Смягчающие обстоятельства налогового правонарушения

Содержание
  1. Смягчающие обстоятельства налогового правонарушения
  2. Что является таковым в случае налогового правонарушения
  3. Нормативная база
  4. Составление ходатайства
  5. Формы вины при совершении налогового правонарушения. Обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие вину
  6. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения (ст. 111 НК РФ):
  7. Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 112 НК РФ):
  8. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за налоговое правонарушение, Комментарий, разъяснение, статья от 15 октября 2008 года
  9. Обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность
  10. Иныеобстоятельства, смягчающие налоговую ответственность
  11. Налоговые смягчающие обстоятельства: выбираем, заявляем
  12. Какие обстоятельства помогут уменьшить штраф
  13. Ходатайствуем о снижении штрафа
  14. ХОДАТАЙСТВО об учете смягчающих обстоятельств

Смягчающие обстоятельства налогового правонарушения

Смягчающие обстоятельства налогового правонарушения

Развитие бизнеса не обходится без наложения штрафных санкций со стороны налоговиков. Снизить сумму сумеют смягчающие обстоятельства налогового правонарушения, прописанные в нормативных документах.

При рассмотрении дела выясняются истинные мотивы, есть возможность предоставить иные доказательства неумышленности действий вместо злостного уклонения. Каждый случай рассматривается индивидуально, что позволит существенно сократить размер штрафа.

Налоговый кодекс станет ориентиром при рассмотрении, в ряде статей четко прописаны сами нарушения и смягчающие причины. Основные связаны с:

  • внезапно изменившимся семейным и личным положением;
  • возникшим постоянным давлением и угрозами по служебной и материальной линии;
  • проблемами материального характера и нехваткой денежных средств;
  • различными факторами, признанными смягчающими в судебной инстанции или налоговыми органами.

Правонарушитель сможет сослаться на прочие причины, подходящие для любых налогоплательщиков. Во внимание принимается:

  • задержка с регистрацией и сдачей отчетности в первый раз (обычно такое допускают молодые компании и ИП);
  • добросовестное выполнение всех обязательств на протяжении нескольких лет;
  • деятельность предпринимателя, проходящая в сфере социальных проектов;
  • завышенный размер взыскания, явно несоответствующий допущенному нарушению.

Специальные обстоятельства затрагивают задержку с подачей декларации, если не нанесен существенный ущерб бюджету. Несвоевременно уплаченный налог может быть выявлен самостоятельно и затем сразу погашен до составления результатов проверки.

Специфические причины касаются граждан и индивидуальных предпринимателей. В расчет берутся инвалидность и иждивенцы на содержании. Нельзя игнорировать серьезное заболевание и преклонный возраст человека.

Соответствие пункту из действующего списка дает возможность маневра и надежду на смягчение санкций. Выявление нарушений возложено на сотрудников налоговой инспекции.

Они должны сразу же выяснить причины, относящиеся к категории смягчающих. Однако целиком полагаться на налоговиков нецелесообразно. Нарушителю следует предпринять определенные шаги, ведь дело касается материальных издержек.

Составляется ходатайство в письменной форме, где будет последовательно изложены суть происшествия и обстоятельства, приведшие к правонарушению. Отсутствие злого умысла лучше подтвердить перечислением причин, относящихся к смягчающим.

Просьба снизить размер штрафных санкций отправляется на рассмотрение в налоговую службу. На это отводится один месяц с момента получения результатов проверки.

Если ответ и наложенные взыскания не будут устраивать, подается жалоба в вышестоящую налоговую службу. При невозможности договориться дело рассматривается в судебном порядке. Шанс на положительный вердикт довольно велик, и размер снижается до минимальных значений

Что является таковым в случае налогового правонарушения

К правонарушителям относятся граждане страны, не достигшие 16 лет, и представители бизнеса. Список нарушений присутствует в Кодексе и включает:

  • задержку с регистрацией и постановкой на учет в налоговой инспекции;
  • несвоевременную подачу и способ передачи документации, затрагивающей обязательные платежи;
  • неправильное ведение учета расходов и доходов, сказывающееся на установке налога;
  • недостоверность сведений, которая привела к частичной оплате или полному отказу от уплаты;
  • нежелание предоставлять затребованную документацию и проводить проверку.

Задача проверяющих заключается не только в выявлении нарушения и его документальном фиксировании. Необходимо обращать внимание на всевозможные причины, прописанные в нормативных актах, говорящие о смягчении наказания.

Зачастую происходит игнорирование прав, суммы санкций явно завышены без весомых оснований. Нежелание изучить нормы законодательства скорее относится с отягчающим обстоятельствам и приведет к увеличению размера штрафа.

Нормативная база

Список обстоятельств, способствующих смягчению, не считается полностью закрытым. Они добавляются и могут видоизменяться по мере внесения поправок. Основополагающим документом по-прежнему считается кодекс. Правда в ряде случаев налоговый дополняют статьи гражданского и уголовного.

Изучение положений позволит получить информацию о:

Привлечь к ответственности не смогут спустя три года после совершения противоправного поступка. К этому сроку заканчивается налоговый период.

Размер штрафных санкций зависит от проступка, смягчающие мотивы не всегда учитываются сразу. Придется заплатить за:

  • нарушение порядка регистрации до 10 000 рублей;
  • ведение деятельности без постановки на учет – 10% от доходов, не менее 40 000 рублей;
  • непредоставление отчетных бумаг — от 5% до 30% за каждый просроченный месяц, начиная с 1000 рублей;
  • неправильный способ подачи — 200 рублей;
  • ошибки при ведении учета — от 10 000 (один раз) до 30 000 за многократные нарушения;
  • изменение налоговой базы и неуплату налога – 20% (исходят из недоимки, начиная с 40 000 рублей).

Не исключается привлечение к административной ответственности за подобные нарушения. Нижняя планка варьируется от 300 до 500 рублей и доходит до 1000. Верхняя граница начинается от 5000 и доходит до 20 000 рублей. Грозит отстранение от должности на срок от 1 года до 3 лет.

Составление ходатайства

Существенного снижения выписанной суммы санкций поможет добиться грамотно составленное ходатайство. Оно оформляется в произвольной форме и включает важные сведения:

  1. Прописывается название налоговой инспекции.
  2. Указываются число и реквизиты документа с результатами проверки.
  3. Перечисляются выявленные нарушения и суммы штрафов.
  4. Приводятся ссылки на положения законодательства, связанные со смягчением санкций.
  5. Присутствует информация о смягчающих обстоятельствах, имеющих документальное подтверждение.
  6. Излагается просьба о снижении размера не менее, чем в два раза.

В самом низу проставляется число составления и подпись заявителя. В качестве приложения прикладывается соответствующая документация.

Достаточно одного весомого довода, способствующего уменьшению суммы в два раза. Судебная практика говорит о снижении более чем в десять раз. На начисленные пени льгота не распространяется, и они уплачиваются полностью.

Стремление уходить от ответственности и уплаты налоговых сборов приведет к негативным последствиям. Это говорит об отягчающих причинах и увеличении суммы санкций в несколько раз.

Конфликт закончится уголовным наказанием, включающим крупный штраф и реальное лишение свободы.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/nalogi/control/otvetstvennost/smyagchayushhie-obstoyatelstva.html

Формы вины при совершении налогового правонарушения. Обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие вину

Смягчающие обстоятельства налогового правонарушения

Субъективная сторона налогового правонарушения представ­ляет совокупность признаков, отражающих внутреннюю сторону противоправного деяния (действия или бездействия) и характе­ризующих внутренние психические процессы, происходящие в сознании правонарушителя относительно содеянного и его по­следствий.

В соответствии со ст. 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным:

    • умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия);
    • по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Налоговый кодекс РФ предусматривает две формы вины в виде умысла:

    1. прямой умысел – лицо осознавало противоправный харак­тер своих действий (бездействия) и желало наступления вредных последствий в результате осуществления своих действий (без­действия);
    2. косвенный умысел – правонару­шитель хотя и не желал наступления вредных последствий, но сознательно допускал их появление в результате осуществления своих действий (бездействия).

Вина в форме умысла является необходимым элементом для установления ряда составов налоговых правонарушений, напри­мер:

    • внесение в налоговую декларацию заведомо ложных сведе­ний;
    • занижение налогооблагаемой базы;
    • дача экспертом заведомо ложного заключения и т.д.

Неосторожная форма вины не подразделяется в налоговом праве на какие-либо виды и по своей сущности во многом совпадает с преступной небрежностью, определяемой по аналогии с ч. 3 ст. 26 УК РФ.

Налоговое правонарушение признается совер­шенным по неосторожности при наличии следующей совокуп­ности признаков: правонарушитель не осознавал общественную опасность своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, причиняемых своим деянием, в то время как дол­жен был или мог это осознавать.

Неосторожная форма вины присутствует в тех налоговых пра­вонарушениях, которые совершаются, как правило, вследствие недостаточной квалификации бухгалтеров, недисциплинирован­ности, низкого уровня внутриведомственного финансового кон­троля и т.д.

Виновность лица, допустившего нарушение налогового зако­нодательства, исключается, если это лицо на момент совершения противоправного деяния было невменяемым.

При совершении налогового правонарушения организацией также возможно определение вины в ее действиях (бездействии). Пункт 4 ст.

110 НК РФ определяет, что вина организации в со­вершении налогового правонарушения определяется в зависи­мости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, деяния (действия или бездействие) которых обусловили совер­шение данного налогового правонарушения.

Единственным ис­ключением из названного правила является положение под п. 2 п. 1 ст.

111 HK РФ, согласно которому совершение деяния, содер­жащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщи­ком — физическим лицом, находившимся в момент его соверше­ния в невменяемом состоянии, исключает вину лица в соверше­нии налогового правонарушения. Следовательно, невменяемость какого-либо должностного лица не исключает возможности привлечения организации к налоговой ответственности.

В практике налоговой деятельности часто встречаются слу­чаи, когда представителем организации выступает другая орга­низация.

В данной ситуации вина представляемой организации будет определяться в зависимости от вины должностных лиц ор­ганизации-представителя.

Таким образом, определяя состав на­логового правонарушения законодатель рассматривает действия (бездействие) представителя в качестве аналогичных деяний са­мой представляемой организации.

Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения (ст. 111 НК РФ):

    1. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
    2. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком – физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
    3. выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
    4. иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 112 НК РФ):

    1. совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
    2. совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
    3. тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
    4. иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность об­стоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствую­щей статьей НК РФ.

Обстоятельство, отягчающее ответственность за совершение налогового правонарушения – совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение (в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа).

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет три года, по истечении ко­торого налогоплательщик не может быть привлечен к ответственно­сти за его совершение.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 27 “Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 26 “О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции”

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/formi-vini-pri-sovershenii-nalogovogo-pravonarusheniya-obstoyatelstva-iskliuchaiuschie-smyagchaiuschie-i-otyagchaiuschie-vinu

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за налоговое правонарушение, Комментарий, разъяснение, статья от 15 октября 2008 года

Смягчающие обстоятельства налогового правонарушения

Российский налоговыйкурьер, N 20, 2008 год С.А.Тараканов,

Контрольное управление ФНС России

При наличии определенныхобстоятельств ответственность за совершение налоговогоправонарушения может быть смягчена либо отягощена. Какие факторыпозволяют снизить размер налоговых санкций, а какие, наоборот,приводят к ужесточению меры ответственности? Об этом в статье.

Публикация подготовленапри участии специалистов ФНС России.

Всилу требований пункта 5статьи 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя)налогового органа в ходе рассмотрения материалов налоговойпроверки* устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которогосоставлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства оналогах и сборах, образуют ли выявленные нарушения составналогового правонарушения, имеются ли основания для привлечениялица к ответственности за совершение налогового правонарушения._________________

*Подробнее о том, как налоговые органы разбирают материалы налоговойпроверки, читайте в статье “Рассмотрение дел о налоговыхправонарушениях” // РНК, 2008, N 17. – Примеч. ред.

Кроме того, выявляютсяобстоятельства, исключающие вину лица в совершении налоговогоправонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающиеответственность за совершение налогового правонарушения.

Аналогичные требованиязакреплены в пункте 7статьи 101.4 НК РФ. Они касаются процедуры рассмотрения акта, вкотором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах исборах, а также документов и материалов, представленных лицом,совершившим налоговое правонарушение.

Итак, обстоятельства,смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налоговогоправонарушения, могут быть выявлены только после того, какустановлены сам факт налогового правонарушения, конкретный составправонарушения и иные основания для привлечения определенного лицак налоговой ответственности.

Виды обстоятельств,смягчающих и отягчающих налоговую ответственность, приведены встатье112 НК РФ.

Перечень смягчающихобстоятельств является открытым и не ограничивается указаннымифакторами

При наличии хотя быодного обстоятельства, смягчающего ответственность, размер штрафа,взыскиваемого за совершение налогового правонарушения, снижается неменее чем в два раза по сравнению с размером, установленнымсоответствующей статьей Налоговогокодекса (п.3ст.114 НК РФ)

Обстоятельства,смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налоговогоправонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом,рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговыхсанкций. Это закреплено в пункте 4статьи 112 НК РФ.

Обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность

Всоответствии с пунктом1 статьи 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающимиответственность за совершение налогового правонарушения,признаются:

-совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных илисемейных обстоятельств;

-совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либов силу материальной, служебной или иной зависимости;

-тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого кответственности за совершение налогового правонарушения(применяется с 1 января 2007 года);

-иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом,рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающимиответственность.

Названные обстоятельстваносят личный характер, то есть могут возникать исключительно вотношении физического лица и связаны с его личностью. Этообъясняется тем, что при формировании законодательства о налогах исборах применялось заимствование правовых норм. Причем прежде всегоучитывались положения законодательства об административнойответственности и уголовного законодательства, в которых субъектомответственности являются физические лица.

Отсутствие смягчающихобстоятельств, применимых непосредственно к юридическим лицам,традиционно связывается со следующим. Согласно налоговомузаконодательству вина организации в совершении налоговогоправонарушения определяется в зависимости от вины ее должностныхлиц либо ее представителей, действия (бездействие) которыхобусловили совершение данного налогового правонарушения. Основание- пункт 4статьи 110 НК РФ. Значит, при применении налоговойответственности к организации-налогоплательщику могут учитыватьсясмягчающие обстоятельства, действующие в отношении именно техдолжностных лиц либо представителей организации, действия(бездействие) которых обусловили совершение конкретного налоговогоправонарушения. Однако такой фактор, как тяжелое материальноеположение физического лица, учитывается, только если именно этолицо привлекается к ответственности за совершение налоговогоправонарушения.

Иныеобстоятельства, смягчающие налоговую ответственность

Из источников, наосновании которых на практике возникают конкретные обстоятельства,смягчающие налоговую ответственность, необходимо выделитьадминистративное и уголовное законодательство, судебную практику исуществующую налоговую политику.

Обстоятельствами,смягчающими административную ответственность, признаются (ст.4.

2КоАП РФ):

·- раскаяние лица,совершившего административное правонарушение;

·- добровольное сообщениелицом о совершенном им административном правонарушении;

·- предотвращение лицом,совершившим административное правонарушение, вредных последствийадминистративного правонарушения, добровольное возмещениепричиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

·- совершениеадминистративного правонарушения в состоянии сильного душевноговолнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейныхобстоятельств;

·- совершениеадминистративного правонарушения несовершеннолетним;

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902130688

Налоговые смягчающие обстоятельства: выбираем, заявляем

Смягчающие обстоятельства налогового правонарушения

→ Бухгалтерские статьи

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 23 ноября 2012 г.

журнала № 23 за 2012 г.

Из Постановления Конституционного суда от 30.07.2001 № 13-П (п. 4):
«…

несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу… Конституции [РФ]…ч. 1 ст. 34, ч. 1—3 ст. 35, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ недопустимо».

Нередко бывает, что компанию или предпринимателя оштрафовали, а возразить по существу совершенного нарушения им нечего — да, виноваты… И вот тут-то и могут прийти на помощь смягчающие обстоятельства, ведь:

  • при наличии хотя бы одного такого обстоятельства налоговый штраф должен быть уменьшен минимум в два разап. 3 ст. 114 НК РФ. Причем уменьшен может быть и минимальный штраф (как, например, 1000 руб. за просрочку сдачи декларациип. 1 ст. 119 НК РФ), с этим согласен даже МинфинПисьмо Минфина от 30.01.2012 № 03-02-08/7. На практике налоговики до сих пор либо предпочитают вообще «не замечать» смягчающих обстоятельств, либо снижают штраф строго на 50%. А вот суды, как правило, уменьшают размер штрафа значительно больше, чем инспекция, порой — в десятки, а то и в сотни разсм., например, Постановления ФАС ЗСО № А75-430/2010, № А45-10730/2010; 4 ААС № А58-4441/2011; ФАС ДВО № Ф03-5882/2011; ФАС ВСО № А78-4534/2010;

Смягчающие обстоятельства не помогут вам снизить размер пенейПостановление КС от 17.12.96 № 20-П.

  • тот факт, что смягчающие обстоятельства уже были учтены вышестоящим налоговым органом, для суда значения не имеетсм., например, Постановление ФАС ПО № А12-11813/2010;
  • перечень смягчающих обстоятельств, приведенный в НКп. 1 ст. 112 НК РФ, не исчерпывающийподп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ; Постановление ФАС ВВО № А17-4441/2010, поэтому таковыми может быть признано буквально все, что способно вызвать у налоговиков или судей сочувствие, жалость или ощущение, что наказание несоразмерно проступку.

Какие обстоятельства помогут уменьшить штраф

Проанализировав арбитражную практику за последние 3 года, мы выявили часто встречающиеся смягчающие обстоятельства. При этом мы условно разделили их на три вида.

Спектр обстоятельств, которые суды признают смягчающими, приятно удивляет своим многообразием

ВИД 1.«Универсальные». На эти обстоятельства могут ссылаться абсолютно все — и организации, и ИП, независимо от вида совершенного нарушения. К универсальным обстоятельствам относятся:

  • привлечение к налоговой ответственности впервыеПостановление ФАС ДВО № Ф03-5882/2011; ФАС ЗСО № А46-15485/2011; ФАС МО № А40-41701/11-91-182;
  • отсутствие умысла на совершение нарушенияПостановления ФАС МО № КА-А40/8428-11; ФАС ЦО № А35-12974/2010; ФАС УО № Ф09-6797/12;
  • раскаяние и признание своей виныПостановления ФАС ДВО № Ф03-6045/2011; ФАС ВСО № А33-14958/2009; 3 ААС № А74-1782/2010; 14 ААС № А05-9841/2010; 8 ААС № А81-4424/2010;
  • добросовестность налогоплательщика, заключающаяся в своевременной уплате всех налогов и представлении отчетностиПостановления ФАС ДВО № Ф03-5882/2011; ФАС СКО № А32-35211/2010. Правда, не все суды учитывают это обстоятельство как смягчающееПостановление ФАС ВСО № А78-7098/2011, справедливо замечая, что «добросовестность налогоплательщика является нормой поведения в налоговых правоотношениях»Постановление 13 ААС № А56-37871/2010;
  • тяжелое финансовое состояние налогоплательщика, подтвержденное документальноПостановления ФАС ПО № А12-11813/2010; ФАС ВСО № А58-8201/10; ФАС ЗСО № А27-9089/2010; ФАС МО № А40-90732/11-91-391, в частности наличие задолженности перед большим количеством кредиторов (от бюджета и поставщиков до персонала)Постановления 6 ААС № 06АП-5792/2011; ФАС УО № Ф09-9907/11, признание компании банкротомПостановление ФАС ВВО № А79-7505/2010 либо нахождение в предбанкротном состоянииПостановление ФАС УО № Ф09-5854/12 (например, стабильная убыточность или случаи, когда размер чистых активов меньше уставного капитала);
  • отсутствие у организации бухгалтера в момент нарушения (по причине болезни или отпуска)Постановления ФАС ЗСО № А45-22563/2010, № А27-6657/2011; ФАС ЦО № А48-3647/2011.

Однако учтите, что налоговики или судьи могут вам возразить: то, что главбух фирмы по какой-то причине отсутствовал, не является смягчающим обстоятельством. Ведь руководитель, будучи лицом, ответственным за состояние учета и отчетности, может привлекать других лиц для обеспечения соблюдения налогового законодательстваПостановление 12 ААС № А57-10995/2010;

— строительство и ремонт социальных объектовПостановления ФАС ВВО № А82-16380/2009; ФАС УО № Ф09-6468/12; 7 ААС № 07АП-2311/2012;

— ЖКХПостановления ФАС ВСО № А33-7052/2009; ФАС СКО № А32-13738/2009-46/131;

— НИОКРПостановление 7 ААС № 07АП-2311/2012;

— производство сельхозпродукцииПостановление 14 ААС № А05-1394/2010; ФАС ЗСО № А45-10730/2010; 7 ААС № 07АП-3098/11;

— поставка продуктов питания для бюджетных учреждений и отдаленных населенных пунктовПостановление 7 ААС № 07АП-6271/10;

ВИД 2.«Специфические». Эти обстоятельства характерны только для определенных налоговых нарушений.

Вид нарушенияСмягчающие обстоятельства
Просрочка сдачи декларации
(п. 1 ст. 119 НК РФ)
Неуплата (неполная уплата) налога
(ст. 122 НК РФ)
Непредставление в инспекцию документов и сведений, необходимых для налогового контроля (ст. 126 НК РФ) либо запрошенных в ходе встречной проверки (ст. 129.1 НК РФ)

* Некоторые суды считают, что если налог уплачен к моменту вынесения решения по проверке, то штрафа по ст. 122 НК быть не можетсм., например, Постановление ФАС ПО № А65-22211/2010. Ведь эта статья не предусматривает ответственности за несвоевременную уплату налогаПостановление ФАС ЗСО № Ф04-5866/2009 (20394-А45-49).

** Знайте, что вас не должны привлекать к ответственности по ст. 122 НК РФ, если в предыдущем периоде у вас переплата определенного налога, котораяп. 42 Постановления Пленума ВАС от 28.02.2001 № 5; п. 5 ст. 78 НК РФ:

  • перекрывает сумму налога, заниженную в последующем периоде и подлежащую уплате в тот же бюджет, или равна ей;
  • не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по этому налогу.

Ведь занижение налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом в части уплаты этого налога.

*** Есть мнение, что в этом случае налогоплательщик освобождается от ответственности за непредставление документов в связи с отсутствием виныПостановление 13 ААС № А56-57515/2011.

ВИД 3.«Индивидуальные». Эти обстоятельства в свое оправдание могут приводить только предприниматели как физические лица:

Ходатайствуем о снижении штрафа

Итак, теперь вы знаете, чем можно «давить на жалость». Но этого недостаточно. Нужно все имеющиеся смягчающие обстоятельства грамотно изложить в ходатайстве и своевременно направить его в инспекцию:

  • нарушение обнаружено в ходе выездной или камеральной проверки — в течение 15 рабочих дней со дня получения вами акта проверкип. 6 ст. 100 НК РФ;
  • нарушение выявлено не в рамках проверки — в течение 10 рабочих дней со дня получения акта об обнаружении факта правонарушенияп. 5 ст. 101.4 НК РФ.

Приведем примерную форму ходатайства об учете смягчающих обстоятельств при принятии решения о привлечении к налоговой ответственности.

Начальнику ИФНС России № 21 г. Москвы от ООО «ФлешКо», ИНН 7721025156, КПП 772101001, адрес: 109375, Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 64,

тел.: (499) 111-22-33

Исх. № 39н от 30.11.2012

ХОДАТАЙСТВО
об учете смягчающих обстоятельств

ИФНС № 21 по г. Москве была проведена камеральная налоговая проверка декларации по НДС ООО «ФлешКо» за III квартал 2012 г., в ходе которой было установлено несвоевременное представление Обществом данной декларации (представлена 29 октября вместо 22 октября).

Источник: http://GlavKniga.ru/elver/2012/23/1032-nalogovie_smjagchauschie_obstojatelistva_vibiraem_zajavljaem.html

BankirKi
Добавить комментарий