8(800)350-83-64

Система налогового учёта на предприятии

Содержание

Налоговый учет на предприятии (стр. 1 из 5)

Система налогового учёта на предприятии

«Налоги» – это привычное для нас слово зачастую произносится с тревогой, а иногда и с возмущением как предпринимателями, так и рядовыми тружениками. Люди с озабоченностью говорят о возросшей тяжести налогов, об обременительной и непривычной необходимости представлять в налоговые инспекции декларации о доходах, горячо обсуждают, какие налоги и когда надо платить, каковы их ставки.

А ведь первоначально налоги называли «auxilia» (помощь) и собирали с граждан только в экстренных случаях. Но на содержание армии и постоянно возрастающего чиновничьего аппарата непрерывно требовалось всё больше и больше денег, и налоги, из временного, превратились в постоянный источник государственных доходов. [6,89]

И вот, со времени появления налогов, проблема совмещения интересов государства и прав налогоплательщиков стоит на первом месте. Государство стремится пополнить казну, а налогоплательщик стремится защитить свои интересы, добиваясь, чтобы налоговый гнёт был минимальным и не губил интереса к предпринимательству.

Один из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов является налог на прибыль. Налог на прибыль занимает центральное место в системе налогообложения предприятия, организаций.

Поэтому цель работы заключается в исследовании по налогообложению прибыли.

1. Общие положения по ведению налогового учета на предприятии

Под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по определенному налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в установленном порядке.

В организациях должна быть установлена единая система ведения налогового учета.

Ее целью является установление единых принципов и подходов к организации системы налогового учета в организации с целью правильного и точного исчисления налогов, сборов, других обязательных платежей, их удержание и внесение в установленные законодательством сроки в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды. [4,56]

Основными задачами системы организации налогового учета являются:

определение общих принципов разделения полномочий и ответственности налоговых и учетных служб на каждом уровне управления (по вертикали) и внутри каждого уровня управления (по горизонтали);

создание единой системы внутрифирменных документов, регламентирующих деятельность налоговых и учетных служб в системе ведения налогового учета организации. [4,77]

Такими документами могут являться:

Положения о налоговых и учетных службах;

учетная политика в целях налогообложения;

различного рода внутренние инструкции и положения, составленные на основании действующего налогового законодательства, но с учетом специфики деятельности предприятия.

Следует отметить, что система налогового учета организуется предприятиями самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета.

Это означает, что данная система должна применяться последовательно от одного налогового периода к другому.

При этом порядок ведения налогового учета устанавливается организациями торговли и общепита в своей учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Изменение порядка налогового учета отдельных хозяйственных операций или объектов может осуществляться предприятием как в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета, так и по своему желанию (в установленных налоговым законодательством пределах).

Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

Изменения учетной политики для целей налогообложения также следует утвердить приказом (или распоряжением) руководителя организации.

Структура учетной политики в целях налогообложения

Учетная политика для целей налогообложения может быть сформирована как в виде отдельно утвержденного документа, так и в виде раздела общей учетной политики предприятия, принимаемой и для бухгалтерского учета, и в целях налогообложения. Поскольку обязательность принятия отдельного положения налоговым законодательством не регламентирована, организации торговли и общепита могут самостоятельно выбирать порядок ее утверждения.

В части построения учетной политики для целей налогообложения каких-либо рекомендаций налоговых или иных органов не существует. Есть только отдельные положения налогового законодательства (касающиеся налога на прибыль и НДС), подлежащие отражению в этом документе. [7,111]

Ниже предлагается примерная форма построения такой учетной политики, включающая в себя три основных раздела:

1) организационные моменты налогового учета в организации;

2) методы и способы налогообложения;

3) налоговые учетные регистры.

Рассмотрим особенности формирования каждого из указанных разделов.

Организационные моменты налогового учета

Этот раздел целесообразно начать с общих принципов построения налогового учета в организациях торговли или общественного питания.

Поскольку такой учет осуществляется на всех уровнях управления предприятием, то ведение такой работы может быть возложено либо на бухгалтерию организации (в частности, ее отдел, отвечающий за процесс налогообложения данного предприятия), либо на специально созданное в организации налоговое управление (отдел, службу), входящее в структуру организации в качестве отдельного подразделения. Данный момент должен быть обязательно отражен в учетной политике для целей налогообложения.

Также возможно отражение в учетной политике отраслевых особенностей предприятия, которые могут оказать влияние на построение налогового учета.

Если организация имеет территориально обособленные структурные подразделения (филиалы, представительства), которые наделены функциями расчета и уплаты налогов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, необходимо определить сроки представления данных расчетов налоговым органам по месту нахождения филиала (представительства), а также головному подразделению для ведения налогового учета в целом по предприятию.

Естественно, необходимо также предусмотреть правила утверждения самой учетной политики в целях налогообложения (кто утверждает, сроки принятия учетной политики на отчетный год, каким образом данный документ формируется: в составе общей учетной политики предприятия или отдельным положением и т.п.), порядок внесения в нее изменений.

Если организация относится к субъектам малого предпринимательства либо перешла на упрощенную систему налогообложения, то данный факт также следует отразить в учетной политике для целей налогообложения, так как для таких предприятий существуют некоторые особенности налогового учета и налогообложения.

Правила и способы налогообложения

В данном разделе отражаются правила и способы (методы) ведения налогового учета.

Правила ведения налогового учета касаются случаев, когда законодательными или нормативными документами не предусматривается вариантность ведения учета, но допускается детализация и конкретизация порядка учета самой организацией. Соответственно в учетной политике отражаются только такие моменты (правила), которые имеют некоторые специфические особенности налогового учета (налогообложения). [2,93]

Под способами ведения налогового учета подразумевается тот факт, что законодательными или нормативными документами предусмотрена вариантность применения отдельных принципов налогообложения. В этом случае организация самостоятельно выбирает один из возможных вариантов (способов, методов).

Ниже приводится примерный перечень позиций, который следует отразить в учетной политике организаций торговли и общественного питания для целей налогообложения в разрезе отдельных налогов.

1.1 Исходные данные

1.1 Выписка из Устава организации

1. ЗАО «Домино» зарегистрировано 20.04.2002 г. Учредителями организации являются ООО «Кедр» и ЗАО «Климат».

2. Величина Уставного капитала составляет 10 000 р. и формируется путем размещения обыкновенных акций Общества номинальной стоимостью 10 р.

3. Доля ООО «Кедр» в Уставном капитале Общества составляет 90%, ему принадлежат 900 акций номиналом 10 р. Общая стоимость доли ООО «Кедр» составляет 900 р.

Доля ЗАО «Климат» составляет 10%, ему принадлежат 100 акций номиналом 10 р. Общая стоимость доли ЗАО «Климат» в Уставном капитале Общества составляет 1000 р.

4. Общество создано с целью получения прибыли. Основными видами деятельности Общества являются:

– строительно-ремонтные работы;

– торговля строительными материалами;

– предоставление консалтинговых услуг по строительству;

– маркетинг рынка недвижимости;

– внешеэкономическая деятельность и пр.

1.2 Выписка из учетной политики организации

1. Объекты сроком службы более одного года являются объектами основных средств.

2. Износ по объектам основных средств начисляется ежеквартально, исходя из установленных норм амортизации.

3. Объекты сроком службы менее 1 года и стоимостью менее J0 000 р. относятся к категории хозяйственного инвентаря и оборудования.

4. Стоимость хозяйственного инвентаря и оборудования относится на расходы единовременно при передаче в эксплуатацию.

5. Доход от реализации и внереализационных операций определяется кассовым методом.

6. Все объекты налогообложения считаются существующими после фактического поступления денежных средств.

1.3 Журнал хозяйственных операций организации за первое полугодие

1. Затраты на банковское обслуживание за весь отчетный период составили 3000 р., в том числе расчетно-кассовое обслуживание, оплата междугородних платежей, информационные услуги банка. Налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) не облагается.

Источник: http://MirZnanii.com/a/235314/nalogovyy-uchet-na-predpriyatii

Налоговый учет – это… Цель налогового учета. Налоговый учет в организации

Система налогового учёта на предприятии

Налоговый учет – это деятельность по обобщению информации из первичной документации. Группировка сведений осуществляется в соответствии с положениями НК. Плательщики самостоятельно разрабатывают систему, по которой будет вестись налоговый учет. Основное назначение деятельности – определение базы обязательных бюджетных отчислений.

Группы пользователей

Цель налогового учета определяют заинтересованные субъекты. Пользователи сведений подразделяются на 2 категории: внешние и внутренние. Последними выступает администрация предприятия. Для внутренних пользователей налоговый учет – это источник информации о непроизводственных затратах.

Эти издержки, в соответствии с положениями НК, не принимаются в расчет при вычислении базы. к ним, в частности, относят затраты на различные виды вознаграждений, выплачиваемые работникам либо руководящим сотрудникам, кроме оплаты труда, установленной договором, а также суммы материальной помощи.

Уменьшая расходы, в налоговом учете можно оптимизировать облагаемую прибыль. К внешним пользователям относят в первую очередь контрольные структуры и консультантов по вопросам применения положений НК. Налоговые органы оценивают правильность формирования базы, проведения расчетов, контролируют поступление вмененных платежей в бюджет.

Консультанты дают рекомендации по минимизации отчислений, определяют направление финансовой политики компании.

Принимая во внимание интересы пользователей, следует отметить несколько задач, реализацию которых обеспечивает налоговый учет. Это:

  1. Формирование достоверной и полной информации о величине доходов и затрат плательщика, в соответствии с которой определяется база для обязательных отчислений в отчетном периоде.
  2. Обеспечение сведениями внешних и внутренних пользователей для осуществления ими контроля правильности, своевременности исчисления и выплаты сумм в бюджет.
  3. Получение администрацией предприятия информации, позволяющей оптимизировать платежи и минимизировать риски.

Специфика обобщения данных

В качестве средства реализации указанных выше задач выступает группировка сведений первичной документации. Бухгалтерский и налоговый учет тесно взаимодействуют друг с другом.

Между тем эти системы реализуют разные задачи. В частности, налоговый учет в организации предполагает исключительно обобщение сведений. Сбор данных осуществляется первичными документами.

Налоговый учет в организации должен отражать:

  1. Порядок, по которому формируются суммы доходов и затрат.
  2. Правила определения доли расходов, которые учитываются для налогообложения в текущем периоде.
  3. Величину остатка затрат, которые переносятся на следующий временной промежуток.
  4. Правила формирования суммы образуемых резервов.
  5. Величину задолженности по расчетам с бюджетом.

Сведения налогового учета не показываются на счетах бухучета. Данное положение закрепляет 314 статья НК. Подтверждение сведений налогового учета осуществляется:

  1. Первичной документацией. В ее состав, в числе прочего, включается и справка бухгалтера.
  2. Аналитическими регистрами.
  3. Расчетом базы обложения.

Объекты

Налоговый учет – это обобщение и сопоставление информации о доходах и затратах предприятия для определения убытка и прибыли. В качестве последней, в соответствии с 247 статьей НК, выступают суммы поступивших средств, уменьшенные на величину издержек.

Расходы в налоговом учете подразделяются на те, которые принимаются в расчет в текущем периоде, и те, которые переносятся на предстоящие. В качестве одной из ключевых задач выступает определение размера обязательных платежей и величины задолженности по отчислениям с прибыли на конкретную дату.

Предметом учета является непроизводственная и производственная деятельность организации, при осуществлении которой у нее появляется обязанность по уплате налога.

Принципы

Ведение учета основывается на следующих ключевых положениях:

  1. Денежное измерение.
  2. Имущественная обособленность.
  3. Непрерывность работы предприятия.
  4. Временная определенность фактов хозяйственной жизни.
  5. Последовательность применения правил и норм НК.
  6. Равномерность признания затрат и доходов.

Денежное измерение

В соответствии с 249 статьей НК выручка от продаж определяется по всем поступлениям, связанным с расчетами за реализованную продукцию либо имущественные права, которые выражены в натуральных или денежных формах. Из ст.

252 Кодекса следует, что в качестве обоснованных расходов выступают затраты, которые экономически оправданы. При этом их оценка должна быть представлена в денежном выражении.

Поступления, стоимость которых рассчитывается в инвалюте, учитывается в комплексе с доходами, сумма которых отражается в рублях. При этом первые пересчитываются по курсу ЦБ.

Имущественная обособленность

Материальные ценности, которые находятся в собственности предприятия, должны учитываться отдельно от объектов, принадлежащих иным лицам, но находящихся в данной организации. В НК данный принцип декларируется по отношению к амортизируемому имуществу. Им признаются материальные ценности, продукты интеллектуального труда и прочие объекты, находящиеся в собственности предприятия.

Непрерывность деятельности

Налоговый учет необходимо вести в течение всего времени существования предприятия с даты его регистрации до ликвидации/реорганизации. Данный принцип используется при установлении порядка расчета амортизации имущества. Начисление соответствующих сумм осуществляется исключительно в период работы предприятия и прекращается при завершении деятельности.

Временная определенность фактов

По ст. 271 НК доходы признаются только в том отчетном периоде, в котором они возникли. При этом не имеет значения фактическое поступление средств, имущественных прав, материальных ценностей.

По 272 статье НК расходы, которые принимаются для целей обложения, будут признаны таковыми в том периоде, к которому они относятся.

При этом не имеет значения время фактической выплаты средств либо осуществления оплаты в иной форме.

Другие принципы

Статья 313 НК содержит положение, в соответствии с которым плательщик обязан последовательно применять правила и нормы налогового законодательства от одного периода к другому.

Данный принцип распространяется на все объекты, информация о которых обобщается для формирования базы обложения. Статьи 271 и 272 определяют необходимость равномерного признания затрат и поступлений.

Этот принцип предполагает, что расходы отражаются в том же периоде, что и доходы, для извлечения которых они были осуществлены.

https://www.youtube.com/watch?v=DEElwndhmGE

Формируя систему сбора и обобщения сведений для определения базы обложения, экономический субъект должен принимать во внимание ряд требований. Налоговый учет должен быть организован так, чтобы информация из первичной документации обеспечивала возможность:

  1. Непрерывно отражать факты хозяйственной жизни в хронологической последовательности.
  2. Систематизации событий.
  3. Формирования показателей декларации по отчислению с прибыли.

В отличие от бухучета, ведение которого осуществляется строго по ПБУ и плану счетов, для налогового учета жесткие стандарты не предусматриваются.

В связи с этим обобщение сведений для определения базы обложения осуществляется субъектом по системе, разработанной им самостоятельно.

При этом налоговые органы не могут устанавливать обязательные для всех формы документации, используемой на предприятии.

Способы ведения отчетности

На предприятии может быть создана автономная система учета, не связанная с бухгалтерией. Каждая операция в этом случае будет отражаться в регистре. Второй способ – организация налогового учета с применением бухгалтерских сведений.

Этот вариант отличается меньшей трудоемкостью и, соответственно, более целесообразен. Данный способ согласуется с положениями 313 статьи НК. В этой норме установлено, что расчет базы по завершению каждого отчетного периода осуществляется в соответствии с данными налогового учета, если в гл.

25 НК предусматривается порядок группировки и обобщения сведений об объектах и операциях для формирования базы обложения, отличающийся от схемы, установленной правилами бухучета.

Если же положения совпадают, то расчет сумм обязательных отчислений в бюджет можно производить, используя информацию первичной документации. В этом случае необходимо в первую очередь определить объекты, при учете которых действуют одинаковые и различные правила налогового и бухучета.

Затем следует разработать порядок применения информации первичной документации для формирования базы обложения. Кроме этого, необходимо создать формы регистров для выделения объектов, учитываемых для целей обложения.

Источник: http://fb.ru/article/271370/nalogovyiy-uchet---eto-tsel-nalogovogo-ucheta-nalogovyiy-uchet-v-organizatsii

Система налогового учёта на предприятии

Система налогового учёта на предприятии

Функционирование любого субъекта хозяйствования сопровождается уплатой налоговых платежей, которые прямо или косвенно влияют на финансовые результаты предприятия. Неполное начисление, не оплата налогов, не представление налоговой отчетности, ошибки при организации налогового учета предусматривают применение финансовых санкций, взыскания штрафов, пени с налогоплательщиков.

Однако положительный эффект достигается лишь при условии эффективной налоговой политики, которая проявляется в обеспечении выполнения налогами не только фискальной, но и стимулирующей функции, в установлении и надлежащем обосновании налоговых правил, в стабильности и предсказуемости, в достижении необходимого уровня сбалансированности интересов государства и налогоплательщиков.

Разница между бухгалтерским и налоговым учетом обусловлена разницей в перечне событий, в результате которых признаются доходы или расходы.  Таким образом, основные отличия между налоговым и бухгалтерским учетом, которые являются аргументами в пользу обособления последнего:

  1. Бухгалтерский учет является с одной стороны обособленным видом социально-экономической деятельности, с другой — наукой, тогда как налоговый учет это исключительно вид деятельности, а поэтому проблемными здесь являются вопросы организации, техники и технологии его ведения.
  2. Бухгалтерский учет как практическая деятельность и наука оперирует экономическими категориями. Налоговый учет как практическая деятельность жестко регламентирована законодательством и имеет дело с определенными понятиями этими нормативными документами.
  3. Цель ведения налогового и бухгалтерского учета отличается как частичное и общее. Бухгалтерский учет охватывает весь комплекс проблем, связанных с хозяйственной деятельностью, налоговый учет — только одну сторону, а именно: взаимоотношения субъекта хозяйствования с государством по поводу уплаты налогов.
  4. Отличие цели ведения учета предопределяет специфические задачи, которые ставит перед собой налоговый учет, а именно: формирование базы для начисления налогов; контроль за правильностью начисления, своевременность уплаты налогов субъекта налогообложения со стороны контролирующих органов; анализ налоговых налоговых платежей с целью оптимизации налогообложения.
  5. Решения задач налогового учета осуществляется через реализацию информационной, контрольной и аналитической функции. Они отличаются функциям, реализующим бухгалтерский учет своим соотношением и наполнением частности превалированием контрольной функции и возрастанием роли аналитической.

Существенным отличием является назначение бухгалтерской и налоговой отчетности.

Если по данным первой можно охарактеризовать финансовое состояние предприятия, то по данным второй — состояние расчетов с соответствующими налогами и сборами.

В связи с тем, что бухгалтерский и налоговый учет имеют различные цели, разные методики оценки активов, обязательств, прибыли и затрат, и, как следствие, – разные результаты, усложняется работа бухгалтеров и контролирующих органов.

ВАЖНО: Попытки максимально интегрировать системы бухгалтерского и налогового учета с целью повышения эффективности учетного процесса не должны приводить к нарушениям принципов одного из названных видов учета. Уменьшение трудоемкости учетных процедур не может служить оправданием ухудшения качества информации и удовлетворения интересов одних пользователей отчетных данных за счет других.

Как отдельный вид учета налоговый учет берет свое начало с вступлением в силу Закона № 2116-I «О налоге на прибыль предприятий».

Организация налогового учета – это деятельность предприятия по созданию и постоянного упорядочения и совершенствования системы налогового учета с целью обеспечения государственных налоговых органов правдивой информацией, необходимой для контроля за начислением и уплатой налоговых платежей, своевременностью подачи налогового отчета.

Согласно ст. 88 Закона РФ «Бухгалтерский учет и финансовая отчетность общества» основой организации и методологии учета является учетная политика предприятия, которая охватывает методы и процедуры ведения финансового, налогового и управленческого учета.

Универсального Приказа об учетной политике не существует, поскольку каждое предприятие должно учитывать принятую систему налогообложения и особенности рода деятельности. Отсутствие Приказа может быть расценено как нарушение требований ст.

88 Закона «Бухгалтерский учет и финансовая отчетность общества».

Перечень обязательных элементов законодательством не определен, поэтому согласно ФЗ № 129 «О бухгалтерском учете», ст. 5, п.3,  предприятие самостоятельно выбирает их и методы ведения учета, которые предприятие разработало самостоятельно или применение которых нормативными документами не определено.  В Приказе об учетной политике предприятия необходимо осветить следующие вопросы:

  • разработать внутренние стандарты налогового учета, которые должны детализировать каждый пункт учетной политики по видам налоговых платежей;
  • установить график документооборота по отражению документов, учетных регистров и налоговой отчетности, описать движение документов для формирования налоговой отчетности;
  • определить счета для каждого вида платежей и указать методику ведения аналитического налогового учета в соответствии с бухгалтерским учетом;
  • установить механизм определения начисления обязательств в бюджет по каждому отдельному налогу.

Методы организации

Несмотря на обязательный характер налоговых платежей, полностью отказаться от налоговых расходов предприятие не в состоянии, однако оптимизировать их сумму согласно целевым установкам предприятия возможно. Такая оптимизация предусматривает внедрение на предприятии:

  • эффективной налоговой политики в форме системы мер, проводимой в сфере налогового учета и предполагающей варианты (сценарии) его поведения во взаимоотношениях с государством по вопросам исчисления и уплаты налоговых платежей;
  • создание первичных и учетных регистров, связанных с процессом учета объектов налогового учета, и их элементов, а также его интеграция в общий документооборот предприятия;
  • системы ведения налогового учета, которая бы обеспечивала: правильное и своевременное заполнение регистров налогового учета; достоверное заполнение и своевременное представление налогового отчета.

При организации налогового учета руководству необходимо учитывать:

  1. Необходимость деления всех хозяйственных операций исходя из критериев возможности их идентификации как операций, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, при чем такое разделение обязательно для учета как доходов, так и расходов;
  2. Перечень необходимых первичных документов и реквизитов в них, что формируют соответствующий документооборот. Так, Закон РФ № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» предусматривает обязательность заполнения и получения налоговых накладных, удостоверяющих факт начисления (уплаты) НДС в процессе поставки товаров (услуг);
  3. Перечень необходимых учетных регистров. Так, Закон «О налогообложении прибыли предприятий и организаций», в частности, предусматривает необходимость ведения учетных регистров по начислению амортизации и расчета балансовой стоимости основных фондов, а также прироста (убыли) товарно-материальных запасов;
  4. Организационно-правовые принципы создания предприятия, в частности это особенно важно для тех предприятий, которые имеют достаточно разветвленную сеть филиалов или структурных подразделений.
  5. Степень детализации учета, при этом минимальная детализация уже предусмотрена законодательно-нормативными актами, в частности Законом «О налоге на добавленную стоимость» предусмотрена необходимость детализации учетной информации о налоговых обязательствах и кредитах, исходя из:
  • группирования операций на облагаемые и необлагаемые НДС;
  • определения места предоставления товаров (услуг): в пределах или за пределами РФ;

Существующий закон «О налогообложении прибыли предприятий» предусматривает необходимость группировки учетных сведений по:

  1. Видами деятельности (например, приобретение корпоративных прав, движение необоротных активов, движение материальных запасов, торговля долговыми обязательствами, ВЭД, страхование и т.д.);
  2. Видам активов, участвующих в хозяйственных операциях (например, основных фондов, запасов, долговых обязательств, ценных бумаг и т.д.);
  3. Группами лиц, которые являются сторонами в хозяйственных операциях (например, связанные лица, нерезиденты);
  4. Способами расчетов (например, с использованием национальной или иностранной валюты, векселей, товаров и т. п);

Анализ работ зарубежных и отечественных специалистов в области ведения налогового учета показал, что на сегодня отсутствует единый подход к определению основных понятий, состава и содержания налогового учета, а также его функций и принципов внедрения на украинских предприятиях. Поэтому дальнейшие рекомендации по организации налогового учета имеют авторский характер.

Способы внедрения налогового учета в системе счетов

Исходя из наличия связи счетов налоговой и финансовой бухгалтерии, можно выделить следующую классификацию подсистем счетов налогового учета:

  • системы, которые предполагают создание интегрированного плана счетов – к ним можно отнести бухгалтерской налоговый учет и смешанный налоговый учет;
  • системы, которые построены на создании автономного плана счетов, абсолютный налоговый учет;

Системы, использующие интегрированный план счетов — это системы взаимосвязи счетов налогового и финансового учета, которая основывается на построении плана счетов, в котором объединяются счета как налоговой, так и финансовой бухгалтерии.

Такая система учета базируется на функциональном признаке классификации счетов исходя из вида: активов или обязательств, расходов или доходов, видов хозяйственных операций и деятельности.

ВАЖНО: В случае построения интегрированной системы учета предусматривается введение ряда аналитических счетов, отражающих величину налоговых обязательств и кредита, а также валовых доходов и расходов.

Правила бухгалтерского учета не содержат порядок отражения и формирования в учете информации о валовые доходы и расходы, а также суммы амортизационных отчислений, рассчитанных в соответствии с нормами Закона от 27.12.91 г. № 2116-I «О налоге на прибыль предприятий». Поэтому руководство предприятия может самостоятельно определить перечень счетов и субсчетов, по которым будут отражаться показатели налогового учета.

Автоматизированная система налогового учета предприятий

Система налогообложения является важным элементом формирования финансовых отношений между государством и субъектами хозяйствования и существенным фактором, влияющим на хозяйственную деятельность предприятий.

Обязательным условием эффективной реализации системы налогообложения на уровне субъекта хозяйственной деятельности должна быть информационная база, которая позволяет исчислять налоговые обязательства и осуществлять контроль за своевременностью уплаты налогов субъектом налогообложения так и государственными контролирующими органами.

Важное значение при решении этой задачи принадлежит автоматизации учета, что значительно расширяет его возможности и повышает качество работы бухгалтеров. При всем разнообразии программных продуктов, предлагаемых сегодня на рынке, решение по автоматизированной системе налогового учета необходимо принимать исходя из конкретных потребностей и возможностей программного обеспечения.

Переход к автоматизированному налоговому учету предприятий также требует значительной подготовительной работы. Поэтому такой переход на предприятии нужно организовывать в несколько этапов, первоочередным из которых является проведение правильной оценки состава и объема необходимого документооборота, определение перечня документов, которые должны вестись в электронной форме.

Автоматизированная система налогового учета будет способствовать сокращению затрат времени на подготовку необходимой документации и позволит избежать ряда технических ошибок.

Ведь как убеждает опыт, наибольшее количество ошибок в учете без использования компьютерных технологий, возникает на стадии переноса данных из одного учетного регистра в другой, а также при составлении различных справок и отчетов.

Автоматизированная система налогового учета предприятий позволит полностью ликвидировать такого рода трудности благодаря тому, что риск ошибки при переносе данных между регистрами учета является минимальным.

Налоговая отчётность как показатель эффективности организации налогового учёта

В налоговом законодательстве предусмотрено обязательное представление налоговой декларации независимо от наличия (отсутствия) налоговых обязательств у налогоплательщика.

Предприятие имеет право выбрать один из трех порядков представления налоговой декларации:

  • лично;
  • почтой;
  • в электронном виде.

Для основной части первичных документов установлен срок хранения в три года при условии проведения проверки налоговыми органами за период, к которому относятся документы. Если проверка не была проведена, то этот срок увеличивается до окончания проверки. Документы по заработной плате работников должны сохраняться до достижения работниками 75-летнего возраста.

Если предприятие собирается уничтожить документы, срок хранения которых истек, им создается экспертная комиссия из работников предприятия и работника местного архива, которая определяет, подлежат передаче документы Национального архивного фонда или нет.

Но поскольку на большинстве предприятий таких документов нет, как правило, они не приглашают рабочих архива для принятия соответствующего решения. Опись документов, должны быть уничтожены, должен быть согласован с экспертно-проверочной комиссией при архиве.

Документы подлежат передаче организациям, которые занимаются заготовкой вторичного сырья и их передача оформляется соответствующими накладными. При незначительном объеме документов, подлежащих, они могут быть уничтожены.

ВАЖНО: Преднамеренное уничтожение документов, наказывается штрафом или ограничением свободы.

Если предприятие правомерно уничтожило документы, в которых истек срок хранения, то налоговые органы не могут заявить о том, что валовые расходы предприятия соответствующего периода подтверждены.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/nalogi/sistemy-nalogooblozheniya/nalogovye-rezhimy/sistema-ucheta-na-predpriyatii.html

Автоматизация налогового учета на предприятии :

Система налогового учёта на предприятии

В системе постоянных изменений в российском налоговом законодательстве, которые направлены на приближение финансовой отчетности к международным стандартам, российские предприятия постоянно сталкиваются с новыми задачами, касающимися наилучшей практической реализации способов всех видов бухгалтерских и налоговых учетов. В данной статье предлагается обзор, что такое автоматизация бухгалтерского и налогового учета, какие для этой цели существуют программные обеспечения, и как они работают.

Невозможность ручного учета

Сложность использования ручного труда, а иногда и ее невозможность, создают предпосылки для внедрения автоматизация налогового учета.

В рамках одного из таких примеров следует назвать необходимость использования автоматизированных систем, так как надлежащее выполнение абсолютно всех требований законодательства бывает практически невозможным при осуществлении учета вручную.

Связано это с трудоемкостью обработки значительных объемов всяческой информации, которые могут быть растянуты на продолжительные промежутки времени. В данной статье рассмотрим, для чего нужна автоматизация налогового учета.

Требования к программному обеспечению

Важно отметить, что любые требования справедливы, если бухгалтерский учет в организации осуществляется посредством программного обеспечения, хотя, разумеется, на данный момент обратное является редчайшим исключением.

Для этих требований свойственен концептуальный характер, так как несоблюдение какого-либо из них вызывает сомнение целесообразности и эффективности используемых программных продуктов.

Итак, достоинства программ и требования к ним:

  • Не нужно повторно вводить документы. Для надлежащего ведения налогового учета первичными сведениями выступают основные документы, которые заносятся в программное обеспечение по бухгалтерии. То есть программа автоматического налогового учета должна предполагать исключение повторного ввода документов а, при существенной необходимости, она должна применять информацию, которая была внесена при ведении бухгалтерского учета.
  • Наличие возможности хранения информации, которая переводится из одного периода отчетности в другой. Преследуя эту цель, программа должна предусматривать сохранение данных на специальных счетах по налоговому учету.
  • Единое соответствие объектов учета. В рамках исключения вероятных несоответствий предметом налогового и бухгалтерского учетов, а также для проведения налоговых процедур следует использовать справочники.
  • Обеспечение исключения необоснованного отказа в сведениях обоих учетов. В данном случае, под такими отклонениями имеются ввиду те, которые были получены ввиду разницы правил по ведению как бухгалтерского, так и налогового учетов. Если все соблюдено, то автоматизация налогового учета будет работать правильно.

Комплекс программного обеспечения «БЭСТ»

Информативной основой налогового учета в данном программном комплексе выступают первичные документы.

Это означает, что данные, которые регистрируются в системе, проходят обработку и в бухгалтерском, и в налоговом учете параллельно, что позволяет осуществлять деятельность в рамках единого информационного пространства.

Иными словами, методы, реализованные в программном продукте серии «БЭСТ», применяют единичный ввод информации в целях автоматизации налогового учета.

Специальные налоговые планы счетов

Для правильного соблюдения налогового управления в базовых данных программы содержатся специальные налоговые планы счетов, которые обособленны от системы бухгалтерского контроля.

Абсолютно все счета, которые присутствуют в существующем налоговом плане, носят забалансовый характер.

Накопленные там сведения не отражаются в регистрах бухгалтерского отслеживания, а значит, не попадают в отчетность.

Схема формирования записей на таких счетах довольно простая, а именно – при дебетовании все обороты на них только увеличиваются, а по кредитованию снижаются.

Разделение счетов

Счета налогового плана принято подразделять на три вида:

  • счета доходов нынешнего периода;
  • расходы данного периода;
  • промежуточные счета.

В роли прообраза для их исчисления применяются номера для отслеживания доходов и трат учреждения, которые имеются в работающем на данный момент плане счетов по осуществлению бухгалтерского контроля. Для большей наглядности, а также простоты общего восприятия, расчет номеров налоговых счетов первого и второго типов стартуют с префикса «Н».

Параллельно на линиях налогового наблюдения открывают так называемые подсчета, на которые заносятся счета более низкого уровня. Счета и подсчета нужны для обобщения информации и подготовки данных для составления декларации, отражающей доход предприятия на прибыль. Рассмотрим, как применяется автоматизация налогового учета в 1С предприятии.

Программа ИТРП или производственное предприятие

В ходе деятельности этой программы процесс реализации налогового контроля заключается в следующем. Абсолютно все хозяйственные операции, которые были оформлены в ходе одного месяца, как первичные бухгалтерские документы, выводятся в базе данных по законодательным правилам.

В конце месяца, основываясь на данных контроля по бухгалтерии, осуществляется автоматическое заполнение аналитических регистров по налоговому учету.

Параллельно с этим в налоговых регистрах, отталкиваясь от первичных документов налогового отслеживания, приводятся операции, которые не могут быть отображены в системе бухгалтерского исполнения.

Сейчас повсеместно вводится новая усовершенствованная программа автоматизации налогового учета в “1С: Предприятие 8” (или “Бухгалтерия 8”), которая является универсальной.

С ее помощью можно вести учет бухгалтерский и налоговый в одной базе сразу нескольких организаций, причем их сотрудники могут самостоятельно вносить данные, а бухгалтеру останется только контролировать процесс.

Это особенно удобно, если деятельность смежных организаций связана.

Регистры налогового отслеживания в данной программе являются группой специализированных и самостоятельных сведений, которые формируются по налоговым данным. Все отслеживающие функции в программе выполнены согласно рекомендациям Министерства по налогам и сборам Российской Федерации.

Схемы создания итоговых сведений

В зависимости от того, какой характер носит информация, которая представляется в адрес аналитического регистра, вероятны всевозможные схемы создания итоговых сведений:

  • согласно документам налогового учета;
  • по информационным данным на налоговых счетах;
  • основываясь на документах налогового контроля, а также информационных сведениях по бухгалтерии.

Типы налоговых документов

В зависимости от функционального назначения, налоговые документы разделяются на два типа:

  • Документы, которые необходимы для формирования бухгалтерской информации в адрес данных по налогам. В таких списках предусматривается режим автозаполнения некоторых реквизитов. Но при этом сам файл представляет собой аналог налогового регистратора, либо его небольшой фрагмент за один день или отчетный период времени. Такие документы служат базой для формирования проводок по счетам забаланса для налогового учета.

Сведения, которые предназначаются для перевода информации с одних налоговых счетов на другие в целях создания действующей базы настоящего периода.

Программный продукт автоматизации налогового учета «Инфо-Предприятие»

Налоговые схемы в программе «Инфо-Предприятие» фиксируются параллельно с бухгалтерскими. С использованием списка подходящих проводок происходит настройка в соответствии с бухгалтерскими и налоговыми операциями. Затем программа на автоматической основе создает налоговые манипуляции наряду с остальными проводками при вводе первичных документов.

Каждой бухгалтерской проводке, как правило, соответствует своя непосредственная налоговая операция, которая получает ссылку на статью налогового учета, согласно чему происходит определение того, как она отображается в базе по налогам, а также то, как будет отражаться в соответствующих регистраторах. В стандартную поставку обычно включается уже настроенный список по статьям учета, который будет доступен для любого редактирования. Обзор программных средств автоматизации налогового учета должен проводиться регулярно.

Как выглядит редактор статей

Любые статьи учетов подразделяются на расходы и доходы, что определяется изменением налоговой базы в отношении конкретных операций. Редакторы статей контроля включают в себя такие колонки, как:

  • «Код», который отображает цифровое название статьи налогового учета, то есть ее краткое и наряду с этим уникальное имя.
  • «Название» – имя, присвоенное статье.
  • «Вид» – представляет типы статей налогового контроля счетов.

Полный список статей по налоговому учету делится на две закладки: файлы с документами доходов и расходов. Эти закладки имеют древовидную структуру. Такие документы состоят из других информативных блоков меньшего порядка. Если же статья не имеет в своей структуре каких-либо вкладок, то для удобства классификации ее называют документом последнего уровня.

Каждый пользователь имеет право создавать не бесконечный, но вполне большой объем статей, которые будут считаться вложенными. Типы статей, можно сказать, наследуются всеми ее другими подстатьями. Выражаясь более простым языком, документы по доходам могут иметь лишь статьи таковых в подуровнях.

Какие еще есть программы автоматизации налогового учета?

Программный комплекс «Турбо Бухгалтер»

Принцип работы данной системы кроется в абсолютном сближении двух типов – бухгалтерского и налогового учетов. Ввиду того, что основанием для совершения операций выступает первичный документ, его нужно обрабатывать лишь один раз. Это оказывается реальным лишь в том случае, если для каждой бухгалтерской проводки согласно расходам или доходам присваивается функция налогового учета.

Благодаря каждому первичному документу создается бухгалтерская проводка или ее группа, которая должна быть отмечена аналитическим характерным признаком в области налогового учета.

В рамках этого для правильной корректировки какой-либо операции, например, даты или суммы, в процессе контроля не требуется никаких дополнительных исправлений в налоговой системе предприятия, даже в том случае, если их внесли в проводку вручную.

Автоматизация налогового учета на предприятии должна существенно экономить время.

То же самое имеет отношение к операциям по налоговому контролю. Вполне объяснимо, что при наличии заметных различий в процессе выявления расходов и доходов, лишь одних аналитических признаков явно будет недостаточно. Вот почему в программе параллельно с аналитическими функциями применяются и счета по налоговой схеме.

Кроме того, в данной программе приводится базовое перечисление аналитических признаков, которые могут быть дополнены на личное усмотрение пользователя.

Абсолютно вся функциональность, которая предусмотрена программой, дает возможность применять бухгалтерские операции для всех типов проведения учетов предприятия.

Это ведет к сокращению количество используемых действий и осуществляет производство расчетов налогооблагаемой базы в бухгалтерской среде. То есть сделанная проводка по финансовому контролю деятельности организации применяется и для налогового учета.

Разница между определениями дохода и расхода, согласно правилам бухгалтерского и налогового учетов, максимально принимаются во внимание самой программой, что позволяет сотруднику не совершать ошибки в процессе работы с ней. С автоматизацией налогового учета налог на прибыль посчитать довольно легко.

Система «Налоговый учет»

Для выявления показателей дохода и расхода в целях контроля можно воспользоваться встроенной в программный продукт системой под названием «Налоговый учет».

Она обладает полным набором регистраторов, которые были рекомендованы Министерством по налогам и сборам РФ, а также включает в себя инструменты, которые специально разработали для автоматических подсчетов налоговой базы в отношении прибыли и заполнения декларации по налогам на всевозможные доходы. Как еще может проходить автоматический налоговый учет предприятия?

Программное обеспечение «Инотек»

В рамках функционирования этой программы учет проводится как с помощью налоговых показателей, так и посредством бухгалтерских документов. Коды счетов напрямую соответствуют бухгалтерским, но при этом включают в себя символ «Н». Помимо этого, счетам общего плана могут быть присвоены такие определения, как «налоговый» «бухгалтерский» или «забалансовый».

Заключение

Таким образом, общее применение вышеприведенных программ может быть использовано не только для автоматизации бухгалтерского и налогового учета, но и для создания других его типов.

Например, когда организация формирует документы по финансовой отчетности согласно международным стандартам, которые требуют несколько отличную классификацию значений и их структуру, то подобные показатели могут быть рассчитаны на основе разработанных и уже существующих на данный момент программных продуктов.

Нами рассмотрена автоматизация налогового учета.

Источник: https://BusinessMan.ru/avtomatizatsiya-nalogovogo-ucheta-na-predpriyatii.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.