Роль налогового агента в системе налогообложения РФ

Содержание
  1. Роль налогового агента в системе налогообложения РФ
  2. Порядок работы
  3. Ответственность налогового агента
  4. Налоговые агенты. Кваша Ю.Ф. Налоговое право
  5. Особенности участия сборщиков налогов и сборов в налоговых правоотношениях
  6. Налоговые агенты
  7. Обязанности банковских организаций в сфере сбора налогов и сборов
  8. Правовой статус налоговых агентов
  9. Виды налоговых агентов
  10. Налоговые агенты: их права и обязанности
  11. Неисполнение обязанностей налогового агента
  12. Налоговые агенты – организации и физические лица, права и обязанности, услуги, отличие от налогоплательщика
  13. Кто такой налоговый агент
  14. Документальное отражение операций с налогоплательщиком
  15. Ведение аналитического учета начисленных и выплаченных доходов
  16. Исчисление и уплата налогов в бюджет
  17. Предоставление отчетов в ИФНС об исполнении обязанностей
  18. Обеспечение сохранности документов
  19. Какие налоги собирают налоговые агенты
  20. Налог на доходы физических лиц
  21. Налог на добавленную стоимость
  22. Налоговый агент по налогу на прибыль
  23. Штрафные санкции и пени
  24. Налоговые агенты
  25. Права налоговых агентов
  26. Обязанности налоговых агентов
  27. Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Роль налогового агента в системе налогообложения РФ

Роль налогового агента в системе налогообложения РФ

Определение понятия «налоговый агент» представлено в статье 24 НК РФ. Из неё следует, что налоговый агент – юридическое лицо, на которое возложены обязанности по контролю над своевременными отчислениями в бюджет РФ и их объемом.

Таким образом российское законодательство указывает на существование каждого налогового агента в двух ролях: он следит за уплатой всех необходимых налогов, а с другой – является представителем интересов налогоплательщика.

Использование налоговых агентов целесообразно как для государства, так и для налогоплательщика, так как позволяет и тем, и другим избежать многих издержек.

Стоит отметить, что организация, выполняющая функции агента, уплачивает налоги не за свою деятельность, а за деятельность другого налогоплательщика (работников предприятия и/или юр. лица).

Стать налоговым агентом может любое лицо, которое относится (по виду деятельности) к одной из следующих категорий:

  1. Приобретающие товары/услуги у лиц, не состоящих на НУ.
  2. Реализующие товары, принадлежащие лицам, не состоящим на НУ.
  3. Арендующие государственное имущество (федеральное или субъектов Российской Федерации).
  4. Занимающиеся покупкой госимущества, которое не принадлежит госорганизациям.
  5. Осуществляющие реализацию имущества, имеющего особый статус (конфискованное, бесхозяйное и т. п.).

Налоговым агентом признается юридическое лицо (ООО, ЗАО и др.) или ИП во время выплат физическим лицам заработной платы и других видов дохода в денежной форме. Таковыми признаются:

  1. Организации, зарегистрированные в России, или иностранные, имеющие в РФ официальное представительство.
  2. ИП.
  3. Адвокаты и нотариусы, которые получают прибыль от частной практики.

В случае с выплатой налога на прибыль налоговым агентом становится лицо, которое должно удержать часть прибыли с целью передачи в бюджет Российской Федерации средств от следующих статей:

  1. Выплаты дивидендов индивидуальным акционерам/компаниям-держателям акций.
  2. Выплата организациям, которые не зарегистрировали постоянное представительство в России и, в связи с этим, не состоящие на учёте в ФНС.

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации правами и обязанностями налогового агента являются:

  1. Удержание определённой части прибыли юридических и физических лиц с целью передачи их в бюджет РФ в установленные законодательством сроки.
  2. Выдача средств физическим и юридическим лицам после уплаты налогов.
  3. В случае работы налогового агента с иностранными гражданами, не стоящими на учете в ФНС, или компаниями, не имеющими представительства в России, именно налоговый агент должен переводить доходы после уплаты налогов.
  4. Своевременно отчитываться в ИФНС.
  5. Вести учет всех финансовых действий, связанных с профессиональной деятельностью.
  6. Нести ответственность в случае несвоевременной уплаты налогов в бюджет РФ.
  7. Составлять счета-фактуры в установленных налоговым законодательством ситуациях, сдавать их в ИФНС.
  8. Своевременное уведомление налоговой службы в случае, если удержание части дохода не представляется возможным (например, если в качестве дохода налогоплательщик получил некое имущество).

Порядок работы

Работа налогового агента зависит от того, какой из налогов необходимо уплатить в государственную казну.

Не позднее 20 числа месяца, который следует за отчетным периодом выплаты налогов (месяц/квартал, в течение которого были произведены те или иные хоз. операции), происходит уплата НДС в бюджет Российской Федерации.

Если поводом уплаты НДС является продажа имущества должника, то стоит внимательно следить за тем, признан ли должник банкротом или нет. Если должника признали банкротом, то все действия, связанные с передачей имущества, нельзя считать облагаемыми налогом на добавленную стоимость.

Работа налогового агента в случае уплаты налога на прибыль состоит в расчёте суммы необходимых выплат в бюджет и перечисление держателям акций/владельцам долей компании (каждому индивидуально) дивидендов. При этом требуется предоставление в контролирующий орган (ИНФС) одного из следующих документов:

  1. При выплате средств лицам (юридическим и/или физическим), которые зарегистрированы в Российской Федерации – налоговую декларацию по налогу на прибыль.
  2. При выплате дивидендов лицам, не имеющим российского гражданства, или иностранным компаниям, не зарегистрировавшим своё официальное представительство в Российской Федерации – специальный налоговый расчёт.
  3. Обеспечивать сохранность всей отчётной документации в течение установленного законом периода (до 4 лет).

При уплате НДФЛ налоговый агент должен:

  1. Своевременно отчитываться перед контролирующими органами, если удержание налога невозможно.
  2. Предоставлять в ИФНС достоверные сведения о размерах доходов физ. лиц и удержанных налогов через подачу справки 2-НДФЛ и расчёта сумм по установленной Приказом ФНС формы №6.

Стоит отметить, что уплата денежных средств в казну должна быть произведена именно из доходов физического лица. Передача средств налогового агента вместо средств вышеупомянутого лица, согласно действующему налоговому законодательству, не допускается.

Также работодатель не имеет права вносить в трудовой договор какие-либо формулировки, намекающие на полную или частичную уплату налоговых сумм за счёт вышеупомянутого агента.

Ответственность налогового агента

За нарушение Налогового кодекса РФ и неисполнение налоговым агентом возложенных на него обязанностей последний может быть привлечён к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Подобные меры могут быть применены только к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

В случае если налоговым агентом неправомерно будут не перечислены необходимые к уплате денежные средства, то он будет оштрафован. Размер установленного штрафа составляет 20% от суммы, которая подлежит передаче в ФНС.

Очевидна возможность принудительного взыскания денежных средств, находящихся на банковских счетах: это может произойти при неуплате установленной суммы налога в срок. При этом, пени и недоимки взимаются с агента во внесудебном порядке, штраф – наоборот.

Стоит отметить, что с налогового агента могут взыскать штраф в размере от 1000 до 5000 рублей за непредоставление в соответствующий контролирующий орган данных о невозможности уплаты налогов, размерах задолженностей, а также утери документов в течение 1 месяца.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/nalogi/obshaya-sistema/nalogovyj-agent.html

Налоговые агенты. Кваша Ю.Ф. Налоговое право

Роль налогового агента в системе налогообложения РФ

  • Роль налогов в современном государстве
  • Понятие, предмет, метод и теория налогового права
  • Налоговое право в системе наук
  • Соотношение понятий «налоговое законодательство» и «законодательство о налогах и сборах»
  • Международные договоры Российской Федерации
  • Налоговый кодекс РФ
  • Нормативные правовые акты органов исполнительной власти
  • Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
  • Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах
  • Особенности толкования норм законодательства о налогах и сборах
  • Институт налоговой тайны в законодательстве РФ о налогах и сборах
  • Налоговая система Российской Федерации
  • Основные этапы налоговой реформы и современная внутренняя налоговая политика России
  • Участники налоговых правоотношений
  • Права налогоплательщиков и плательщиков сборов
  • Обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов
  • Представители налогоплательщика, плательщика сборов
  • Особенности участия сборщиков налогов и сборов в налоговых правоотношениях
  • Налоговые агенты
  • Обязанности банковских организаций в сфере сбора налогов и сборов
  • Налоговая администрация: цели и задачи деятельности
  • Организационные модификации налоговой администрации
  • Права, обязанности и ответственность органов налоговой администрации
  • Состав, структура и полномочия налоговых органов
  • Органы внутренних дел в системе налоговой администрации
  • Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирования
  • Принципы установления налогов и сборов
  • Элементы налога и их характеристика
  • Способы уплаты налогов
  • Порядок исполнения обязанности по уплате налога или сбора
  • Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
  • Порядок изменения срока уплаты налога и сбора
  • Налоговая отчетность
  • Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа
  • Списание безнадежных долгов по налогам, сборам, пеням, штрафов
  • Сущность и формы налогового контроля
  • Государственный налоговый учет
  • Мониторинг и оперативный налоговый контроль
  • Камеральный и выездной налоговый контроль
  • Административно-налоговый контроль
  • Истребование документов
  • Выемка документов и предметов
  • Проведение осмотра
  • Проведение инвентаризации
  • Проведение опроса
  • Проведение экспертизы
  • Осуществление перевода
  • Общая характеристика налогового расследования
  • Характеристика основных модификаций налогового расследования
  • Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
  • Общая характеристика процедуры обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
  • Внесудебный порядок обжалования
  • Особенности подачи апелляционной жалобы
  • Судебный порядок обжалования
  • Общая характеристика налогового правонарушения
  • Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
  • Налоговые санкции
  • Меры административной ответственности за нарушения в сфере налогообложения
  • Уголовная ответственность за налоговые преступления
  • Налог на добавленную стоимость (НДС)
  • Акцизы
  • Налог на доходы физических лиц
  • Единый социальный налог
  • Налог на прибыль организаций
  • Налог на добычу полезных ископаемых
  • Водный налог
  • Сбор за пользование объектами животного мира
  • Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • Государственная пошлина
  • Транспортный налог
  • Налог на игорный бизнес
  • Налог на имущество организаций
  • Налог на имущество физических лиц
  • Земельный налог
  • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
  • Упрощенная система налогообложения
  • Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
  • Специальный налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции

Особенности участия сборщиков налогов и сборов в налоговых правоотношениях

Сборщики налогов и сборов в налоговых правоотношениях осуществляют деятельность по непосредственному получению от налогоплательщиков налоговых платежей с последующей передачей аккумулированных сумм и записей об исполненных налоговых обязанностях в уполномоченные государственные органы.

Деятельность сборщиков позволяет облегчить организацию взаимоотношений множества налогоплательщиков (плательщиков сборов) и органов казначейства, число представителей кᴏᴛᴏᴩых по объективным причинам должно быть строго ограничено.

Несмотря на отказ законодателя от использования в НК понятия «сборщик налогов и сборов», функции сборщиков налогов и сборов в России в настоящее время фактически выполняют налоговые агенты, банки, почтовые отделения, органы местного самоуправления и др. Права и обязанности сборщиков могут различаться.

Сборщики налогов и сборов могут участвовать в налоговых правоотношениях как лично, так и через ϲʙᴏих представителей. Представителями сборщиковтрадиционно будут должностные лица организации, наделенной правом сбора налогов и сборов.

Налоговые агенты

При необходимости аккумуляции финансовых средств у большого количества налогоплательщиков (как, например, при сборе НДФЛ у физических лиц) целесообразно встраивание в цепочку дополнительного субъекта (налогового агента), обладающего в части сбора налоговых платежей расширенными полномочиями (например, не только обязанностями по приему, но и по исчислению и удержанию ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих сумм). Так, к примеру, в России налоговые агенты осуществляют функции не только по перечислению налоговых платежей, но и исчисляют их размер и удерживают ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующую сумму при выплате налогоплательщику.

Налоговыми агентами признаются лица, на кᴏᴛᴏᴩых в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те организации и физических лиц, кᴏᴛᴏᴩые будут источником выплаты доходов налогоплательщику.

Лицо получает статус налогового агента только для исполнения конкретных обязанностей по исчислению и уплате налога.

При ϶ᴛᴏм в разных налоговых отношениях одно и то же лицо может выступать как в роли налогового агента, так и налогоплательщика и плательщика сборов.

Налоговыми агентами признаются также российские организации, выплачивающие доходы иностранным организациям от источников в Российской Федерации, на кᴏᴛᴏᴩых в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 310 части второй НК возлагается обязанность исчислить и удержать налог с таких доходов при каждой их выплате.

Лицо не вправе отказаться от статуса налогового агента, не отказавшись одновременно и от ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей функции по перечислению и выплате доходов налогоплательщику.

Права налоговых агентов.

В случае если иное не предусмотрено НК, налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, а именно:

  • право на информацию;
  • право на получение официального письменного разъяснения;
  • право на управление налоговыми выплатами (право осуществлять налоговый менеджмент);
  • право на возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения;
  • право лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях;
  • право давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношений;
  • право на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношений;
  • право не соблюдать незаконные предписания и требования;
  • право на обжалование;
  • право на возмещение неправомерно нанесенных убытков;
  • право на защиту нарушенных прав и законных интересов.

Обязанности налоговых агентов отличаются от обязанностей налогоплательщиков не только по составу, но и по содержанию. Согласно НК налоговые агенты обязаны:

  1. исчислять, удерживать и перечислять законно установленные налоги (подп. 1 п. 3 ст.

    24 Налогового кодекса);

  2. информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах ϲʙᴏей деятельности (подп. 2, 4 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса);
  3. вести в установленном порядке учет (подп. 3 п. 3 ст.

    24 Налогового кодекса);

  4. обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов (подп. 5 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса).

Обязанность уплачивать законно установленные налоги для налогового агента означает необходимость правильно и ϲʙᴏевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие счета Федерального казначейства ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие налоги.

Нормы НК, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК для уплаты налога налогоплательщиком.

Обязанность информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах ϲʙᴏей деятельности для налогового агента означает, что он должен в установленный срок (в течение месяца) сообщать в налоговый орган по месту ϲʙᴏего учета:

  • о невозможности удержать налог у налогоплательщика;
  • сумме задолженности налогоплательщика.

Кроме ϶ᴛᴏго, налоговый агент должен представлять в налоговый орган по месту ϲʙᴏего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Обязанность вести в установленном порядке учет для налогового агента означает необходимость общего и персонального (по каждому налогоплательщику) учета:

  • начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов;
  • исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему налогов.

Ответственность налогового агента. В налоговых отношениях налоговый агент в отличие, например, от представителя налогоплательщика, представляет не интересы налогоплательщика, а собственные интересы.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством РФ. Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за допущенные налоговым агентом ошибки и нарушения при исполнении последним ϲʙᴏих обязанностей, в т.ч.

при исчислении им, удержании у налогоплательщика или перечислении в бюджетную систему налогов.

Обязанности банковских организаций в сфере сбора налогов и сборов

Банки обязаны исполнять поручения:

  • налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) на перечисление налога (сборов, пеней и штрафов) в бюджетную систему РФ на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий счет Федерального казначейства;
  • по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам и плательщикам сборов сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов;
  • местных администраций и организаций федеральной почтовой связи на перечисление в бюджетную систему РФ на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий счет Федерального казначейства денежных средств, принятых от физических лиц – налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов);
  • налогового органа на перечисление налога (сборов, пеней и штрафов) в бюджетную систему РФ за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

При наличии денежных средств на счете налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика и поручения налогового органа.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей банки несут ответственность, установленную НК.

Применение мер ответственности не оϲʙᴏбождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему РФ сумму налога (сбора, пеней и штрафов).

В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к ϶ᴛᴏму банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм за счет денежных средств и иного имущества.

Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года будет основанием для обращения налогового органа в ЦБР с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф

Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/4376/190244/%D0%9D%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B.html

Правовой статус налоговых агентов

Роль налогового агента в системе налогообложения РФ

Уплата налогов производится налогоплательщиками самостоятельно, но в ряде случаев их перечисление происходит не напрямую, а через налоговых агентов. Налоговый агент – это лицо, которое рассчитывает налоги, удерживает их у налогоплательщика, а затем уплачивает удержанные налоги в бюджет (п. 1 ст. 24 НК РФ).

В этом материале мы рассмотрим, кто такие – налоговые агенты, их права и обязанности.

Виды налоговых агентов

Налоговыми агентами могут быть как организации, так и ИП. Самый распространенный для налоговых агентов пример – это работодатели, для своих работников являющиеся агентами по НДФЛ. Стать налоговым агентом, согласно НК РФ, можно по трем налогам:

  • По НДФЛ налоговыми агентами признаются все работодатели. Выплачивая доход своим работникам и прочим физлицам, они должны удерживать из него подоходный налог, затем перечисляя его в бюджет. Агенты обязательно сдают в ИФНС отчетность по НДФЛ: ежегодные справки 2-НДФЛ и ежеквартальную форму 6-НДФЛ.
  • По НДС налоговыми агентами признаются лица, которые сами к плательщикам данного налога могут и не относиться. Так, организация может стать агентом по НДС, арендуя госимущества у органов власти, или покупая реализуемые в России товары (услуги, работы) у иностранных лиц, либо при реализации товаров иностранных продавцов в качестве посредника при участии в расчетах и т.д. (ст.ст. 146, 161 НК РФ). Если агентом выступает плательщик НДС, он может принять налог, уплаченный в этом качестве, к вычету (п.3 ст. 171 НК РФ). Подавая декларацию по НДС, агент обязательно заполняет в ней раздел 2 о налоге, подлежащем уплате по данным налогового агента.
  • Понятие «налоговый агент» по налогу на прибыль относится к организациям, выплачивающим: дивиденды юрлицам (российским и иностранным), проценты по ценным государственным или муниципальным бумагам (ст. 310.1 НК РФ), доходы иностранным фирмам без постоянных представительств в РФ (п. 1 ст. 309 НК РФ). Правовой статус налоговых агентов обязывает их, как и плательщиков налога на прибыль, подавать декларацию, а если налог удерживался за иностранных юрлиц – налоговый расчет.

Налоговые агенты: их права и обязанности

Налоговый агент уплачивает налоги за других лиц, а не за себя, при этом он имеет ровно те же права, которыми наделен налогоплательщик, если налоговое законодательство не предусматривает иное (п. ст. 24 НК РФ).

Права налоговых агентов обеспечиваются в соответствии со ст. 21 и 22 НК РФ, согласно которым они, в частности, могут:

  • получать в ИФНС информацию о налогах, сборах, актуальных нормативных актах о налогообложении, отчетные формы по налогам и т.п., а от Минфина РФ и региональных органов – разъяснения по возникающим вопросам применения налогового законодательства,
  • пользоваться налоговыми льготами при их наличии,
  • получать отсрочку, рассрочку, инвестиционный налоговый кредит, если на то имеются основания,
  • своевременно получать зачет/возврат переплат по налогам (пеням, штрафам),
  • проводить сверку с налоговыми органами, получать акты сверки с ИФНС,
  • представлять в ИФНС пояснения по начисленным/уплаченным налогам, а равно по актам налоговых проверок,
  • лично присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, получать копии актов проверки и решений налоговиков, налоговые требования и уведомления,
  • не выполнять неправомерные требования налоговиков, а также обжаловать акты ИФНС.

Главные обязанности, возложенные на налоговых агентов НК РФ – правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление налога за налогоплательщика. Кроме этого, налоговый агент обязан (ст. 24 НК РФ):

  • письменно сообщить в ИФНС о сумме налоговой задолженности налогоплательщика, которую невозможно с него удержать – сделать это необходимо в месячный срок,
  • вести по каждому налогоплательщику учет начисленных и выплаченных ему доходов, удержанных с него налогов,
  • представлять налоговикам документы, позволяющие контролировать правильность исчисления налогов,
  • минимум 4 года хранить документы, требующиеся для начисления, удержания, перечисления налогов.

Приведенный перечень не исчерпывающий, поскольку всех, кто является налоговым агентом, касаются и иные требования, предусмотренные налоговым законодательством: обязанности налоговых агентов по отчетности НДС предусмотрены п. 5 ст. 174 НК РФ, особенности удержания агентами НДФЛ – ст. 226 НК РФ и т.д.

Неисполнение обязанностей налогового агента

Если какие-либо обязанности агентом не выполняются, органы ФНС могут применить соответствующие санкции.

Ответственность налоговых агентов наступает, когда налог с налогоплательщика не удержан/не перечислен в бюджет, или удержание и перечисление произведено, но лишь частично.

Налогового агента ожидает штраф в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и уплате, а также пени.

Применить данную меру налоговики могут, только когда агент имел возможность удержать налог с налогоплательщика (ст. ст. 75, 123 НК РФ).

Если налоговый агент не подаст в установленный срок необходимую отчетность в ИФНС, он также будет оштрафован.

За несданную, или поданную невовремя декларацию налоговому агенту грозит 5% штрафа, исчисляемого от суммы, неуплаченной по этой декларации, за каждый полный и неполный просроченный месяц со дня, установленного для ее подачи.

При этом максимальный размер штрафа ограничен 30% от этой суммы, а его минимум составит 1000 рублей (ст. 119 НК РФ).

Невовремя сданный налоговым агентом расчет 6-НДФЛ обойдется агенту в 1000 рублей штрафа за каждый полный и неполный месяц просрочки (п. 1.2 ст. 126 НК РФ). При отсутствии справок о доходах физлиц по форме 2-НДФЛ, налоговому агенту придется заплатить по 200 рублей штрафа за каждую из несданных справок (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Сдача налоговым агентом отчетности, содержащей недостоверные показатели и данные, грозит ему штрафом в 500 рублей за каждый подобный документ (ст. 126.1 НК РФ).

Источник: https://spmag.ru/articles/pravovoy-status-nalogovyh-agentov

Налоговые агенты – организации и физические лица, права и обязанности, услуги, отличие от налогоплательщика

Роль налогового агента в системе налогообложения РФ

Во многих ситуациях, физические лица самостоятельно не платят налоги, а получают зарплату, из которой уже произведены соответствующие отчисления.

Подобные финансовые операции делают налоговые агенты (НА), за которыми по закону признается право производить удержания с доходов налогоплательщиков.

Организация, начисляющая заработную плату своим сотрудникам – это только самый распространенный, но не единственный пример таких агентов.

Кто такой налоговый агент

Статья 24 Налогового кодекса РФ определяет НА, как лицо, на которого возложены законодательные обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов для бюджета.

По сути, такие агенты являются посредниками между рядовыми налогоплательщиками и фискальными органами. При этом агентом признаются и физические лица, которые в силу специфики своей работы, должны самостоятельно исчислять и перечислять налоги.

Статья 226 Налогового кодекса определяет список тех, кто является налоговым агентом:

  • организации в РФ;
  • индивидуальные предприниматели;
  • нотариусы, с частной практикой;
  • адвокаты, имеющие свой кабинет;
  • подразделения иностранных организаций в России.

Ключевым признаком, по которому налоговые агенты отличаются от налогоплательщиков, является тот факт, что у НА нет формальной обязанности по фискальным выплатам из своих доходов (или за счет собственных средств). Они должен лишь сосчитать необходимую сумму для уплаты, удержать ее при выплате получателю, чтобы эти финансы были перечислены в бюджет.

В соответствии со статьей 24 Налогового кодекса РФ, права у НА и налогоплательщиков одинаковые. При этом обязанности НА имеют особенность – они должны делать налоговые отчисления вне зависимости от того, являются ли сами плательщиками данного налога. Помимо этого обязательства в их обязанности входит:

  • своевременный расчет, удержание и перечисление всех необходимых налогов;
  • письменно информировать налоговые структуры при невозможности налогового удержания;
  • аккуратно фиксировать начисленный и выплаченный доход, все необходимые начисления, удержания или перечисления по каждому налогоплательщику отдельно;
  • предоставлять фискальным органам необходимые документы для контроля правильности проведенных операций и обеспечивать сохранность этих данных.

Документальное отражение операций с налогоплательщиком

Статья 230 Налогового кодекса РФ прямо говорит, что НА должны фиксировать все операции по отношению с доходами, которые они получают от физических лиц за определенные налоговые периоды.

Это могут быть не только исчисленные и удержанные фискальные выплаты, но и предоставленные физическим лицам налоговые вычеты, общий размер доходов, другая профильная информация.

Все эти данные фиксируются в регистрах налогового учета (РНУ).

Ведение аналитического учета начисленных и выплаченных доходов

Налоговые агенты самостоятельно разрабатывают формы РНУ и порядок отражения аналитических данных.

Главным требование тут является наличие данных, позволяющих идентифицировать плательщика, его статус, выплаченные ему доходы, и другие данные необходимые при проверке. Например, согласно письму Минфина РФ от 31.12.

2010 №03-04-06/6-328, фискальные перечисление должны сопровождаться реквизитами конкретного документа по платежу.

Исчисление и уплата налогов в бюджет

Существуют сроки для расчета и перечисления фискальных платежей. Например, налоговый агент по НДФЛ (которым является работодатель) обязан удерживать эти отчисления непосредственно при выдаче дохода сотрудникам.

Если это невозможно (например, при единовременной выдаче подарка или другого дохода в натуральной форме), то сделать удержание при первой же возможности до конца года.

Если и это не представляется возможным, то обязанность НА – своевременно информировать ИФНС и самого сотрудника (до 31 января следующего года).

Бюджетные перечисления тоже имеют свои сроки для исполнения (несвоевременность выполнения этих операций, является основанием для взыскания штрафа или пени). В зависимости от ситуации, это должен быть:

  • день, в который налогоплательщики получают доход (перечисление на пластиковую карту), за исключением пособий по временной нетрудоспособности и оплаты отпусков – по ним перечисления возможны до последнего числа месяца, когда производятся выплаты;
  • день получения со своего счета средств, для выплаты через кассу;
  • не позднее, чем на следующий день после выплат из наличной выручки;
  • не позднее дня, следующего после удержания налога (например, при натуральных выплатах).

Предоставление отчетов в ИФНС об исполнении обязанностей

Предоставление собранных сведений налоговым органам является важным в деятельности НА. Вся информации по налогоплательщикам за календарный год, которая сконцентрирована в налоговых регистрах, должна направляться в ИФНС по месту учета, не позднее 1 апреля следующего года. Все необходимые данные готовятся в виде справок по форме 2-НДФЛ и передаются в налоговую службу.

Обеспечение сохранности документов

Для контроля правильности фискальных перечислений, налоговые агенты обязаны сохранять необходимую документацию на протяжении четырех лет. Эта информация может потребоваться при налоговых проверках, составлении справок в интересах налогоплательщика (например, формы 2-НДФЛ), других предусмотренных законом случаях. По истечении указанного срока, документы теряют свою актуальность.

Какие налоги собирают налоговые агенты

Всего существует три вида налогов, по которым можно стать НА для юридических лиц, и два – для физических. Это налоги:

  • на доходы физических лиц (НДФЛ) – для юр- и физлиц;
  • на добавленную стоимость (НДС) – тоже для обеих категорий;
  • на прибыль организаций – только для юрлиц.

Налог на доходы физических лиц

Сбор НДФЛ делается как организациями, так и индивидуальными предпринимателями, выплачивающими заработную плату. Самый распространенный случай исчисления, удержания и перечисления такого налога возникает в правоотношениях сотрудника и работодателя при выплате заработной платы. Закон специально оговаривает, что удерживаемый налог не может превышать половины от всей суммы начисления.

Налог на добавленную стоимость

Деятельность зарубежных фирм или предпринимателей на территории России по реализации товаров, услуг или работ, не обязательно подразумевает учет в ИФНС.

В виде агента может выступать покупатель (юрлицо или ИП), производящий необходимые фискальные перечисления на основании агентских договоров. Для этого необходимо правильное составление счета-фактуры, с указанием данных иностранного контрагента и регистрацией в книге покупок и продаж.

После проведения всех финансовых операций НА предоставляет декларацию для системы налогообложения в установленные сроки.

Другой случай, когда агенты выплачивают налог на добавленную стоимость, возникает в случае аренды муниципальной или государственной недвижимости (или другого имущества) у органов власти.

Арендатор государственной или муниципальной собственности в этом случае сам платит НДС и предоставляет декларацию в ИФНС, к которой он относится.

Срок подачи – до 25 числа первого месяца следующего квартала.

Налоговый агент по налогу на прибыль

На практике не так много ситуаций, когда для агентов возникает необходимость в уплате налога на прибыль организаций. Например, это может быть при выплате дивидендов другим предприятиям (в том числе по ценным бумагам государственного или муниципального уровня). Произведя расчет и необходимые перечисления, НА готовит для ИФНС декларацию по налогу на прибыль.

Другой вариант – иностранные фирмы или предприниматели, получающие прибыль на территории нашей страны. В этом случае в роли агента выступает российская организация с регистрацией в ИФНС, которая выплачивает этот доход. Тут тоже имеет значение своевременность перечисления – при задержке, на руководителя может быть наложена налоговая или административная ответственность.

Штрафные санкции и пени

Глава 16 и другие разделы НК РФ (а также Кодекса об административных правонарушениях) рассматривают виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Для должностных лиц НА там подходят следующие варианты:

  • Грубое нарушение правил бухучета (например, отсутствие необходимых налоговых регистров) – 10 000 рублей. Если нарушения совершены за два и более налоговых периода, то штраф будет больше в три раза.
  • То же нарушение, но повлекшее занижение облагаемой базы – 20% от неуплаченных налогов, но не менее 40 000 рублей.
  • Занижение сумм налогов на 10% и более, или искажение других показателей такого же масштаба, влечет за собой административную ответственность – наложение штрафа 5-10 тысяч рублей.
  • То же самое совершенное повторно предусматривает штраф 10-20 тысяч рублей, либо дисквалификацию на 1-2 года.
  • Несвоевременное перечисление удержанных налогов приводит к пене – за каждый день просрочки полагается 1/300 от ставки рефинансирования Центробанка на момент нарушения.
  • Несдача вовремя 2-НДФЛ тоже влечет за собой штраф в 200 рублей за каждую справку. Несвоевременное предоставление квартального 6-НДФЛ может грозить штрафом в 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц просрочки.

Источник: https://onlineadvice.ru/4532-nalogovyie-agentyi.html

Налоговые агенты

Роль налогового агента в системе налогообложения РФ
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налогоплательщики » Налоговые агенты

Налоговый агент по законодательству налогоплательщиком не является.

Наравне с налогоплательщиками НК Российской Федерации выделяют понятие налогового агента. Налоговыми агентами признаются личности, уполномоченные вычислять, удерживать и оплачивать в госбюджет необходимую сумму налогов по НДФЛ за налогоплательщиков.

Следует сосредоточить внимание на том, что предприятие, выполняющее функции налогового агента, обладает обязательством удерживать налоги по НДФЛ только лишь у персон, являющихся налогоплательщиками, и перечислению их в госбюджет.

Права налоговых агентов

В функции налогового агента входит перечисление налога, высчитанного у налогоплательщика, а никак не оплата налога за счет своих средств.

Если же налоговый представитель провел несвоевременную выплату необходимой суммы налога по НДФЛ, в таком случае по единому закону с него нереально взимать не высчитанную им сумму налога по НДФЛ. В этой ситуации распоряжение об уплате налога обязано являться предоставлено налогоплательщику, а никак не налоговому агенту.

Этот факт сопряжен с тем, что в данном случае обязанным лицом не прекращает быть плательщик. В соответствии с нормами НК Российской Федерации его обязательство по уплате налога является невыполненным, поскольку налоговый агент не высчитал суммы налога.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

В том случае, если денежных выплат по НДФЛ в налоговом периоде лицу, выплачивающему налоги, никак не производилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговый агент должен только рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и известить налоговый орган о неосуществимости высчитать налог.

Эта позиция базируется на том, что обязанным лицом считается плательщик, к которому имеет возможность быть предъявлено надлежащее требование об уплате налога в случае неисполнение обязанностей налогового агента.

При этом Пленум ВАС России показал, что тезис о неисполнение обязанностей налогового агента неприменим, деньги выплачивает иностранный гражданин, в связи с неучетом его в российской налоговой и неосуществимостью его налогового администрирования.

Обязанности налоговых агентов

Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и вовремя вычислять, удерживать из средств, которые выплачивает налогоплательщик, и перечислять налоги в госбюджет России на надлежащие счета Федерального казначейства;

2) делать письменное уведомление в налоговый аппарат по месту собственного учета о неосуществимости удержать налог и о сумме долга налогоплательщика в течение одного месяца с того момента, как налоговый агент узнал о подобных ситуациях;

3) осуществлять учет начисленных и уплаченных налогоплательщикам прибыли, исчисленных, вычтенных и перечисленных в бюджетную систему России налогов, в том числе по любому налогоплательщику в указанные сроки;

4) показывать в налоговую по месту собственного учета бумаги, нужные для исполнения контроля за точностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение 4 лет гарантировать безопасность бумаг, нужных для исчисления, удержания и перечисления налоговых сборов. Помимо этого, налоговые агенты имеют все шансы нести и прочие обязанности, предусмотренные законом.

Обязательство по уплате определенного налога лежит на налогоплательщике. Оно обязано являться выполненым им без помощи других, в случае если иное явно не учтено законом.

Вовлечение в отношения налогового агента как раз и считается подобным исключением.

В связи с отмеченным значением налоговых агентов в отношениях по выполнению прямых обязанностей по уплате налогов особого интереса заслуживает правовая точка зрения о моменте выполнения налогоплательщиком этой прямой обязанности.

Налог способен быть оплачен только в денежной форме, иными словами, посредством отчуждения денежных средств налогоплательщика, которые принадлежат ему по праву собственности. При этом обязанности налогового агента пред налогоплательщиком имеют все шансы являться выполнены в неденежной форме.

В связи с этим следует принимать во внимание законную позицию, в соответствии с какой в данном случае, если прибыль, подлежащая обложению налогом по НДФЛ у налогового агента, получена налогоплательщиком в неденежной форме и финансовых выплат в соответствующем налоговом периоде не осуществлялось, у налогового агента не имеется обязательств по высчитыванию налога и в данном случае требуемые сведенья будут представлены налоговым агентом налоговой.

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Если же выплат в налоговом периоде налогоплательщику не проводилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговые агенты обязаны только лишь рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и проинформировать налоговый орган о неосуществимости удержать налог и необходимую сумму налоговой задолженности соответствующего налогоплательщика.

Установленный судебный орган затем указывает, что принудительное выполнение обязательств налогового агента посредством взыскания с него неперечисленных сумм налога, а кроме того определенных сумм пеней допустимо только лишь в том случае, если налоговым представителем сумма налога была все же высчитана у налогоплательщика, однако не перечислена в госбюджет. Исключение из этого правила Высший Арбитражный Суд усматривает в том случае, если налог не был высчитан налоговым представителем при выплате денег иностранному гражданину, не состоящему на налоговом учете в России. В данных условиях аргументированным является взимание с налогового агента не только лишь пеней, однако и суммы самого налога по НДФЛ.

Правила, определенные для налогоплательщиков, имеют все шансы использоваться к налоговым представителям лишь в случаях, непосредственно определенных законом.

В этой связи интерес представляют несколько правовых позиций разных судебных организаций.

Таким образом, Высший Арбитражный Суд России советовал нижестоящим судам принимать во внимание то, что так как вероятность приостановления операций по счетам в банках связывается с несвоевременным представлением налоговых деклараций, а налоговая декларация может быть показана только лишь налогоплательщиком, надлежащая обеспечительная мера никак не способна быть использована к налоговому агенту в случае нарушения им сроков представления расчетов.

С иной стороны, в этом ведь Постановлении Высший Арбитражный Суд России указал, что зачет либо возврат чрезмерно оплаченных сумм налога и пеней, образующиеся, если была проведена несвоевременная выплата, распространяются кроме того на налоговых агентов, пояснив, что в случае если при анализе дела суд определит, что чрезмерно приведенные налоговым представителем в госбюджет средства не превосходят сумм, вычтенных с налогоплательщика, в таком случае решение о зачете либо о том, чтобы провести возврат данных сумм в пользу налогового агента возможно окажется принятым судом только лишь в 2-ух вариантах:

1) в случае, если возврат налогоплательщику чрезмерно вычтенных с него налоговым агентом сумм по НДФЛ возлагается на него законодательством;

2) в случае если по требованию налогоплательщика либо по своей инициативе налоговый представитель осуществил возврат налогоплательщику безосновательно вычтенную у него необходимую сумму налога по НДФЛ.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/nalogoplatelshhiki/nalogovye-agenty.html

BankirKi
Добавить комментарий