоплательщиков. На практике применяются схемы вертикального и горизонтального налогового выравнивания.

С точки зрения экономической сущности налогообложение позволяет гражданам страны принимать активное участие в формировании доходов бюджета и контролировать его расходование Правительством. В свою очередь Правительство за счет регулирующей и контрольной функции налогов имеет возможность оказывать воздействие на деятельность налогоплательщиков.

Регулирующая функция позволяет регулировать уровень дохода различных слоев населения. Основными инструментами исполнения являются льготы, «налоговые каникулы», скидки, кредит.

Контрольная функция позволяет оценить эффективность от повышения или снижения налоговой ставки. На основе данной функции разрабатываются поправки в налоговую систему страны.

В России сбор налогов осуществляется с физических и юридических лиц, собранные средства перечисляются на счет Федерального Казначейства. В полномочиях этого государственного органа — дальнейшее распределение средств в бюджеты всех трех уровней, а именно, федерального, областного (республики, края) и местного.

К примеру, налог на прибыль и НДС регулируются на федеральном уровне, налог на транспорт поступает исключительно в областные бюджеты, а на земельные участки зачисляется в доходы местного бюджета.

Уровень средств, который будет направлен в тот или иной бюджет, определяется ежегодно Государственной Думой. Формирование бюджетов на предстоящий год осуществляет на основании анализа текущего уровня сбора налогов и на основании прогнозных данных. В течение года средства от налогоплательщика поступают ежедневно и распределяются они по трем бюджетам также ежедневно.

Из-за отклонения плательщиков от уплаты налогов государство не может своевременно исполнить свои запланированные обязательства, в связи с чем неуплата налогов является уголовно наказуемым преступлением.

Виды налогов распределены между уровнями власти в зависимости от их полномочий. Данное распределение закреплено Налоговым кодексом РФ. Статьей 13 НК РФ установлен перечень налогов и сборов, отнесенных к федеральным.

Следует отметить различие между налогами и сборами. Налоги уплачиваются в бюджет на безвозмездной основе, а сбор предполагает получение плательщиком услуги, которую может оказать только государственный орган власти.

На добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость признан сильнейшим инструментом воздействия на внутренние экономические процессы. Налоговая база зависит от стоимости конкретного товара (услуги), при этом для каждого вида товара или услуги применяется собственный размер ставки.

В России стандартная ставка НДС составляет 18%, на некоторые виды применяется 10% или 0%. Дифференцирование ставок позволяет избежать роста цен на товары первой необходимости, поддерживать отечественных производителей, а также регулировать определенные сферы бизнеса.

В отличие от других налогов, часть НДС может быть возмещена. Для этого покупателю необходимо предъявить в налоговый орган подтверждающие документы.

Предположим, что фирма закупила товар на 1 000 000 рублей, покупателю будет перечислено 1 180 000 рублей, так как НДС применен в размере 18%. Далее фирма реализует товар с наценкой 50%. Сумма, полученная от продажи, равна 1 500 000 рублей и 270 000 рублей (сумма налога НДС). В бюджет фирма перечислит только с суммы продажи товара, то есть:

270 000 – 180 000 = 90 000 рублей.

Товар, приобретенный на территории России, облагается по ставке НДС 18%. Если в дальнейшем он будет экспортирован, то применяется ставка 0%. И в этом случае не налогоплательщик выплачивает средства, а налоговые органы возмещают уплаченные 18%.

На прибыль

Плательщиками налога на прибыль являются российские компании и иностранные, получающие прибыль в России. Не уплачивают данный вид налога индивидуальные предприниматели и компании, находящиеся на специальных режимах налогообложения.

Стандартная ставка налога на прибыль в России составляет 20%, из которых 2% идут в федеральный, а 18% — в региональный бюджет. Регулировать размер ставки власти могут на местном уровне, снизить они могут до 13,5%, но к этому должны прибавить 2% в обязательном режиме.

Базой для расчета данного налога является разница между полученными доходами и понесенными расходами компанией. Если за год компания получила 4 500 000 рублей дохода, а понесенные расходы составили 2 700 000 рублей, следовательно, прибыль равна 1 800 000 рублей.

При расчете по ставке 20% в местный бюджет будет направлено:

1 800 000 * 18% / 100% = 324 000 рублей

В федеральный бюджет:

1 800 000 * 2% / 100% = 36 000 рублей

Если ставка в местном бюджете будет снижена до 13,5%, то будет направлено:

1 800 000 * 13,5% / 100% = 243 000 руб.

В федеральный:

1 800 000 * 2% / 100% = 36 000 руб.

Таким образом, в независимости от того, какая ставка будет принята на местном уровне, сумма отчисления в федеральный бюджет будет неизменна.

На добычу полезных ископаемых

Налогоплательщиками являются организации, а также ИП, которые занимаются добычей из недр земли.

В качестве налоговой базы может выступать стоимость добытых ископаемых либо их количество. Стоимостная характеристика применима к добытым полезным ископаемым за исключением газового конденсата, газа, нефти.

Расчет различен для стоимостных и количественных характеристик. Процентная ставка при стоимостном виде зависит от полезного ископаемого и может колебаться от 0% до 8%. Ставка при количественном виде исчисляется в рублях на тонну и может составлять от 24 до 493 рублей.

Водный

Водный налог позволяет обеспечить эффективное и рациональное использование ограниченного ресурса России – воды. Данный налог распределяется следующим образом:

  • 2/5 – направляется в федеральный бюджет;
  • 3/5 – перечисляется в местный бюджет.

В Налоговом кодексе РФ предусмотрены отчисления в следующих случаях:

  • если водные ресурсы используются для производства электроэнергии;
  • водные ресурсы используются при сплаве древесины;
  • при заборе воды из определённых объектов.

На размер ставки влияет область, вид деятельности, тип водного объекта и иные факторы, предусмотренные законодательством. Налог исчисляется из налоговой базы, умноженной на ставку и коэффициент, предусмотренных ст. 333.12 НК РФ.

За пользование объектами природного мира

Данный вид сбора взимается с 2014 года, плательщиками по нему могут быть как физические, так и юридические лица. Для пользования объектами природного мира налогоплательщик должен получить специальное разрешение – лицензию.

Ставка, применяемая для исчисления сбора, установлена для каждого объекта природного мира и едина по всей стране. Существует два вида ставок:

  • 0% — если объект природного мира ликвидирован под угрозой человеческой жизни, проводится регулирование численности животного мира;
  • 5% — при отстреле особей, чей возраст не достиг 1 года.

Для расчета применяется формула:

Сбор = ставка * количество

К примеру, согласно статье 333.3 НК РФ ставка сбора на тетерева составляет 15 000 руб., следовательно, при отстреле 3 особей налогоплательщик должен заплатить в бюджет 45 000 руб.

3.Понятие налога и сбора в налоговой системе рф

Значение федеральных налогов и сборов в системе налогообложения РФ

Понятиеналога и сбора установлено в статье 8Налогового кодекса.

В соответствии сданной нормой налог– это обязательный, индивидуальнобезвозмездный платеж, взимаемый сорганизаций и физических лиц в формеотчуждения принадлежащих им на правесобственности, хозяйственного веденияили оперативного управления денежныхсредств в целях финансового обеспечениядеятельности государства и (или)муниципальных образований.

Сбор– это обязательный взнос, взимаемый сорганизаций и физических лиц, уплатакоторого является одним из условийсовершения в отношении плательщиковсборов государственными органами,органами местного самоуправления, инымиуполномоченными органами и должностнымилицами юридически значимых действий,включая предоставление определенныхправ или выдачу разрешений (лицензий).

4.Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Кучастникам отношений, формирующихся врамках налоговой системы России ирегулируемых налоговым законодательством,принято относить две категории организацийи физических лиц, обязанных уплачиватьналоги и сборы, а также две категорииорганов государственной власти,уполномоченных контролировать данныйпроцесс, а именно:

организациии физические лица, признаваемые всоответствии с Налоговым кодексомналогоплательщиками или плательщикамисборов;

организациии физические лица, признаваемые всоответствии с Налоговым кодексомналоговыми агентами;

налоговыеорганы (федеральный орган исполнительнойвласти, уполномоченный по контролю инадзору в области налогов и сборов, иего территориальные органы);

таможенныеорганы (федеральный орган исполнительнойвласти, уполномоченный в областитаможенного дела, подчиненные емутаможенные органы Российской Федерации);

5.Виды налогов и сборов в России

Вналоговой системе России предусмотреныследующие виды налогов и сборов:федеральные, региональные и местные(ст. 12 НК РФ). Налоги и сборы могут бытьустановлены и отметены только Налоговымкодексом. Не предусмотренные имфедеральные, региональные и местныеналоги не могут устанавливаться (п. 5 ип. 6 ст. 12 НК РФ).

Приустановлении налога должны бытьопределены налогоплательщики и элементыналогообложения, а именно (ст. 17 НК РФ):

объектналогообложения;

налоговаябаза;

налоговыйпериод;

налоговаяставка;

порядокисчисления налога;

порядоки сроки уплаты налога.

Крометого, могут быть предусмотрены налоговыельготы и основания для их использованияналогоплательщиком.

Федеральныеналоги и сборы

УстанавливаютсяНалоговым кодексом и обязательны куплате на территории всей России (п. 2ст. 12 НК РФ). К таковым относятся (ст. 13НК РФ):

налогна добавленную стоимость;

акцизы;

налогна доходы физических лиц;

налогна прибыль организаций;

налогна добычу полезных ископаемых;

водныйналог;

сборыза пользование объектами животногомира и за пользование объектами водныхбиологических ресурсов;

государственнаяпошлина.

Региональныеналоги

УстанавливаютсяНалоговым кодексом и региональнымизаконами. Они обязательны к уплате натерриториях соответствующих субъектовРоссии.

Такие элементы налогообложения,как налоговые ставки, порядок и срокиуплаты налогов определяются законодательными(представительными) органами государственнойвласти субъектов России в порядке ипределах, которые предусмотрены Налоговымкодексом, если данные элементы им неустановлены.

Иные элементы налогообложенияпо региональным налогам, а такженалогоплательщики определяются НК РФ.Кроме того, власти субъектов Россиимогут устанавливать налоговые льготы,основания и порядок их применения впорядке и пределах, предусмотренныхНалоговым кодексом (п. 3 ст. 12 НК РФ).

Крегиональным налогам относятся (ст. 14НК РФ):

налогна имущество организаций;

налогна игорный бизнес;

транспортныйналог.

Местныеналоги

УстанавливаютсяНалоговым кодексом и нормативнымиправовыми актами представительныхорганов муниципальных образований. Ониобязательны к уплате на территорияхсоответствующих муниципальныхобразований.

Местныеналоги в городах федерального значенияМоскве и Санкт-Петербурге устанавливаютсяНалоговым кодексом и законами указанныхсубъектов РФ и обязательны к уплате натерриториях этих субъектов (п. 4 ст. 12 НК РФ).

Кместным налогам относятся (ст. 15 НК РФ):

земельныйналог;

налогна имущество физических лиц.

Специальныеналоговые режимы

Налоговымкодексом также устанавливаютсяспециальные налоговые режимы, которыемогут предусматривать не перечисленныевыше федеральные налоги. Специальныеналоговые режимы могут предусматриватьосвобождение от обязанности по уплатеотдельных федеральных, региональных иместных налогов и сборов (п. 7 ст. 12 НКРФ).

Кспециальным налоговым режимам относятся(ст. 18 НК РФ):

системаналогообложения для сельскохозяйственныхтоваропроизводителей (единыйсельскохозяйственный налог – ЕСНХ);

упрощеннаясистема налогообложения;

системаналогообложения в виде единого налогана вмененный доход для отдельных видовдеятельности;

системаналогообложения при выполнении соглашенийо разделе продукции.

Прямойналог— налог, который взимается государствомнепосредственно с доходов или имуществаналогоплательщика. Применительно кпрямому налогу юридические и фактическиеналогоплательщики совпадают. Фактическийплательщик – получатель налогооблагаемогодохода, владелец налогооблагаемогоимущества. Прямые налоги представляютсобой исторически наиболее раннюю формуналогообложения.

Кчислу прямых налогов относятся:подоходныйналог, налог на прибыль предприятий(корпораций, организаций и т.п.); налогс наследства и дарения, имущественныйналог и т.п.

Прямые налоги устанавливаютсянепосредственно на доход и имущество.Между субъектом и государством существуетпрямая связь: налогоплательщик сразучувствует налоговый гнет.

Отличительнаяособенность данного налога – относительносложный расчет его суммы.

Прямыеналоги – налог на прибыль; ЕСН; налогна имущество; налог на доходы физическоголица.

Налогна прибыль– облагается налогом прибыль, полученнаяналогоплательщиком. ЕСН – с 1/01/2001г.-объект налогообложения- выплаты и иныевознаграждения

Налогна имущество организаций-облагается налогом движимое, недвижимоеимущество, учитываемое на балансе вкачестве объектов ОС. Налоговый период– календарный год. Налог на доходыфизических лиц – объектом налогообложенияявляются доходы, полученные от всехисточников.

Косвенныйналог— налог на товары и услуги, устанавливаемыйв виде надбавки к цене или тарифу, вотличие от прямых налогов, определяемыхдоходом налогоплательщика.

Собственникпредприятия, производящего товары илиоказывающего услуги, продает их по цене(тарифу) с учетом надбавки и вноситгосударству соответствующую налоговуюсумму из выручки, то есть по существуон является сборщиком, а покупатель —плательщиком косвенного налога.

ВРФ эти налоги преобладают.

Основныевиды косвенных налогов:

Акциз— вид косвенного налога, устанавливаемыйпреимущественно на предметы массовогопотребления (табак, вино и др.) внутристраны, в отличие от таможенных платежей,несущих ту же функцию, но на товарах,доставляемых из-за границы, а такжекоммунальные, транспортные и другиераспространённые услуги;

Налогна добавленную стоимость— вид косвенного налога; форма изъятияв бюджет части добавленной стоимости,которая создается на всех стадияхпроцесса производства товаров, работи услуг и вносится в бюджет по меререализации;

Таможеннаяпошлина— вид косвенного налога, в виде взноса(платежа) на импортные, экспортные итранзитные товары, поступающие в доходгосударственного бюджета;

Экологическийналог— вид косвенного налога, связанный сохраной окружающей среды.

Составитель:

преподавателькафедры УиИМК

капитанвнутренней службы Т.В. Данилова

Источник: https://StudFiles.net/preview/5675032/page:4/

BankirKi
Добавить комментарий