Свободный порт Владивосток хотят расширить

Свободный порт Владивосток: что значит? Свободный порт Владивосток: плюсы и минусы

Свободный порт Владивосток хотят расширить

Свободный порт Владивосток является портовой зоной, в которой действует специальный таможенный режим. Данный проект начал функционировать совсем недавно, с осени 2015 года.

Правительством страны на него возлагаются большие надежды.

Давайте разберемся, какие задачи преследует программа экономической зоны “Свободный порт Владивосток”, что значит это понятие и что сулит России реализация данного замысла.

Экономико-географическое расположение Приморья

Проект “Свободный порт Владивосток” включает в себя ряд портовых зон различных населенных пунктов Приморья, а также транспортные маршруты, подъезды и коммуникации к ним. Именно стратегическое экономико-географическое положение региона породило замысел создания тут особой торговой зоны.

Приморский край расположен на самом юго-востоке России. С северной стороны он граничит с Хабаровским краем, с запада – с Китаем, с юго-запада с Северной Кореей, а с востока омывается водами Тихого океана. Административным центром данного региона является город Владивосток, численность населения которого на данный момент превышает 600 тыс. человек.

Морское побережье Приморского края испещрено бухтами и заливами, удобными для судоходства и корабельной навигации.

Все вышеуказанные нюансы сыграли значительную роль в том, что через территорию края с давних пор проходили крупные сухопутные и морские торговые пути. Главными транспортными артериями являются Транссибирская железнодорожная магистраль и Тихоокеанские морские пути.

История развития города и порта

Владивосток стал свободным портом только в октябре 2015 года. Однако он имеет довольно продолжительную историю своего развития.

Сам Владивосток возник в 1860 году как военный форпост, призванный охранять границы Российской империи с Китаем и торговые пути. Хотя ещё раньше так называли морскую бухту, у которой располагался будущий город.

Уже в 60-х годах позапрошлого столетия в этом населенном пункте появились первые гражданские поселенцы. Тогда же был заложен порт. С 1861 по 1909 год он имел статус, который ему вернули совсем недавно, – порто-франко.

С 1888 года Владивосток стал центральным городом Приморской области, сменив в этом статусе Хабаровск, что уже говорило о его значительном развитии.

К 1891 году относится начало сооружения Транссибирской железнодорожной магистрали, оказавшее значительное влияние на развитие региона. Окончено строительство железной дороги было в 1916 году.

С тих пор Владивосток стал важнейшим узлом, связывающим Транссибирскую железнодорожную магистраль и Тихоокеанские морские пути. Сегодня торговое значение порта ещё больше выросло.

Во время Гражданской войны Владивосток входил в состав буферного государства Дальневосточная республика, а также был главным городом Приамурского земского края, противостоявшего большевикам.

С приходом советской власти Владивосток продолжал оставаться главным городом Приморской области, а с 1938 года стал административным центром новообразованного Приморского края. Продолжал развиваться и порт. Именно в советский период грузооборот в нем достиг невиданных прежде масштабов.

Современность

После распада СССР в составе Российской Федерации Владивосток остается административным центром Приморья. В начале 2000-х объем внешней торговли в порту достиг уровня 0,7 млрд долларов в год, а в 2009 году товарооборот превысил объем в 15 млн тонн.

Основными видами товаров, которые ввозятся в Россию через порт, являются автомобили, электроника, предметы одежды, продукты. Импортируются продукты металлургии, морепродукты, древесина. Основные направления ввоза и вывоза товаров: Китай, Япония, США, Республика Корея и некоторые другие государства Азиатско-Тихоокеанского региона.

Высокие показатели товарооборота, а также заинтересованность в его дальнейшем росте заставили властные круги задуматься о придании порту особого таможенного статуса.

Развитие идеи свободного порта

Идея создания свободного порта во Владивостоке, или, как принято называть подобный правовой статус, порто-франко, уже давно витала в воздухе. Тем более что городу уже присваивался подобный статус ещё во времена Российской империи, в 1861-1909 годах. Так что прецедент был.

Ещё большую остроту данный вопрос приобрел после введения санкций против России рядом западных держав. Начали появляться различные идеи, как стимулировать других иностранных партнеров увеличить объемы сотрудничества с Россией. Одной из таких идей и был Свободный порт Владивосток. Что значит для экономики региона и страны в целом такое нововведение, думающие люди отлично понимали.

Сначала данная идея рассматривалась на местном уровне, в Приморском крае, но затем о ней все чаще стали говорить в верхах.

Законодательное оформление

Первое серьезное заявление о возможных перспективах создания особой таможенной зоны в Приморском крае прозвучало в конце 2014 года. Предложение присвоить Владивостоку статус порто-франко в декабре было публично вынесено президентом России. Уже в конце месяца данный проект был заложен в программу развития Российской Федерации.

В середине июля 2015 года В. В. Путин подписал закон о придании особого таможенного статуса Владивостоку и некоторым другим портам и территориям Приморского края, но он вступил в силу только с 12 октября. С этих пор Владивосток снова стал порто-франко.

Цели проекта

Давайте выясним, какие цели преследует реализация проекта “Свободный порт Владивосток”. Что значит для политиков и экономистов его реализация?

Основными целями, который преследует данный проект, является наращивание товарооборота в портовых зонах Приморского края, превращение их в крупнейшие перевалочные пункты Азиатско-Тихоокеанского региона.

Он должен способствовать достижению увеличения товарооборота в данных портах, как в количественном, так и в денежном выражении.

В его задачи также входит способствование росту ВВП страны в целом, развитие инфраструктуры региона (главным образом транспортной), расширение торговых связей с партерами, увеличение объемов услуг, связанных с переработкой, транспортировкой и хранением грузов.

О том, с помощью каких методов будут решаться данные задачи, мы поговорим ниже.

Правовой статус и механизм работы

Теперь пришло время конкретно поговорить о том, что означает Свободный порт Владивосток с правовой точки зрения, и в чем заключается механизм работы проекта.

Статус порто-франко предполагает нераспространение таможенной зоны государства, на территории которого расположен порт, на его зону. То есть товары, прибывающее сюда, не нуждаются в растаможивании.

Данная процедура совершается только в том случае, если товар начинает движение вглубь страны, на её таможенную территорию. Таким образом грузоперевозчики экономят время и финансы.

Им не нужно производить растаможку товара и платить за него пошлину.

Свободный порт – это беспошлинная зона ввоза и вывоза товара. Естественно, такое положение вещей должно привлечь грузоперевозчиков и других контрагентов. Особенно подобная таможенная зона выгодна тем субъектам международной торговой деятельности, которым нужен перевалочный пункт для дальнейшей транспортировки грузов.

В границах Свободного порта установлен упрощенный визовый режим, введены особые меры поддержки предпринимательства, целый ряд льгот в обложении налогами. Данный статус благоприятствует не только международным торговым отношениям, но и развитию местного предпринимательства.

Именно это нужно, в первую очередь, знать тем людям, которые хотят уяснить, что такое Свободный порт Владивосток, что это значит.

Нужно сказать, что ещё во времена Российской империи, кроме Владивостока, данный статус имели Феодосия, Батум, Одесса и ряд других портовых зон.

Руководство

Руководство Свободным портом находится в ведении специального Наблюдательной совета, который состоит из некоторых членов правительства и представителей местных властей. Главной его задачей является координация действий правительства РФ и региональных органов власти, а также недопущение излишнего вмешательства контролирующих структур в деятельность данной таможенной зоны.

В настоящее время главой Наблюдательного Совета является Юрий Трутнев.

Территориальные рамки

Теперь давайте разберемся, какие именно территории Приморского края включены в таможенную зону Свободный порт Владивосток. Что значит это в территориальном плане?

Нужно отметить, что в границы Свободного порта входят не только сами порты Приморья, но и целый ряд дополнительных коммуникаций, подъездов, сооружений и комплексов, в том числе и аэропорт Кневичи.

В целом портовая зона охватывает 15 из 34 районов Приморья. Она тянется от порта Зарубино на западе до порта Находка на востоке, а на север простирается до Ханкайского муниципального округа включительно и озера Ханка.

Кроме того, согласно российским юридическим нормам, правовой статус Свободного порта Владивосток распространяется на транспортный путь «Приморье-1», тянущийся от китайского города Харбин до портов Азиатско-Тихоокеанского региона, а также «Приморье-2», пролегший между Чанчунем и портами на Тихом океане.

Таким образом, мы определили, на какую территорию распространяется Свободный порт Владивосток, что это такое в географическом ракурсе.

Перспективы расширения

Несмотря на такой территориальный охват, преимущества Свободного порта Владивосток заставляют задуматься о его дальнейшем расширении.

Так, правительства Сахалинской области, Чукотского АО, Камчатского и Хабаровского края выразили пожелания о включении ряда портов, которые находятся на территории их регионов, в состав особой таможенной зоны. В частности, это касается таких портов, как Советская Гавань, Провидения, Петропавловский, Николаевск-на-Амуре, Корсаковский, Ванино, Беринговский, Охотск и ряда других.

Кроме того, руководитель Лазовского района Приморского края выразил надежду о включении упомянутого административного образования в состав данной зоны, в частности порта Преображение.

Прогнозы развития

Пока трудно оценить все достоинства и недостатки проекта “Свободный порт Владивосток”. Плюсы и минусы более наглядно предстанут перед нами несколько позже. Тем не менее многие аналитики уже сейчас составляют обоснованные прогнозы его развития. Так, предполагается, что к 2025 году валовый продукт Приморья увеличится более чем в два раза, а к 2034 году – почти в 3,5 раза.

Конечно, чтобы свершились такие радужные перспективы, нужно разрешить некоторые проблемы Свободного порта Владивосток. В частности, требуется увязать все законодательные нормы воедино и отрегулировать механизм функционирования данной таможенной зоны.

Источник: http://fb.ru/article/223589/svobodnyiy-port-vladivostok-chto-znachit-svobodnyiy-port-vladivostok-plyusyi-i-minusyi

Инвесторы выбирают Свободный порт Владивосток

Свободный порт Владивосток хотят расширить

Федеральный закон о Свободном порте Владивосток вступил в силу в октябре 2015 года. Сначала особый режим распространялся на 15 муниципалитетов Приморского края, включая столицу региона.

В 2016 году, по поручению президента России Владимира Путина, режим порто-франко был распространен на ключевые гавани Дальнего Востока: в Хабаровском крае (Ванинский муниципальный район), Сахалинской области (Корсаковский городской округ), Камчатском крае (Петропавловск-Камчатский), Чукотском автономном округе (Певек), Приморском крае (Лазовский муниципальный район).

Еще одни изменения вступили в силу с 1 ноября 2017 года.

Президент Владимир Путин подписал закон о перераспределении полномочий по градостроительной деятельности между местными и региональными властями в сфере градостроительной деятельности на территории Свободного порта Владивосток.

В соответствии с документом, отдельные полномочия местных властей в данной области переданы на уровень субъекта. Эта мера направлена на привлечение новых инвестиций в объекты капитального строительства на территории Свободного порта Владивосток.

цель – наращивание товарооборота в портовых зонах и превращение их в крупнейшие перевалочные пункты Азиатско-Тихоокеанского региона. В его задачи также входит способствование росту ВВП страны в целом, развитие инфраструктуры региона, расширение торговых связей с зарубежными партнерами, увеличение объемов услуг, связанных с переработкой, транспортировкой и хранением грузов.

Статус порто-франко предполагает нераспространение таможенной зоны государства, на территории которого расположен порт, на его зону. То есть товары, прибывающее сюда, не нуждаются в растаможивании.

Данная процедура совершается только в том случае, если товар начинает движение вглубь страны, на её таможенную территорию. Таким образом грузоперевозчики экономят время и финансы.

Им не нужно производить растаможку товара и платить за него пошлину.

Таким образом, видны отличия Свободного порта Владивосток от территорий опережающего развития. ТОР ориентирована в первую очередь на развитие внутреннего рынка. Поэтому у нее нет строго очерченных границ и таможенных преференций. Создание же свободного порта ориентировано на развитие международных деловых отношений.

Государство поддерживает

В границах Свободного порта Владивосток установлен упрощенный визовый режим, введены особые меры поддержки предпринимательства, целый ряд льгот в обложении налогами.

Среди наиболее значимых преференций, предоставляемых резидентам СПВ, – нулевая налоговая ставка на прибыль, землю и имущество, отсутствие таможенных пошлин на ввоз иностранных товаров, пониженные тарифы страховых взносов и право на предоставление земельных участков в аренду без торгов.

В первые пять лет налог на прибыль для компаний-резидентов составит не более 5% (в том числе 0% – в федеральный бюджет, не более 5% – в региональный бюджет).

При этом в течение последующих пяти лет налог прибыль составит не менее 12% (2%  – в федеральный бюджет, не менее 10% – в региональный бюджет). Также компании полностью освобождаются от налога на имущество и земельного налога.

Отчисления во внебюджетные фонды составят всего 7,6%, вместо практикуемых 30%.

Установлены для резидентов Свободного порта Владивосток и дополнительные преференции.

В их числе: сокращенное время проведения контрольных проверок (не более 15 дней); сокращенные сроки получения разрешительной документации для объектов капитального строительства – менее 40 дней; режим единого окна при прохождении контроля на границе, круглосуточный режим работы пунктов пропуска; упрощенный визовый режим – получение 8-дневной визы на границе

Беспошлинный и безналоговый режим свободной таможенной зоны для резидентов заключается в ввозе, хранении, потреблении (использовании) иностранных товаров, вывозе и ввозе товаров. Предусмотрена и государственная протекция – управляющая компания вправе подавать иски в защиту резидентов свободного порта.

Инвесторы выбирают Приморье

С резидентами Свободного порта Владивосток в Приморье заключено уже 300 соглашений Приморье на общую сумму почти 258 миллиардов рублей с перспективой создания в крае более 30 тысяч рабочих мест.

На данный момент в Корпорацию развития Дальнего Востока поступило 478 заявок на получение статуса резидента СПВ в Приморье на сумму более 323 миллиардов рублей. Инвесторами уже открыто 35 предприятий, и до конца 2017 года планируется открытие еще 20. Наибольшей популярностью пользуется сам город Владивосток – более 290 компаний.

Заявленный объем финансирования по проектам превышает 120 миллиардов рублей. Будущие резиденты намерены создать в городе более 17 тысяч рабочих мест.

Среди открывшихся на территории Свободного порта производств – фабрика по огранке бриллиантов индийской группы компаний «KGK». Крупнейший производитель ограненных драгоценных камней и ювелирных изделий уже приступил к работе во Владивостоке и даже презентовал первый алмаз, изготовленный на этом предприятии. 

Источник: http://Deita.ru/ru/news/investory-vybirayut-svobodnyj-port-vladivostok/?al

Число резидентов порта Владивосток и ТОР на Дальнем Востоке превысило 1,2 тыс

Свободный порт Владивосток хотят расширить

По словам главы Корпорации развития Дальнего Востока Дениса Тихонова, около 150 проектов сейчас находятся в стадии оформления

ВЛАДИВОСТОК, 13 сентября. /ТАСС/. Число резидентов территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток составило 1,2 тыс., еще около 150 проектов находятся в стадии оформления. Об этом в интервью на стенде ТАСС на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) сообщил генеральный директор Корпорации развития Дальнего Востока (КРДВ) Денис Тихонов.

“В целом сегодня у нас 1 тыс. 338 проектов, которые работают в режимах ТОР и Свободный порт Владивосток. Из них примерно 1,2 тыс. – от резидентов, и остальные – компании на разных стадиях оформления резидентства, то есть от заявки до этапа подписания соглашения с корпорацией”, – сказал он.

Тихонов пояснил, что все резиденты пользуются налоговыми льготами, предусмотренными режимами ТОР и СПВ, “а дальше корпорация развития за каждым проектом закрепляет персонального менеджера, и резиденты получают сопровождение их инвестпроектов на всех стадиях реализации проектов”.

“Резидентам ТОР КРДВ предоставляет земельные участки – мы их оформляем, получаем у муниципалитетов, регионов, отчасти – выкупаем у собственников.

В каких-то проектах применяем механизм изъятия для государственных нужд.

То есть полностью оформляем необходимую землю для реализации проектов, и передаем их резидентам – таких участков мы уже передали 383, что на площади больше 17 тыс. га”, – добавил он.

Глава КРДВ также сообщил, что сейчас совместно с властями регионов создается 195 объектов инфраструктуры.

Соотношение частных и госинвестиций в ТОР

Доказательством эффективности территорий опережающего развития в Дальневосточном федеральном округе может служить соотношение между государственными и частными инвестициями – на один рубль вложенных в создание инфраструктуры бюджетных средств приходится 18,5 рублей частных вложений, сообщил гендиректор КРДВ.

“Самый главный для нас показатель – это бюджетная эффективность и мультипликатор – сколько на один бюджетный рубль в инфраструктуру вложено частных инвестиций. Сегодня действующий по ТОР – 18,5 рублей, то есть на 1 рубль бюджета вложено 18,5 рублей частных инвестиций”, – сказал Тихонов.

При этом он пояснил, что увеличение площадей ТОР не влияет на увеличение этого показателя. “Поэтому иногда мы расширяем ТОР с небольшим запасом, для того чтобы можно было сделать проект планировки территории”, – добавил гендиректор КРДВ.

Проекты с поправками в законы о ТОР и СПВ

Законопроект, предусматривающий сокращение сроков создания инфраструктуры и строительства в территориях опережающего развития Дальнего Востока, и проект закона, который позволит резидентам Свободного порта Владивосток получать земельные участки через Корпорацию развития Дальнего Востока находятся на согласовании в органах исполнительной власти.

“У нас готовы законопроекты, которые сегодня проходят согласование в органах исполнительной власти. Первый – это об упрощении процедуры строительства и сокращение сроков создания инфраструктуры ТОР.

Там есть ряд моментов, которые позволяют снизить сроки оформления и земельных участков, оформление градостроительной документации и ряд других.

И второй закон – тот, который регламентирует как раз отдельные случаи, когда резиденты СПВ также смогут получать земельные участки через Корпорацию развития Дальнего Востока”, – сказал глава Корпорации.

При этом, по словам Тихонова, “те налоговые льготы, которые применяются в режимах ТОР, те преференции по строительству инфраструктуры позволяют сделать проекты реалистичными”. По его словам, затраты частных инвесторов на инфраструктуру в отдельных случаях бывают настолько велики, что ставят под сомнение реализацию самих проектов.

Ввести режим СПВ на весь Дальний Восток возможно

Распространение режима Свободного порта Владивосток на территорию всего Дальневосточного федерального округа станет возможным при условии высокой концентрации инвестиционных проектов, рассказал Тихонов.

Ранее сообщалось, что комитет Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока предложил правительству РФ рассмотреть возможность распространение режима Свободного порта Владивосток на все основные порты ДФО и Арктической зоны РФ для увеличения конкурентоспособности Северного морского пути.

“Первичен не режим, первична идея и проект резидента, предпринимателя. Если у нас на всей территории Дальнего Востока будет такая плотность инвестиционных проектов, что нужно будет ее накрыть режимом [Свободного порта Владивосток], тогда можно об этом будет говорить.

Конечно, налоговые льготы как дополнительный стимул развития предпринимательства – это хорошо, но это не благотворительность со стороны государства, это экономический расчет, который направлен на то, что все деньги, которые сегодня государство или вкладывает, или недополучает в виде налогов, они будут возвращены бизнесом через определенное количество лет в виде налоговых поступлений”, – сказал глава КРДВ.

О тор

Территории опережающего развития (ТОР) создаются для формирования благоприятных условий привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для населения.

Получение статуса резидента ТОР для компании предусматривает получение ряда налоговых льгот, а также использование пониженных отчислений по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ. При этом инвестор ТОР принимает на себя обязательства по финансовым инвестициям и созданию новых рабочих мест.

Режим Свободного порта Владивосток также предоставляет льготы, но больше подходит для компаний, ориентированных на внешние рынки.

Четвертый Восточный экономический форум проходит во Владивостоке 11-13 сентября. ТАСС является генеральным информационным партнером, официальным фотохост-агентством и модератором зоны презентаций регионов и инвестиционных проектов ВЭФ-2018.

Источник: https://tass.ru/vef-2018/articles/5559370

BankirKi
Добавить комментарий