Реестр профессиональных стандартов: порядок разработки, утверждения и применения

Содержание
  1. Профстандарты: профессиональные стандарты, утвержденные Министерством труда РФ
  2. Обязательность применения профстандартов
  3. Актуальность данных в реестре
  4. Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов
  5. I. Общие положения
  6. II. Разработка и утверждение профессиональных стандартов
  7. III. Порядок применения профессиональных стандартов
  8. Реестр профессиональных стандартов: порядок разработки, утверждения и применения
  9. Законодательная база
  10. Разработка и утверждение
  11. Правила применения
  12. Ведение на предприятии
  13. Переход в 2018 году
  14. Введение профессиональных стандартов с 2016 года (нюансы)
  15. Профстандарты в России
  16. Перечень утвержденных стандартов Министерства труда
  17. Как утверждаются разработанные профстандарты Минтрудом
  18. Реестр профессиональных стандартов Минтруда
  19. Почему профстандарты должны быть зарегистрированными Минюстом
  20. Порядок применения профессиональных стандартов с 2016 года
  21. Итоги

Профстандарты: профессиональные стандарты, утвержденные Министерством труда РФ

Реестр профессиональных стандартов: порядок разработки, утверждения и применения

Понятие “профессиональный стандарт” было введено в Трудовой кодекс пять лет назад Федеральным законом от 03.12.2012 N 236-ФЗ. С тех пор оно прочно вошло в обиход.

Минтруд практически ежедневно утверждает новые стандарты, применение которых стало обязательным для ряда организаций.

Чтобы информация была систематизирована, а любой работодатель или гражданин мог найти нужные ему сведения, был создан реестр профессиональных стандартов. Оператором ресурса стал Минтруд России.

По нормам трудового законодательства профессиональные стандарты являются требованием к квалификации специалистов, необходимой для выполнения ими профессиональной деятельности. Квалификация, в свою очередь, включает в себя перечень знаний и умений, опыта и профессиональных навыков, которыми должен обладать работник.

Разработкой и утверждением профессиональных стандартов занимается Минтруд России, перечень специальностей при этом формируется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. В Трудовом кодексе эти требования регулирует статья 95.

Для того, чтобы любой работодатель или специалист могли в нужный момент найти описание и требования к каждой профессии, для которой уже существует стандарт, профессиональные стандарты, утвержденные Министерством труда 2018, объединены в специальный реестр. Он представляет собой детализированную информационную систему, которая определяет соответствующие требования к квалификации для включенных в нее специальностей. В реестре можно найти:

  • определения, связывающие между собой сферы профессионального труда;
  • описания, которые помогают делать упор на реальный опыт специалистов, а не на программы образовательного характера;
  • перечень полномочий и ответственности работников, занимающих определенную должность;
  • степень ответственности по видам деятельности;
  • другую полезную информацию.

Основы разработки утверждения, применения требований осуществляются ведомством по правилам, установленным постановлением Правительства РФ. Кроме того, есть официальный сайт “Профессиональные стандарты”, который оперативно обновляется. Для удобства поиска и использования специальности приведены в нем в алфавитном порядке.

Обязательность применения профстандартов

До 1 июля 2016 года применение утвержденных Минтрудом России профессиональных стандартов не являлось обязательным и носило рекомендательный характер. Однако, с этой даты начала действовать статья 195.3 ТК РФ, которая регламентирует порядок их применения.

В ней, в частности, сказано, что если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты являются обязательными для применения работодателями.

Остальные организации могут руководствоваться этими требованиями на свое усмотрение.

Так, специалисты Минтруда поясняют, что для определения трудовых функций при заключении или изменении трудовых договоров по нормам статьи 57 ТК РФ, обязательным условием является указание трудовых функций.

Поэтому при указании должностей в штатном расписании работодателям рекомендовано использовать наименования должностей, содержащихся в соответствующем блоке третьего раздела документа, их также содержит реестр профессиональных стандартов 2018.

Что полезного могут почерпнуть из него те работодатели, для которых пока не является обязательным применение на практике установленных требований? Среди такой информации есть, в частности:

  • сведения для формирования основы кадровой политики организации;
  • нормативы для установления системы оплаты труда;
  • данные для определения конкретных трудовых функций для каждого сотрудника;
  • формулировка основных обязанностей работников;
  • помощь в разработке должностных инструкций;
  • требования к обучению и аттестации работников.

Организации, для которых требования к квалификации сотрудников стали обязательными:

  • государственные учреждения и организации;
  • открытые акционерные общества (за исключением кредитных организаций);
  • страховые организации;
  • негосударственные пенсионных фонды;
  • акционерные инвестиционные фонды;
  • управляющие компании паевые инвестиционные фонды;
  • иные экономические субъекте, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций) или проведенные через онлайн кассы;
  • государственные внебюджетные фонды.

Все эти организации обязаны брать на работу главных бухгалтеров или других работников, на которых возлагается обязанность по ведению учета, только в соответствии с профстандартами, поскольку это предусмотрено Федеральным законом от 06.12.

2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”.

Для других отраслей могут быть установлены строгие требования к другим должностям и специальностям, поэтому работодатели должны следить за этим самостоятельно, в чем им может помочь реестр профессиональных стандартов Минтруда.

Актуальность данных в реестре

Министерство труда и социального развития РФ постоянно утверждает новые пакеты профстандартов и обновляет их реестр. Например, 31 марта 2018 года в него были включены такие специальности, как:

  • специалист в области энергоменеджмента в строительной сфере;
  • специалист по проведению энергосервисных мероприятий на объектах капитального строительства;
  • монтажник промышленного газового и газоиспользующего оборудования и газопроводов;
  • техник по композитным материалам;
  • организатор проектного производства в строительстве;
  • машинист комбинированной дорожной машины;
  • специалист по модернизации, техническому перевооружению и реконструкции литейного производства;
  • машинист машины для укладки геосинтетических материалов;
  • калильщик;
  • специалист в области проектирования сооружений водоподготовки и водозаборных сооружений;
  • пружинщик;
  • машинист разогревателя (нагревателя) асфальтобетона;
  • специалист по наладке подъемных сооружений;
  • эксперт по оценке соответствия подъемных сооружений требованиям безопасности;
  • машинист крана общего назначения;
  • машинист машин для забивки и погружения свай;
  • монтажник слаботочных систем охраны и безопасности;
  • специалист в области проектирования систем холодоснабжения;
  • техник по обслуживанию роботизированного производства;
  • врач-лечебник (врач-терапевт участковый);
  • специалист по энергетическому обследованию объектов капитального строительства и др.

С самыми актуальными данными вы можете ознакомиться на PPT.ru, проскольку все утвержденные профессиональные стандарты с 2018 года, список которых по алфавиту можно найти ниже, оперативно включаются в этот перечень.

Его применение на практике позволит каждому работодателю наилучшим образом укомплектовать штат своего предприятия специалистами нужной квалификации, создать необходимый кадровый резерв, а также снизить текучесть кадров.

Все это приведет к уменьшению затрат на кадровые мероприятия, что благоприятно отразится на экономической стабильности компании.

Источник: http://ppt.ru/docs/profstandarts

Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов

Реестр профессиональных стандартов: порядок разработки, утверждения и применения

Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23

“О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов”

В соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов.

2.

Установить, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах.

3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных настоящим постановлением.

4.

Реализация федеральными органами исполнительной власти полномочий, установленных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства Российской ФедерацииД. Медведев

Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов

(утв. постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов.

2.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации координирует разработку профессиональных стандартов.

3. Проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций (далее – разработчики).

4.

В целях согласования проектов нормативных правовых актов и методических рекомендаций по вопросам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также рассмотрения и подготовки экспертных заключений по проектам профессиональных стандартов Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации создает экспертный совет по профессиональным стандартам (далее – экспертный совет).

5. Положение об экспертном совете и его состав утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Состав экспертного совета формируется из представителей объединений работодателей, саморегулируемых организаций, профессиональных союзов (их объединений), иных некоммерческих организаций, образовательных организаций профессионального образования, федеральных органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других заинтересованных органов и организаций.

Обеспечение деятельности экспертного совета осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

II. Разработка и утверждение профессиональных стандартов

6. Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций.

7. Разработка проектов профессиональных стандартов за счет собственных средств осуществляется разработчиками в инициативном порядке.

8.

Разработка проектов профессиональных стандартов за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с перечнем групп занятий (профессий), утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений экспертного совета, на основе государственных контрактов на выполнение работ по разработке проектов профессиональных стандартов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

9. Проект профессионального стандарта, по которому проведено обсуждение с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций, представляется разработчиком в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

10. Для рассмотрения проекта профессионального стандарта разработчиком представляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проект профессионального стандарта и следующие документы:

а) пояснительная записка к проекту профессионального стандарта;

б) сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;

в) информация о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций.

11. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации отклоняет проект профессионального стандарта, если разработчиком представлен неполный комплект документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил.

12. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта информирует разработчика об отклонении проекта профессионального стандарта или о принятии его к рассмотрению.

13.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации размещает проект профессионального стандарта в течение 10 календарных дней со дня его поступления на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” для проведения общественного обсуждения. Срок общественного обсуждения составляет не более 30 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

14.

По истечении срока общественного обсуждения проект профессионального стандарта по определенной группе занятий (профессий) направляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, который направляет в течение 15 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации свои замечания и предложения.

15. Проект профессионального стандарта и информация о результатах его рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, и общественного обсуждения направляются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в экспертный совет.

16. Экспертный совет рассматривает в течение 30 календарных дней проект профессионального стандарта.

17. По результатам рассмотрения проекта профессионального стандарта экспертный совет готовит заключение с рекомендациями об утверждении, отклонении или о доработке проекта профессионального стандарта.

Проект профессионального стандарта подлежит отклонению или признанию нуждающимся в доработке в случае его несоответствия методическим рекомендациям по разработке профессионального стандарта, макету профессионального стандарта и уровням квалификаций, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

18. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на основании заключения экспертного совета, предусмотренного пунктом 17 настоящих Правил, принимает в течение 7 календарных дней решение об утверждении профессионального стандарта, либо о направлении проекта профессионального стандарта на доработку, либо об отклонении проекта профессионального стандарта.

19. Проект профессионального стандарта, требующий доработки с учетом заключения экспертного совета, направляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработчику в течение 7 календарных дней со дня принятия соответствующего решения.

20. Доработанный проект профессионального стандарта направляется разработчиком в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для повторного рассмотрения экспертным советом в срок, установленный пунктом 16 настоящих Правил.

По результатам рассмотрения экспертным советом проекта профессионального стандарта Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации принимает одно из решений, предусмотренных пунктом 18 настоящих Правил.

21. Решение об отклонении проекта профессионального стандарта принимается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на основании заключения экспертного совета с рекомендациями об отклонении и направляется Министерством разработчику в течение 7 календарных дней со дня его принятия.

22. Утверждение профессионального стандарта осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на основании заключения экспертного совета с рекомендациями о его утверждении.

23. Сведения о профессиональном стандарте вносятся в реестр профессиональных стандартов. Создание и ведение реестра профессиональных стандартов осуществляются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в установленном им порядке.

24. Внесение изменений в профессиональные стандарты осуществляется в порядке, предусмотренном для их разработки и утверждения.

III. Порядок применения профессиональных стандартов

25. Профессиональные стандарты применяются:

а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Источник: http://snipov.net/database/c_4264567195_doc_4293786336.html

Реестр профессиональных стандартов: порядок разработки, утверждения и применения

Реестр профессиональных стандартов: порядок разработки, утверждения и применения

На сегодняшний день практически все аспекты трудовой деятельности граждан контролируются Министерством труда и социальной защиты. Существуют специальные документы и правовые нормы, которые контролируют профессиональную деятельность.

К числу таких и относится реестр профессиональных стандартов (видов профессиональной деятельности).

Под термином «Профессиональный стандарт», в соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации, следует подразумевать уровень квалификации, которым должен обладать сотрудник для того, чтобы выполнять определенные виды работ.

Также профессиональный стандарт определяет основные функции сотрудника, перечень необходимых для работы навыков, необходимый уровень образования, трудовой стаж и название должности.

Этот способ определения квалификации пришел на смену единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, а также справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих.

Причиной этому явилось то, что старые справочники не успевали за развитием технологий, а следовательно, и за развитием навыков работника. Кроме того, многих относительно молодых профессий в них просто не было.

В свою очередь, реестр профессиональных стандартов – это документ, одобренный Министерством труда, который содержит в себе список стандартов для каждой профессии по отраслям.

Данный документ, а также проекты всех профессиональных стандартов можно найти на официальном сайте Министерства труда РФ http://rosmintrud.ru/. На сегодняшний день действует документ от 29.09.2014.

Законодательная база

Реестр имеет под собой весьма обширную законодательную базу. Основой для нее служит Трудовой Кодекс РФ, а также следующие документы:

Разработка и утверждение

Разработка и утверждение данных критериев производятся согласно Постановлению Правительства РФ №23. При этом также учитываются результаты работы специальной трехсторонней комиссии, которая занимается регулированием социально-трудовых отношений.

Утверждают перечень стандартов специальные Приказы Министерства труда. Эти нормативно-правовые акты являются обязательными к исполнению как для физических, так и для юридических лиц.

Правила применения

Установленные стандарты могут применяться в следующих случаях:

  1. Во время формирования кадровой политики предприятия, для управления сотрудниками, в процессе повышения квалификации, обучения и аттестации наемных рабочих. Также профессиональными стандартами следует руководствоваться при присвоении сотрудникам профессиональных разрядов и для определения системы и объема оплаты труда. При этом следует учитывать особенности организации работы конкретного предприятия.
  2. Для разработки программ профессионального обучения соответствующими учреждениями.
  3. Для разработки госстандартов профессионального образования.

Следовать установленным критериям обязаны все работодатели, если стандарт содержит в себе требования к стажу и уровню образования кандидата на какую-либо должность.

Ведение на предприятии

При введении профессиональных стандартов на предприятии необходимо понимать, что это последовательный процесс. Для начала следует внимательно изучить текст стандарта и определить, применим ли он к сфере деятельности организации и к должностям, которые занимают сотрудники.

Основная сложность внедрения профстандартов на предприятии заключается в том, что эта процедура не имеет под собой какой-либо законодательной базы в виде правого акта, который бы устанавливал необходимый порядок действий.

Это ставит перед руководителями предприятий непростую задачу – эффективно внедрить систему профессиональных стандартов, при этом не нарушив требований действующего законодательства.

Прежде всего, не следует использовать проекты приказов о переходе к данной системе, которые доступны в Интернете. Эти документы не будут обладать никакой юридической силой.

Поэтому приходится обходиться лишь общими положениями о внедрении системы профессиональных стандартов, которые установлены Министерством труда. Это зачастую приводит к тому, что руководители предприятий используют старые единые квалификационные справочники.

Особые условия действуют для государственных предприятий и внебюджетных организаций, акции которых принадлежат государству. Эти организации должны полностью перейти на новую систему к 2020 году. При этом, требуется ли такой переход конкретной организации, решает непосредственно государство, с учетом рекомендаций трехсторонней комиссии.

Порядок внедрения стандартов для таких организаций установлен Постановлением Правительства РФ №584.

Переход в 2018 году

На сегодняшний день для успешного внедрения данной системы следует учитывать все нормативно-правовые акты по этому вопросу, которые действуют на 2018 год, а также четко следовать алгоритму действий.

Внедрение системы следует начать с создания специальной комиссии, состоящей из сотрудников предприятия, которая и будет отвечать за введение новых критериев. Для этого начальник предприятия обязан издать специальный приказ.

На первом заседании комиссии следует составить подробный план перехода к новой системе. Назначаются ответственные лица по каждому пункту плана и определяются сроки перехода. В конце заседания руководитель утверждает составленный план.

Затем следует сравнить установленный на предприятии график работ и занимаемые сотрудниками должности с критериями профессиональных стандартов.

Имеющиеся несоответствия следует ликвидировать, например, путем введения новой должности и упразднения старой, не соответствовавшей критериям.

Для этого достаточно заключить с сотрудником определенный договор. В случае необходимости и при согласии работника вносятся коррективы в должностную инструкцию.

Изменение заработной платы можно производить лишь при изменении сложности выполняемых сотрудником обязанностей.

Для соответствия профстандартам работодатель может направить сотрудника на курсы повышения квалификации. В зависимости от некоторых условий, обучение может оплатить как работодатель, так и сотрудник.

На заключительном этапе внедрения следует провести полную аттестацию всех сотрудников, находящихся в штате организации, по результатам которой они могут быть переведены на другие должности или же уволены (если квалификация окажется недостаточной).

Таким образом, внедрение профстандартов является сложным и длительным процессом, однако четкое следование составленному плану позволяет произвести его максимально эффективно.

Практика внедрения профессиональных стандартов представлена ниже.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/kadry/kadrovaya-politika/attestaciya/reestr-professionalnyh-standartov.html

Введение профессиональных стандартов с 2016 года (нюансы)

Реестр профессиональных стандартов: порядок разработки, утверждения и применения

Профессиональные стандарты с 2016 года (точнее, с 01.07.

2016) станут обязательными для работодателей при формировании кадровой политики, организации обучения работников, разработке должностных инструкций, тарифов и систем оплаты труда и др..

О том, что такое профессиональные стандарты и как их применять, а также как принять участие в их подготовке, читайте в нашей статье.

Профстандарты в России

Перечень утвержденных стандартов Министерства труда

Как утверждаются разработанные профстандарты Минтрудом

Реестр профессиональных стандартов Минтруда

Почему профстандарты должны быть зарегистрированными Минюстом

Порядок применения профессиональных стандартов с 2016 года

Итоги

Профстандарты в России

Понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация работника» введены в законодательную базу России с 2013 года (ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс…» от 03.12.2012 № 236-ФЗ). В ТК РФ появились соответствующие статьи (ст. 195.1, 195.2, 195.3), а Минтруд начал мероприятия по разработке, утверждению и формированию общеупотребительного реестра профессиональных стандартов.

Профстандарты-2016 представляют собой перечень квалификационных требований и характеристик, необходимых работнику для выполнения поручаемой ему в соответствии с его должностью работы.

Основное назначение профстандарта — приведение должностного функционала работника в соответствие с необходимым для этого подтвержденным уровнем знаний и опыта (квалификацией).

В настоящее время существует список из 50 наиболее востребованных профессий, требующих специального образования. Стандарты по этим профессиям будут обязательны к применению работодателями с 01.07.2016.

Согласно приказу Минтруда от 02.11.2015 № 831 список выглядит следующим образом:

  1. Автомеханик.
  2. Администратор баз данных.
  3. Графический дизайнер.
  4. Косметолог.
  5. Лаборант химического анализа.
  6. Мастер декоративных работ.
  7. Мастер столярно-плотницких работ.
  8. Метролог.
  9. Мехатроник.
  10. Мобильный робототехник.
  11. Наладчик-ремонтник промышленного оборудования.
  12. Оператор беспилотных летательных аппаратов.
  13. Оператор станков с программным управлением.
  14. Оптик-механик.
  15. Парикмахер.
  16. Плиточник-облицовщик.
  17. Повар-кондитер.
  18. Программист.
  19. Разработчик Web- и мультимедийных приложений.
  20. Сантехник.
  21. Сборщик электронных систем (специалист по электронным приборам и устройствам).
  22. Сварщик.
  23. Сетевой и системный администратор.
  24. Слесарь.
  25. Специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики (по отраслям).
  26. Специалист по аддитивным технологиям.
  27. Специалист по гостеприимству.
  28. Специалист по информационным ресурсам.
  29. Специалист по информационным системам.
  30. Специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист).
  31. Специалист по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей.
  32. Специалист по обслуживанию телекоммуникаций.
  33. Специалист по производству и обслуживанию авиатехники.
  34. Специалист по тестированию в области информационных технологий.
  35. Специалист по техническому контролю качества продукции.
  36. Специалист по технологии машиностроения.
  37. Специалист по холодильно-вентиляционной технике.
  38. Техник авиационных двигателей.
  39. Техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами.
  40. Техник по биотехническим и медицинским аппаратам и системам.
  41. Техник по защите информации.
  42. Техник по композитным материалам.
  43. Техник по обслуживанию роботизированного производства.
  44. Техник-конструктор.
  45. Техник-механик в сельском хозяйстве.
  46. Техник-полиграфист.
  47. Технический писатель.
  48. Токарь-универсал.
  49. Фрезеровщик-универсал.
  50. Электромонтажник.

Если такие специалисты трудятся на вашем предприятии, уже можно изучать стандарты и приводить в соответствие с ними внутренние регламенты и кадровую структуру.

Есть вопросы по практическому применению приказа Министерства труда или любого другого ведомства? На нашем форуме можно получить ответ на любой из них. Например, на этой ветке можно узнать, что может грозить работодателю или должностному лицу за неточное соблюдение установленных профстандартов.

Перечень утвержденных стандартов Министерства труда

Полный перечень стандартов на сегодняшний день включает 805 нормативов, поэтому в статье не приводится. Его можно найти на специализированных сайтах. Важно знать, какие отрасли охвачены стандартизацией в первую очередь.

https://www.youtube.com/watch?v=RrUa4mMENyM

Как видно из полного перечня, это, во-первых, те области, где велики профессиональные риски и профессиональная ответственность (аналогично стандартам по охране труда).

Также уделено внимание отраслям, благодаря которым формируется общественное сознание и культура.

И третья причина, по которой разработка стандартов производилась в первую очередь, — востребованность отдельных профессий в текущей экономической ситуации.

Существующий перечень включает в себя подразделы со стандартами для специалистов в области:

  1. Образования.
  2. Здравоохранения.
  3. Искусства, культуры и туризма.
  4. Социальной защиты населения.
  5. Информационных технологий и телекоммуникаций.
  6. Средств массовой информации.
  7. Легкой и тяжелой промышленности (включая отдельный подраздел для производства детских товаров).
  8. Авиастроения.
  9. Автомобилестроения.
  10. Атомной промышленности.
  11. Ракетно-космической промышленности.
  12. Рыбоводства и рыболовства.
  13. Физкультуры и спорта.
  14. Сельского хозяйства.
  15. Транспорта (включая водителей, машинистов и т. п.).
  16. Строительства и ЖКХ (отдельный подраздел посвящен лифтовому хозяйству).
  17. Судостроения.
  18. Лесного хозяйства.
  19. Наноиндустрии.
  20. Лесозаготовки и обработки древесины.
  21. Медицинской продукции.
  22. Радиоэлектронной промышленности.
  23. Приборостроения.
  24. Нефти и газа.
  25. Электроэнергетики.
  26. Угледобычи.
  27. Металлургии.
  28. Финансов.
  29. Услуг населению (включая общепит).
  30. Административного управления.
  31. Экономики и права.

Как утверждаются разработанные профстандарты Минтрудом

Согласно правилам разработки стандартов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23, подготовка профессиональных стандартов осуществляется:

  • на национальном уровне за счет средств федерального бюджета;
  • на локальном уровне по инициативе предприятий и за счет их собственных средств.

Проект профстандарта обсуждается с профсоюзами, профессиональными сообществами и прочими заинтересованными сторонами и передается в Минтруд вместе с предусмотренным правилами пакетом документации.

Минтруд либо одобряет стандарт, либо может отклонить его по следующим причинам:

  • из-за некомплектности обязательного пакета документов к стандарту;
  • несоответствия стандарта методическим рекомендациям по разработке.

Если проект принят, он размещается Минтрудом на официальном сайте для общественного обсуждения. Одновременно проект направляется в федеральный госорган, отвечающий за регулирование профессиональной сферы, к которой относится стандарт.

Если в ходе обсуждения появляется информация, которую следует отразить в профстандарте, Минтруд направляет проект на доработку.

Готовый стандарт представляется на экспертизу в Национальный совет при Президенте РФ.

Утверждение (либо отклонение) профстандарта производится Минтрудом на основе экспертного заключения Национального совета.

Реестр профессиональных стандартов Минтруда

Профессиональные стандарты, утвержденные в надлежащем порядке, Минтруд вносит в специальный реестр. Изменения и дополнения к стандартам также подлежат включению в реестр (постановление Правительства РФ от 23.09.2014 № 970).

При этом изменения в стандарт вносятся в том же порядке и с соблюдением тех же обязательных процедур, что и при создании нового стандарта.

По начавшим складываться общим правилам изменения к стандартам чаще становятся инициативой частных разработчиков. Обычно это те, кто применяет утвержденный стандарт на практике.

Почему профстандарты должны быть зарегистрированными Минюстом

Описание нормативных актов, подлежащих государственной регистрации, дается в Разъяснениях о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста РФ от 04.05.2007 № 88.

В частности, должны быть зарегистрированы нормативы, имеющие межведомственный характер и содержащие правовые нормы, обязательные для выполнения другими федеральными органами и организациями, не входящими в федеральную систему.

Поскольку применение профстандартов вводится как обязательное для всех, утвержденные Минтрудом стандарты также проходят регистрацию в Минюсте.

Порядок применения профессиональных стандартов с 2016 года

Требования профстандартов обязательны к применению:

  • В случаях, прямо определенных в ТК РФ, а также других законодательных актах. В части требований к профессиональной квалификации работников.
  • С 01.07.2016 — для всех. В части системы управления кадрами и персоналом, обучения и аттестации, разработки должностных инструкций, формирования тарифных ставок и зарплатных систем и схем.

Если применение профстандарта в конкретном случае прямо не предусмотрено, но такой стандарт существует, его применение будет носить настоятельно рекомендательный характер.

Несоблюдение работодателем требований профстандартов может обернуться для него административной ответственностью по ст. 5.27 КоАП РФ. Если же в результате допуска к работе сотрудника несоответствующей квалификации произошли чрезвычайные события (например, авария), дело может дойти и до уголовной ответственности.

Итоги

Профессиональная стандартизация является частью комплекса мер по обеспечению эффективного управления кадровым потенциалом. Применение профстандартов призвано устранить или нивелировать:

  • расхождения между реальными производственными потребностями и набором компетенций, которые работники получают в процессе образования по специальности;
  • плохую обеспеченность квалифицированными кадрами приоритетных отраслей экономики;
  • последствия несвоевременной профессиональной подготовки кадров.

Подробнее о других государственных стандартах в сфере регулирования труда читайте в статьях:

Источник: http://nalog-nalog.ru/profstandarty_i_dolzhnostnye_instrukcii/vvedenie_professionalnyh_standartov_s_2016_goda_nyuansy/

BankirKi
Добавить комментарий