Валютный контроль юридических лиц

Содержание
  1. Валютный контроль 2018
  2. Система валютного контроля: смысл и предназначение
  3. Кто выполняет функции контролеров-регуляторов в РФ?
  4. Основные направления валютного контроля
  5. Виды валютного контроля
  6. Механизм валютного контроля и используемые методы
  7. Валютный контроль в неторговом обороте
  8. Как на практике банки осуществляют контрольные функции?
  9. Валютный контроль операций резидентов юридических лиц и физических лиц – индивидуальных предпринимателей, физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой
  10. Принятие на учет контракта (кредитного договора)
  11. Изменение сведений о контракте (кредитном договоре), принятом на учет
  12. Снятие с учета контракта (кредитного договора)
  13. Валютный контроль при осуществлении платежа в иностранной валюте
  14. Валютный контроль при зачислении денежных средств в иностранной валюте на транзитный валютный счет
  15. ВЭД: документы валютного контроля для банка
  16. Паспорт сделки
  17. Отчетность по валютным операциям для банка
  18. Валютный контроль: что это такое + принципы, этапы и документы
  19. Валютный контроль: понятие, цели и направления
  20. Формы и принципы валютного контроля
  21. Органы валютного контроля
  22. Операции, подлежащие обязательному валютному контролю
  23. Агенты валютного контроля
  24. Этапы валютного контроля
  25. Документы для валютного контроля
  26. Валютный контроль юридических лиц
  27. Правила осуществления
  28. Учет контракта
  29. Принятие документа
  30. Изменение сведений
  31. Снятие с учета

Валютный контроль 2018

Валютный контроль юридических лиц

Валютным контролем называется упорядоченная совокупность мер, правил и норм, регулирующих сделки в иностранной валюте. Это обработка операций, представляющих особый интерес для властей страны, с целью недопущения нарушений и злоупотреблений.

Ключевой документ, описывающий направления регулирования и устанавливающий «правила игры», – ФЗ-173, действующий с 2003 года. Он провозглашает такие принципы валютного контроля:

  • приоритет экономического воздействия перед установлением жестких директив;
  • защита интересов всех субъектов, заключающих сделки, вне зависимости от страновой принадлежности;
  • отказ от бесконтрольного вмешательства госорганов в экономическую жизнь;
  • единообразие валютной политики, реализуемой внутри страны и вовне.

В вопросах валютного регулирования главенствующую позицию занимают международные нормативные акты. Если они расходятся с внутренним законодательством, нужно ориентироваться на них. Любые двусмысленности и сомнения, не урегулированные отечественным и зарубежным правом, трактуются в пользу участников сделок (ст. 4 173-ФЗ).

Система валютного контроля: смысл и предназначение

Главное предназначение системы – не допустить нарушения положений действующих НПА, проведения заведомо незаконных операций, злоупотреблений, вывода капитала из страны. Задача властей – найти баланс между указанными целями и недопустимостью вторжения в нормальное функционирование российских и иностранных субъектов бизнеса.

Ключевые задачи валютного контроля – это:

  • анализ проводимых сделок на соответствие положениям действующих НПА, определение необходимости в дополнительных лицензиях;
  • надзор над фактом соблюдения бизнес-субъектами своих обязанностей, вытекающих из положений НПА;
  • недопущение вывода капиталов за рубеж путем проверки реальности и обоснованности сделок, по которым платится валюта;
  • контроль учета и отчетности на предмет полноты, адекватности и соответствия реальному положению дел.

Для выполнения перечисленных задач участники системы вправе применять различные меры валютного контроля: требовать представления документации, проверять и анализировать договоры, акты, отчетность, выдавать предписания о необходимости устранения выявленных нарушений, использовать карательные меры по отношению к бизнес-субъектам, не соблюдающим положения действующих НПА, включая денежные штрафы.

Кто выполняет функции контролеров-регуляторов в РФ?

Правовые основы валютного контроля, описанные в 173-ФЗ, подразумевают наличие следующих органов-регуляторов:

  • Кабинет Министров;
  • Центробанк;
  • иные исполнительные органы, назначаемые Кабмином (например, таможня и т.д.).

173-ФЗ (ст. 22) разделяет обязанности таким образом:

  • ЦБ РФ – контролирует сделки, в которых принимают участие кредитные организации и финансовые учреждения;
  • исполнительная власть – регулирует валютную деятельность бизнес-субъектов, не относимых к предыдущим двум категориям.

В рамках отведенных им компетенций структуры-регуляторы вправе издавать НПА, не противоречащие международному праву и федеральному законодательству.

Указанные органы – глобальные регуляторы, которые «свысока» проверяют исполнение «правил игры». Функции валютного контроля на местах выполняет отдельное звено системы – агенты.

Это кредитные организации, действующие по лицензии, выданной ЦБ РФ и придерживающиеся его инструкций.

Задача банков – обеспечить правильность проведения платежей и своевременно получать у обслуживающихся физических и юридических лиц сведения, раскрывающие суть валютной деятельности.

Основные направления валютного контроля

Понятие «валютная сделка» имеет более широкую и более узкую трактовку. Первая предполагает, что к указанной категории можно отнести любые операции, совершаемые представителями страны и иностранцами, включая покупку пачки спичек в магазине. Госорганы не могут «распыляться» на контроль всего происходящего в экономике, поэтому выделяют сделки, вызывающие у них повышенный интерес.

В ФЗ-173 указано три типа операций, на которые распространяется валютный контроль в РФ:

  • Сделки, заключаемые с нерезидентами (в денежных знаках любой страны мира). Глобализация экономики дает широкие возможности для околозаконных схем, отмывания капиталов. Задача контролеров – сделать невозможной нелегальную деятельность, распространение теневой экономики.
  • Операции с ценными бумагами РФ и других стран мира. Обязательно подлежат контролю финансовые инструменты, номинированные в иностранной валюте и эмитированные представителями других стран.
  • Сделки, совершаемые с иностранной валютой. В эту категорию входит обмен денежных знаков, расчеты резидентов между собой, с нерезидентами.

Целью валютного контроля является недопущение злоупотреблений (включая вывоз золотовалютных резервов из страны) и нарушений действующего законодательства. Чтобы соблюдать «правила игры», хозяйствующий субъект должен знать их суть и уметь проверять корректность собственных действий и работы агента – уполномоченного банка.

Органы и агенты валютного контроля

Виды валютного контроля

Форма валютного контроля – это конкретный механизм, набор действий, с помощью которых контролер выполняет свои законодательные обязанности. В современной экономике принято делить надзор на три вида в зависимости от временного интервала, когда он осуществляется.

Выделяются следующие формы контроля:

1.Предварительный

Это надзорные меры, осуществляемые до непосредственного совершения операций. Например, представители банка перед открытием паспорта сделки просят у фирмы набор документов, читают, обращают внимание на неточности и нестыковки. Если платеж проводится без ПС, они проверяют правильность составления заявления на перевод.

В рамках предварительного контроля банки-нерезиденты и резиденты запрашивают у клиента документы, анкеты со сведениями о компании перед открытием счета.

Формы и методы предварительного валютного контроля направлены на пресечение, недопущение нарушений впоследствии, усиление финансовой дисциплины. Возможно два результата проверки: положительный (банк проводит платеж, открывает счет клиенту) или отрицательный (указывает на имеющиеся в документах несоответствия).

2. Текущий

Это надзор «в моменте», происходящий одновременно с осуществлением операций. Например, в аэропорту таможенники требуют от пассажиров, проходящих по «красному коридору», заполнения декларации, сотрудник банка, обслуживающий расчеты клиента в валюте, изучает, корректно ли составлена СВО, СПД (если имеет место постоплата) и заявление на перевод.

Из понятия и сущности текущего валютного контроля следует, что он осуществляется в момент проведения хозяйственных операций. Принимая решения, агенты и органы руководствуются представленными им сведениями, первичными документами, данными бухучета. Их цель – не допустить нарушений действующего законодательства.

3. Постконтроль

Это система мероприятий, проводимых после того, как сделки завершены. Уполномоченные структуры повторно изучают их смысл и содержание, читают полученную от коммерческих структур документацию, анализируют, полно ли отражено произошедшее в отчетности.

Последующий валютный контроль в российской федерации осуществляется коммерческими банками, ЦБ РФ. Его особенность в том, что он не способен повернуть время вспять и пресечь нарушение. Уполномоченная структура лишь констатирует факт и принимает решение на его основе: направляет требование об устранении недочетов, выписывает штраф фирме за нарушение, отказывает ей в открытии счета и т.д.

Нюанс постконтроля – отсутствие спешки, возможность глубоко вникнуть в суть происходивших операций, отыскать незаметные сразу «проколы». Это «лакмусовая бумажка», демонстрирующая результативность предварительных и текущих мер.

Механизм валютного контроля и используемые методы

Под методами валютного контроля понимают совокупность приемов, способов, средств, делающих возможным осуществление контрольных функций.

Правильное определение методов – важная задача органов и агентов. Эффективно выбранные средства помогают своевременно пресекать нарушения действующего законодательства, укреплять финансовую дисциплину, не нарушая при этом нормальное функционирование бизнес-структур.

Правовое регулирование валютного контроля дает контролерам «в руки» ограниченный набор методик. У них имеется два основных способа работы:

Это изучение деталей сделок и проводимых операций с целью выявления нарушений валютного законодательства. Задача уполномоченного органа – сопоставить имеющиеся данные (полученные из заявлений на перевод, СВО, СПД и т.д.) с информацией, почерпнутой из документов-источников.

Это требование к клиентам представить бумаги, объясняющие суть совершаемой сделки, подтверждающие правильность суммы платежа, раскрывающие направления работы хозяйствующего субъекта. Агенты обращаются за нужными сведениями к хозяйствующим субъектам, контрольные органы – к агентам.

Важно! Согласно положениям 173-ФЗ, агенты при запросе документов у хозяйствующих субъектов не вправе устанавливать срок их представления менее 7-ми дней.

Для осуществления валютного контроля нельзя требовать любые бумаги, которые придут в голову сотруднику банка. Он вправе запросить документы, имеющие непосредственную связь с содержанием платежа. Подготовленная документация представляется агенту нарочно (оригиналы или прошитые, пронумерованные, подписанные руководством фирмы копии) или по системе Клиент-Банк.

Если компания не сможет представить запрошенные сведения, кредитная организация вправе отказать в проведении платежа.

Банки и иные финансовые институты собирают сведения о сделках, совершаемых фирмами и частными лицами, вносят их в свои базы, сохраняют в архиве. Впоследствии ЦБ РФ вправе затребовать у них отчетность для проверки и нужную ему информацию.

Валютный контроль в неторговом обороте

Сегодня под неторговым оборотом понимают перемещение валюты в виде наличных и дорожных чеков через российскую границу. В целях недопущения злоупотреблений и правонарушений налажен обмен информацией между таможенными органами и Центробанком. Согласно положениям 173-ФЗ, получение необходимых сведений этими структурами не считается нарушением банковской или коммерческой тайны.

Документы валютного контроля, включая 173-ФЗ, ограничивают максимальное количество наличной валюты, которую можно ввозить и вывозить с территории РФ. С 2012 года действуют следующие лимиты:

  • до 10 тыс. долл. включительно – вывозится без ограничений;
  • более 10 тыс. долл. – требуется заполнение таможенной декларации.

Если валютную наличность декларирует нерезидент, таможенники проверяют, чтобы вывозимая сумма оказалась не более ввезенной в РФ ранее.

Перечисленные ограничения не распространяются на владельцев пластиковых карт. Лимиты устанавливаются в расчете на одного человека.

Валютный контроль в неторговом обороте – задача таможенных органов. Долгое время это было основной их функцией, но сегодня имеется тенденция к расширению сферы их ведения, в частности, повышения участия в торговых операциях.

Как на практике банки осуществляют контрольные функции?

Если предприятие проводит сделки с нерезидентами или приобретает иностранную валюту, его действия становятся объектом валютного контроля. Если на счет фирмы поступили доллары, а из банка не пришло никаких уведомлений, радоваться не следует: рано или поздно придется представить подтверждающие документы, но за просрочку грозят штрафные санкции.

Валютный контроль ИП и компаний в отечественных банках – это цепочка последовательных событий:

  • Фирма или предприниматель собирает пакет документов, опосредующих конкретную сделку. Что войдет в этот набор – зависит от экономического смысла совершаемой операции.
  • Если сумма взаиморасчетов с нерезидентом превысит 50000 в долларовом эквиваленте, нужно открывать паспорт сделки. Это можно реализовать дистанционно, заполнив специальную форму в Клиент-банке и направив подписанный обеими сторонами договор специалистам кредитной организации.
  • Клиент выставляет в системе Клиент-Банк заявление на перевод и СВО, если расчеты проводятся в рамках паспорта сделки. Практика демонстрирует необходимость ведения валютного контроля в организации, когда специалист компании следит за действующими договорами, своевременностью представления СПД, организует документооборот.
  • Банк вносит информацию о проводимой операции в собственные базы и реестры.
  • Делается резервирование под операцию, платеж проводится, после чего резерв снимается.
  • Сделка закрывается, после чего кредитная организация включает информацию об операции в свою отчетность, составляемую в соответствии с требованиями ЦБ РФ.

Из описанного выше следует, что понятие валютного контроля состоит из совокупности промежуточных звеньев и процедур, добавляемых к сделке, если она становится объектов государственных интересов с точки зрения соблюдения макроэкономической или валютной безопасности.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://raszp.ru/spravochn/valyutnyy-kontrol-v-rf-osushhestvlyaets.html

Валютный контроль операций резидентов юридических лиц и физических лиц – индивидуальных предпринимателей, физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой

Валютный контроль юридических лиц

Действующим валютным законодательством установлен ряд требований при осуществлении резидентами валютных операций в рублях РФ и иностранной валюте.

При осуществлении валютных операций резиденты обязаны представлять в Банк обосновывающие документы – документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции, указанные в части 4 статьи 23 федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ.

Представленные документы должны соответствовать требованиям к документам, представляемым в Банк для осуществления функции агента валютного контроля.

При несоблюдении клиентом требований, установленных действующим валютным законодательством и непредставлении обосновывающих документов или представлении их в ненадлежащем виде Банк отказывает в принятии документов и осуществлении валютной операции.

Принятие на учет контракта (кредитного договора)

Порядок и сроки принятия на учет контракта (кредитного договора) при осуществлении ряда валютных операций установлен Инструкцией Банка России от 16.08.2017г. № 181-И.

Контракт (кредитный договор) ставятся на учет при одновременном соблюдении следующих условий:

  • контракт/договор заключен с нерезидентом (физическим или юридическим лицом), 
  • расчеты производятся по следующим видам договоров:

– договоры,  в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, предусматривающие при осуществлении внешнеторговой деятельности вывоз с территории Российской Федерации или ввоз на территорию Российской Федерации товаров.

за исключение вывоза (ввоза) ценных бумаг в документарной форме; – договоры, предусматривающие продажу (приобретение) и (или) оказание услуг, связанные с продажей (приобретением) на территории Российской Федерации (за пределами территории Российской Федерации) горюче-смазочных материалов (бункерного топлива), продовольствия, материально-технических запасов и иных товаров (за исключением запасных частей и оборудования), необходимых для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств независимо от их вида и назначения в пути следования или в пункте промежуточной остановки либо стоянки; -договоры, в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, предусматривающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них; – договоры, предусматривающие передачу движимого и (или) недвижимого имущества по договору аренды, договоры финансовой аренды (лизинга);

– договоры, предметом которых является получение или предоставление денежных средств в виде кредита (займа), возврат денежных средств по кредитному договору (договору займа), также осуществление иных валютных операций, связанных с получением, предоставлением, возвратом денежных средств в виде кредита (займа) (за исключением договоров (контрактов, соглашений), признаваемых законодательством Российской Федерации разновидностью займа или приравненных к займу).

  • общая сумма контракта/договора (или счета) равна или превышает:

– для импортных контрактов или кредитных договоров – 3 млн. рублей;
– для экспортных контрактов – 6 млн. рублей.

Сумма обязательств по контракту (кредитному договору) определяется на дату заключения контракта (кредитного договора) либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такое изменение суммы по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю.

Для постановки на учет контракта (кредитного договора) необходимо представить в банк следующие документы:

Представленные документы должны соответствовать требованиям к документам, представляемым в Банк для осуществления функции агента валютного контроля.

Изменение сведений о контракте (кредитном договоре), принятом на учет

При внесении изменений и (или) дополнений в контракт (кредитный договор), а также при изменении иных сведений, содержащихся в разделе I ведомости банковского контроля по принятому на учет контракту (кредитному договору) необходимо направить в банк следующие документы:

Представленные документы должны соответствовать требованиям к документам, представляемым в Банк для осуществления функции агента валютного контроля

Снятие с учета контракта (кредитного договора)

Клиент предоставляет в банк заявление о снятии с учета контракта (кредитного договора) в следующих случаях:

Кроме того, банк вправе самостоятельно снять с учета контракт (кредитный договор) по истечении девяноста календарных дней, следующих за указанной в ведомости банковского контроля датой завершения исполнения обязательств по контракту (кредитному договору).

Валютный контроль при осуществлении платежа в иностранной валюте

Одновременно с Заявлением на перевод необходимо представить в Банк следующие документы: 

  • Обосновывающие документы
  • Сведения о валютных операциях (в случае если платеж производится по контракту (кредитному договору), подлежащему постановке на учет в банке, в случае недостаточности в обосновывающих документах информации для присвоения банком кода вида валютной операции, или в случае если по Инструкции Банка России от 16 августа 2017г. № 181-И представление обосновывающих и иных документов в банк не предусмотрено)

Если обосновывающие документы представлялись в банк ранее, и контракт (кредитный договор) на момент платежа поставлен на учет в банке, то повторного представления обосновывающих документов не требуется.

Валютный контроль при зачислении денежных средств в иностранной валюте на транзитный валютный счет

Для идентификации поступивших на транзитный валютный счет денежных средств и переводе их на текущий валютный счет необходимо в срок не позднее 15 рабочих дней со дня зачисления иностранной валюты на Ваш транзитный валютный счет представить в Банк следующие документы:

  • Сведения о валютных операциях (в случае если средства поступили по контракту (кредитному договору), подлежащему постановке на учет в банке, в случае недостаточности в обосновывающих документах информации для присвоения банком кода вида валютной операции, или в случае если по Инструкции Банка России от 16 августа 2017г. № 181-И представление обосновывающих и иных документов в банк не предусмотрено)
  • Обосновывающие документы
  • Заявление на перевод с транзитного валютного счета на текущий валютный счет.

Если обосновывающие документы представлялись в банк ранее, и контракт (кредитный договор) на момент платежа поставлен на учет в банке, то повторного представления обосновывающих документов не требуется.

В Заявлении на перевод в поле 70 «Назначение платежа» должны быть указаны номер и дата Уведомления о поступлении иностранной валюты, направленного Вам Банком в соответствии с Инструкцией Банка России от 30.03.2004 г. № 111-И.

Номер и дату Уведомления Вы можете узнать:

  • в дополнительном офисе Банка, в котором обслуживается Ваша организация в рабочий день, следующий за датой зачисления денежных средств на транзитный валютный счет;
  • с использованием системы Интернет-банк. Для этого необходимо войти в пункт меню «Выписки», переместить курсор на строку, соответствующую зачисленной сумме, и определить номер и дату Уведомления: – номер Уведомления соответствует номеру референса (латинские буквы и цифры после слова “реф.”), указанному в назначение платежа (комментарии к выписке) -дата Уведомления соответствует дате зачисления денежных средств на  транзитный валютный счет клиента.

Пример:

Источник: https://www.otpbank.ru/corporate/settlement_service/curcontrol/rezidenty

ВЭД: документы валютного контроля для банка

Валютный контроль юридических лиц

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 3 июля 2015 г.

журнала № 14 за 2015 г.

Банковский валютный контроль — неотъемлемая часть внешнеэкономической деятельности.

Если вы заключили, например, внешнеторговый контракт с иностранной организацией, подписали с нерезидентом договор на оказание услуг, аренды (лизинга), то вам не избежать общения с банком в рамках валютного контроля.

Но вот насколько оно будет тесным, зависит от целого ряда факторов. Эта статья поможет вам разобраться, какие документы и в какие сроки нужно будет подать в банк в отношении контракта с нерезидентом.

Нерезиденты для целей валютного контроля — это, в частностип. 7 ч. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — Закон № 173-ФЗ):

  • организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и находящиеся за пределами нашей страны;
  • филиалы (постоянные представительства) этих организаций, находящиеся на территории России;
  • физические лица, не являющиеся гражданами нашей страны (за исключением постоянно проживающих у нас иностранных граждан (лиц без гражданства), имеющих вид на жительство);
  • граждане России, которые в иностранном государстве не менее 1 года:
  • постоянно проживают;
  • временно пребывают на основании как минимум годовой рабочей или учебной визы (их совокупности с общим сроком действия не менее 1 года).

Паспорт сделки

Как только вы заключили контракт с нерезидентом, первое, что вам нужно сделать в рамках банковского валютного контроля, — определить, надо оформлять паспорт сделки или нет.

Если сумма вашего контракта с нерезидентом равна в эквиваленте 50 тыс. долл. США по курсу, установленному ЦБ РФ на дату заключения контракта, или превышает эту величину, вам необходимо оформить паспорт сделки в уполномоченном банке, через который будут проходить расчеты по контрактупп. 5.

2, 6.1 Инструкции ЦБ от 04.06.2012 № 138-И (далее — Инструкция № 138-И). А в ситуации, когда все расчеты пойдут через счета в зарубежных банках, оформлять паспорт сделки вам придется в территориальном отделении Центробанка по вашему юридическому адресуп. 11.1 Инструкции № 138-И.

Забегая вперед, скажем, что в последующем туда же необходимо будет подавать и справки валютного контроляп. 11.5 Инструкции № 138-И. Если же расчеты лишь частично пойдут через зарубежные счета, то паспорт сделки нужно открывать в уполномоченном банке и отчитываться перед ним жепп. 11.2, 11.

10 Инструкции № 138-И.

Подробнее об оформлении, переоформлении и закрытии паспортов сделок написано: 2013, № 1, с. 80

Случается, что на дату заключения контракта паспорт сделки не требуется, поскольку сумма обязательств меньше 50 тыс. долл. США в эквиваленте. Однако в дальнейшем обязательства увеличиваются (их общая сумма становится равна 50 тыс. долл. в эквиваленте или больше). И вам уже нужно оформить паспорт сделки.

Сделать это необходимо не позднее даты, когда сумма обязательств по контракту превысит указанную выше суммуп. 6.5.3 Инструкции № 138-И. Поэтому если вы предполагаете такое развитие событий, то можете подать в банк документы, необходимые для оформления паспорта сделки, заранееп. 1 Информационного письма ЦБ от 07.05.

2014 № 44.

Предельный срок, в который должен быть оформлен паспорт сделки, зависит от того, какая операция будет первой по контракту. В общих случаях оформить паспорт сделки нужно в сроки, указанные в таблице.

Первая операция по контракту с нерезидентомКрайний срок подачи документов для оформления паспорта сделки
Зачисление на счет иностранной валюты (рублей)п. 6.5.1 Инструкции № 138-ИНе позднее 15 рабочих дней со дня поступления денег на счетпп. 2.3, 3.8 Инструкции № 138-И
Списание со счета иностранной валюты (рублей)п. 6.5.2 Инструкции № 138-ИОдновременно с распоряжением на перевод валюты или расчетным документомпп. 2.3, 3.8 Инструкции № 138-И
Ввоз в Россию (вывоз из России) декларируемых товаровп. 6.5.4 Инструкции № 138-ИНе позднее даты подачи декларации на товары (документов, используемых в качестве декларации)
Ввоз в Россию (вывоз из России) недекларируемых товаровпп. 6.5.5, 9.1.2 Инструкции № 138-ИНе позднее 15 рабочих дней после месяца оформления товаросопроводительных и коммерческих документовпп. 9.1.2, 9.2.2, 9.3 Инструкции № 138-И
Выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельностип. 6.5.6 Инструкции № 138-ИНе позднее 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих документовпп. 9.1.3, 9.2.2, 9.3 Инструкции № 138-И

По сравнению с январем — апрелем 2014 г. внешнеторговый оборот РФ упал более чем на 30%

Для оформления паспорта сделки вам необходимо представить в банк договор или выписку из негоп. 6.6.2 Инструкции № 138-И. Но далеко не всегда заключение договора предполагает составление одного документа, подписанного сторонами.

Вы могли заключить внешнеэкономический контракт, обменявшись, скажем, телефаксами или электронными документами (позволяющими достоверно установить, что документ исходит от контрагента)п. 1 ст. 160, ст. 434 ГК РФ.

Также договор будет считаться заключенным (в письменной форме), если, получив от контрагента письменное предложение, вы соглашаетесь и, скажем, отгружаете товар или переводите деньгип. 3 ст. 438 ГК РФ.

Как разъяснил Центробанк, в таком случае вам нужно представить в уполномоченный банк те документы, которыми вы обменивались со своим зарубежным партнеромМетодические рекомендации ЦБ от 15.06.2015 № 14-МР.

Например, полученное по факсу от иностранного контрагента письмо с просьбой о поставке и оригинал вашего ответного счета, направленного партнеру по факсу. Либо при акцепте действием — накладную на отгрузку товара. Главное — чтобы документы, которыми вы обменялись с контрагентом, содержали все существенные условия договора, необходимые для валютного контроля. В частности, предмет договора (наименование поставляемых товаров, описание оказываемых услуг и т. п.), цену контракта, сроки исполнения сторонами своих обязательств.

На рассмотрение поданных документов и принятие решения у банка есть 3 рабочих дня.

Если банк обнаружит какие-то ошибки в заполненной вами форме паспорта сделки, несоответствия с данными представленных документов или же отсутствие каких-то необходимых бумаг, он вернет вам поданные документы для устранения недочетовпп. 6.9, 6.10 Инструкции № 138-И.

Вместе с тем документы для оформления паспорта сделки считаются поданными с соблюдением срока, только если банк в этот установленный срок принял их и оформил паспорт сделки — подписал заполненную вами форму, присвоил номер и проставил дату оформленияп. 6.7 Инструкции № 138-И.

Обращаться в банк за оформлением паспорта сделки нужно заблаговременно. В идеале — сразу после заключения контракта.

Одним лишь оформлением паспорта сделки «валютно-контрольное» общение с банком не ограничивается. За дальнейшие операции по контракту вы должны будете отчитываться перед банком.

Отчетность по валютным операциям для банка

Перед банком нужно отчитываться не только за операции, связанные с расчетами по контракту с нерезидентом. Необходимость представить документы в банк может возникнуть, скажем, при ввозе/вывозе товаров, при оказании (выполнении работ). Для вашего удобства всю информацию о том, в каких случаях, какие документы и в какие сроки нужно подавать в банк, мы привели в таблице.

В случаях, когда в расчетах по контракту с нерезидентом участвует третье лицо — резидент (либо если третье лицо исполняет обязательства по контракту иным способом), отчитываться по валютным операциям нужно в особом порядкегл. 12 Инструкции № 138-И.

Получив справку о валютных операциях (справку о подтверждающих документах), банк проверит, правильно ли она оформлена и соответствует ли указанная в ней информация (включая код вида валютной операции и код вида подтверждающего документа) данным приложенных документов и сведениям, переданным в банк таможнейп. 18.1 Инструкции № 138-И. Справку о валютных операциях банк должен проверитьп. 18.2 Инструкции № 138-И:

  • при списании денег с расчетного счета — не позднее рабочего дня после подачи справки;
  • при зачислении денег — не позднее 3 рабочих дней со дня представления справки.

А для проверки справки о подтверждающих документах банку отведены следующие срокип. 18.2 Инструкции № 138-И:

  • если справка оформляется в отношении задекларированного ввезенного товара, оплаченного авансом, или вывезенного товара, на который предоставлена отсрочка оплаты, — не позднее 10 рабочих дней с даты подачи справки;
  • в остальных случаях — не позднее 3 рабочих дней со дня представления справки.

Банк не примет справку, если обнаружит какие-либо ошибки и несоответствия. Вы получите неправильную справку назад с указанием даты и причины возвратапп. 18.5, 18.6 Инструкции № 138-И.

В срок, установленный банком, вы должны будете подать новую справку о валютных операциях (о подтверждающих документах), устранив все замечанияп. 18.7 Инструкции № 138-И.

Справки о валютных операциях и о подтверждающих документах считаются поданными в срок, еслип. 18.9 Инструкции № 138-И:

  • вы своевременно направили их в банк;
  • банк проверил их и принял.

Поэтому чем раньше вы представите в банк «валютные» справки, тем лучше.

Есть разъяснения Росфиннадзора, где указано: когда в банк подаются справки о валютных операциях, справки о подтверждающих документах и сами подтверждающие документы, «в срок исполнения обязанности резидентом срок их проверки уполномоченным банком не включается»Письмо Росфиннадзора от 05.10.2012 № 43-01-06-25/4133.

Источник: http://GlavKniga.ru/elver/2015/14/1962-ved_dokumenti_valutnogo_kontrolja_banka.html

Валютный контроль: что это такое + принципы, этапы и документы

Валютный контроль юридических лиц

В статье мы рассмотрим, как проходит валютный контроль в банке. Разберем, что такое валютное регулирование и какие операции подвергаются валютному контролю. Вы узнаете, какие функции выполняют агенты валютного контроля и какие документы потребует банк для проведения сделки.

Валютный контроль: понятие, цели и направления

Для расчетов по сделкам, совершаемых в нашей стране, используются рубли. Но в некоторых случаях для проведения финансовой операции нужна другая валюта. Именно эти ситуации и подлежат регулированию валютным законодательством. Далее проанализируем валютный контроль на предприятии и в банке, а также выясним, что это такое.

Итак, что же значит термин «валютный контроль»? Объясним простыми словами. Валютным контролем (ВК) называют действия, благодаря которым обеспечивается соблюдение закона и правил, связанных с расчетами в валюте.

В глобальном смысле за выполнением этих норм следят:

  • Центробанк (далее ЦБ РФ).
  • Таможенный комитет.
  • Правительство.
  • Минфин.
  • Исполнительная власть.

Непосредственный же контроль осуществляют так называемые агенты валютного контроля — коммерческие банковские организации — наделенные полномочиями ЦБ РФ. Они несут ответственность за то, чтобы все платежи были оформлены правильно, а сведения предоставлены в полном объеме.

Если же говорить о том, для чего и зачем, вообще, нужен ВК, то его главная цель состоит в том, чтобы обеспечить полное соблюдение валютного законодательства.

Помимо этого, контроль проходит по направлениям:

  • наблюдение за соответствием операций закону;
  • проверка факта выполнения обязательства между резидентами и нерезидентами;
  • проверка достоверности отчетности по валютным операциям.

Теперь обсудим, в каких странах есть валютный контроль. Большое количество государств использовали методику ВК, когда переживали тяжелые времена в своей экономической жизни. Если приводить примеры из истории, то осуществление такого контроля активно применялось в послевоенный период.

В более позднее время ВК был реализован в таких крупных государствах, как Франция, Япония, Германия. Сейчас большинство стабильных стран не применяет контроль над операциями в валюте и вполне успешно обходится без него. Но часть держав по-прежнему использует этот режим. В это число входят около 50 стран, таких как Чехия, Турция, Польша, Израиль.

Все тонкости ВК в нашем государстве отражены в законодательстве, там же определены субъекты данного режима.

Формы и принципы валютного контроля

ВК базируется на таких принципах:

  • исключается неоправданное вмешательство государства в операции;
  • система ВК и валютного регулирования едины;
  • права всех участников сделок защищаются на государственном уровне.

Стоит также отметить несколько специфических принципов. В частности:

  1. Законность.
  2. Обязательность.
  3. Обеспечение коммерческой и служебной тайны.

Виды, формы и методы валютного контроля находятся в развитии, так как в законодательство вносятся изменения. А теперь разберемся с каждым пунктом несколько подробнее.

Методы контроля можно условно разделить на специализированные, основные и дополнительные. В понятие специализированных методов входят обследование и ревизия.

К основным методам можно отнести наблюдение и проверку. К дополнительным же обычно относят различные запросы на получение информации и анализ полученных данных с использованием приемов аналитики.

Если выделять отдельные виды валютного контроля, то они делятся на:

  • предварительный (происходит до момента, пока операция будет совершена);
  • текущий (осуществляется непосредственно в процессе совершения операции);
  • последующий (производится после того, как операция с валютой будет совершена).

А также имеет место разделение на непосредственный и опосредованный контроль. В первом случае его осуществляют органы и агенты валютного контроля, во втором — Правительство РФ.

Органы валютного контроля

Органы валютного регулирования и валютного контроля осуществляют контроль на территории Российской Федерации. К этим органам относят прежде всего, ЦБ РФ и Правительство РФ.

К их функционалу относится:

  • издание нормативных актов, которые должны исполнять все стороны;
  • осуществление надзора за проведением валютных операций;
  • проведение проверочных мероприятий по операциям в валюте.

А также эти органы регулируют процесс учета и отчетности. Должностные лица компетентных органов обладают правом проверять документацию, приостанавливать действие лицензий на осуществление операций и так далее. Причем вся информация, полученная этими лицами, должна быть сохранена как коммерческая тайна.

Операции, подлежащие обязательному валютному контролю

Обязательному валютному контролю подлежат только 3 разновидности сделок:

1

Сделки, в которых участвуют внешние и внутренние ценные бумаги. Если у ценных бумаг номинал в долларах США или другой валюте, то сделки подлежат ВК.

2

Расчеты между резидентами и нерезидентами. Все стороны должны соблюдать законодательство, но в то же время, они имеют право на защиту своих прав.

3

Сделки с расчетами в валюте других стран. Если валюта является платежным средством по контракту с компанией, находящейся за рубежом, эта сделка подлежит ВК.

Отметим, что не все операции осуществляются под контролем. Какие операции не подлежат валютному контролю? ВК охватывает только те ситуации, когда товар пересекает границу нашей страны. Не контролируются те валютные операции, когда товар фактически в Россию не ввозится.

https://www.youtube.com/watch?v=qxdF34l2INI

Также прочитайте: Консультация по валютному контролю: список банков, на какие вопросы ответят специалисты + отзывы

Агенты валютного контроля

В число агентов валютного контроля входят:

  • банковские организации, которые напрямую подчиняются ЦБ РФ;
  • структуры небанковского типа, в частности, ФНС;
  • государственная корпорация — Внешэкономбанк.

Данные агенты, осуществляя контроль, выполняют ряд функций:

  • оформляют один или несколько расчетных счетов участникам сделок;
  • проверяет все бумаги на соответствие действительности;
  • регистрируют всю информацию по сделке в соответствующих базах данных;
  • осуществляют открытие паспорта операции;
  • закрывают операцию;
  • создают отчет по проведенной сделке.

Этапы валютного контроля

Процедура валютного контроля состоит из нескольких этапов. Разберемся в них несколько подробнее.

На практике весь процесс происходит так:

  1. Собирается полный пакет документации, который подтверждает, что сделка правомерна. В зависимости от типа сделки пакет бумаг может отличаться.
  2. Агент валютного контроля проводит операцию. Для этого может потребоваться открыть доп. счет.
  3. Открывается паспорт сделки (если это нужно).
  4. Информацию вносят во все базы данных.
  5. Резервируются средства для исполнения сделки.
  6. После того как сделка будет исполнена, резерв возвращается.
  7. Осуществляется закрытие сделки и формирование отчетности по ней.

Проанализировав алгоритм, мы видим, что валютный контроль является составной частью в обычной сделке. Он будет произведен, если сделка входит в число тех, осуществление которых должно проходить под контролем государства.

Документы для валютного контроля

Уточним, что банковская организация может затребовать у вас только ту документацию, которая имеет непосредственное отношение к осуществляемой сделке.

Чаще всего это:

  • паспорта участников сделки;
  • документы, которые подтверждают гос. регистрацию;
  • различная таможенная документация (декларации и прочее);
  • паспорт сделки;
  • контракты, доверенности, счета-фактуры;
  • при необходимости — документация на недвижимость.

А также предоставляется документация, подтверждающая право сторон осуществлять подобные сделки. Не стоит забывать брать в финансовом учреждении бумаги, подтверждающие, что операция с валютой успешно проведена.

Также прочитайте: Валютный контроль и штрафы: чем грозит нарушение сроков сдачи документов и просрочка оплаты за товар.

(1 5,00 из 5)

Источник: https://rko-bank.ru/vk/valyutnyj-kontrol.html

Валютный контроль юридических лиц

Валютный контроль юридических лиц

В расчетных операциях по транзакциям, проводимых в Российской Федерации, принимает непосредственное участие российский рубль. Но есть ряд практических ситуаций, в которых компания вынуждена применять национальные валютные единицы, относящиеся к прочим странам.

Именно они подлежат детальному регулированию со стороны валютного законодательства и определяют правила, порядки расчетных мероприятий. Получается, что валютный контроль представляет меру, связанную с непосредственным обеспечением учета норм и правил по расчетам в валютах иностранных государств.

В Российской Федерации в настоящее время этими мерами занимаются следующие структуры:

  • Правительство;
  • Центробанк;
  • Министерство финансов;
  • различные органы, обеспечивающие исполнительную власть;
  • комитет по таможенному регулированию вопросов.

Эти регуляторы действуют на глобальном уровне. Непосредственно местными контрольными операциями занимаются специальные агенты, являющиеся уполномоченными со стороны Центрального банка коммерческие финансовые структуры. Именно они несут ответственность за правильность и рациональность проведения обработки платежей и предоставление соответствующих данных.

Согласно действующим нормам законодательства, валютный контроль (далее по тексту – ВК) в нашей стране проходит в соответствии с несколькими базовыми принципам и особенностями:

  • запрет на незаконное вмешательство государственной стороны и прочих уполномоченных структур в операции и сделки по валютам;
  • обеспечение защиты интересов всех резидентов и нерезидентов в процессе взаимных расчетов в иностранных валютах в рамках разных операций;
  • формирование единства внешних и внутренних политических подходов по данному вопросу.

Можно сделать заключение о том, что не все валютные операции и сделки имеют непосредственное отношение к области интереса их регуляторов и агентов, и практическая сторона вопроса подтверждает этот факт наилучшим образом.

Согласно ФЗ №173 от 10.12.2003, только три вида сделок в валюте подразумевают соответствующий контроль.

  1. Расчетные операции, совершаемые между резидентами и нерезидентами. Правительство РФ имеет прямой и непосредственный интерес в том, чтобы нормы законодательства соблюдались обеими сторонами, а их интересы стали защищенными.
  2. Мероприятия с привлечением ценных бумаг внешнего и внутреннего типа. Большая доля документов обладает номиналом, выраженным в долларах или прочих иностранных валютах. Любые сделки и операции, подразумевающие участие таких активов, подразумевают осуществление валютного контроля.
  3. Сделки, связанные с расчетными действиями в иностранной валюте. Если она применяется как платежный инструмент на основании договора с каким-либо контрагентом, находящимся за рубежом, они обязуются пройти валютный контроль.

Как показывает практическая статистика, современное валютное законодательство на территории РФ является весьма либеральным. К примеру, в ФЗ №173 есть указание о том, что предпочтение отдается не декларативным, а рыночным способом влияния на внешнюю экономическую деятельность субъектов.

Правила осуществления

Чтобы беспрепятственно и грамотно оформить и пройти процесс ВК, ЮЛ и ИП обязуются обеспечить соблюдение ряда правил и нюансов.

  1. В целях расчетных операций в иностранных денежных средствах необходимо заняться открытием соответствующего счета в уполномоченной финансовой структуре.
  2. За комплексом исключительных ситуаций, взаимные расчеты между резидентами страны запрещены и исключены.
  3. В процессе осуществления внешнеэкономической деятельности резидент обязуется обеспечить предоставление в адрес банка-агента сведений о примерном сроке исполнения обязательств по соглашению и об ожидаемых временных рамках поступления валюты.
  4. В процессе ведения работ с нерезидентом резидент обязуется заняться обеспечение возврата средств за невыполнение обязательства второй стороны, а также получением денег в валюте иностранного государства за товары и услуги.
  5. В целях перевода средств за рубеж на собственные открытые счета за резидентом сохраняется обязательство по предоставлению налоговой службе уведомления, содержащего весь необходимый перечень данных.

Учет контракта

Согласно с правительственными постановлениями и законами, нормативами, документы, принимающие участие в этом процессе, должны включать следующий набор сведений:

  • учетный номер, принадлежащий плательщику или его структурному подразделению;
  • номер, под которым осуществлена регистрация сделки, если это предусмотрено законом;
  • дата и номер договора о внешней торговле;
  • признак оплаты: если она произведена до даты поступления, указывается «0», если после – ставится «1»;
  • кодовое значение товарного поступления: указывается цифра «2» в случае осуществления платежа за товары, которые поступают на территорию страны, а «3», если они не поступают.

Проведение операции подразумевает отказ со стороны банка в следующих практических ситуациях:

  • валюта расчета не имеет соответствия валютному законодательству;
  • клиент не предоставляет документацию, содержащую информацию, нужную банку;
  • от клиента было получено поручение на перечисление денег, а исполнение поручения не соответствует режиму работы клиентского счета;
  • клиент не приносит это поручение в банк;
  • источник поступления не соответствует нормам ВК в стране;
  • клиент имеет намерения по снятию наличной иностранной валюты;
  • в процессе снятия наличности со счетов, принадлежащих валютным операциям;
  • неправомерное изменение по обязательствам;
  • отсутствие регистрационного процесса по сделке.

Принятие документа

Принятие документа произойдет только в том случае, если все нормы его заполнения и функционирования безоговорочно соблюдены. Банковская организация в процессе предоставления клиентами документа осуществляет проверку следующих важных сведений и нюансов:

  • факт соответствия валюты расчета валютным нормам закона;
  • присутствие названия местонахождения и реквизитов банка;
  • наличие суммарной стоимости во внешнеторговых операциях.

Изменение сведений

В процессе функционирования контракта может потребоваться внесение изменений. Юридические лица оговаривают данные моменты между собой и оповещают о решении банковскую организацию, которая может как принять их к сведению и выполнить клиентские поручения, так и отказать в этом моменте, мотивируя такой поступок различными обстоятельствами.

Снятие с учета

После утраты актуальности и за ненадобностью подобные операции подлежат снятию с учета. Делается это в соответствии с нормами законодательства, и у каждого банка могут присутствовать свои правила, нормы, особенности.

Тем не менее, суммарный принцип действий остается тем же и подразумевает подачу соответствующего набора документов, ожидание и непосредственно снятие с учета.

Бухгалтерский учет валютных операций является сложным и многогранным и подразумевает составление определенных проводок.

Отражаются эти действия в рамках следующего порядка:

  • Дт 57(3) Кт 52 – перечисление валютных единиц, которые предназначены для последующей продажи;
  • Дт 57(3) Кт 91 (проводка функционирует и в обратной записи) – отражение различий в курсах, которые образовались в процессе изменений и колебаний валютных значений;
  • Дт 90(10) Кт 57(3) – фактическое отражение стоимости реализованной иностранной валюты по курсу на дату реализации;
  • Дт 51 Кт 90(7) – отражается денежная величина в национальной валюте, которая поступила за реализованные иностранные средства, по действующему на валютном рынке курсу реализации;
  • Дт 90(10) Кт 51 – отражение расходных направлений, которые связаны с процедурой реализации валюты, включая комиссионные отчисления в адрес финансовой организации.

Таким образом, операции по валютному регулированию играют важную роль на территории РФ и подразумевают совершение большого количества действий и соблюдение ряда правил.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/buh/rko/bankovskie-operacii/valyutnyj-kontrol.html

BankirKi
Добавить комментарий