Профессиональный стандарт педагога СПО, его ключевые моменты и особенности

Содержание
  1. Профессиональный стандарт педагога СПО, его ключевые моменты и особенности
  2. Обязательно ли его применять
  3. Структура профстандарта
  4. Установленные требования к преподавателю
  5. Какими компетенциями должен обладать педагог СПО
  6. Профессиональный стандарт педагога – коротко о главном, Познавательные статьи
  7. Профстандарт педагога – в чем суть?
  8. Подготовка к введению профстандарта
  9. Структура и содержание профстандарта
  10. Повлияет ли профстандарт на зарплату учителей?
  11. Проблемы внедрения профессионального стандарта
  12. Профессиональный стандарт педагога профессионального образования
  13. Профстандарт педагога профессионального образования
  14. Читайте по теме в электронном журнале
  15. Области применения профстандарта педагога профессионального образования
  16. Требования к специалисту, установленные профстандартом педагога
  17. Требования к образованию и квалификации
  18. Специальные ограничения для занятия педагогической деятельностью
  19. В частности, к такой деятельности не допускаются:
  20. Обязанности педагога профессионального образования по стандарту
  21. Трудовые функции педагога
  22. В частности, в число трудовых функций педагога профессионального образования входят:
  23. Применение профессионального стандарта педагога
  24. Действия работодателя при несоответствии работника профстандарту педагога
  25. Профессиональный стандарт
  26. Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание) Введение

Профессиональный стандарт педагога СПО, его ключевые моменты и особенности

Профессиональный стандарт педагога СПО, его ключевые моменты и особенности

В соответствии с Приказом Минтруда России №608н было установлено, что в ходе формирования кадровой политики, при управлении персоналом, заключении трудовых соглашений, проведении аттестаций, либо при разработке должностных инструкций, затрагивающих специальность преподавателя СПО, будет необходимо использовать соответствующий профессиональный стандарт.

Согласно статье 195.1 ТК РФ, профстандарт (ПС) представляет собой характеристику того уровня квалификации, который должен иметь сотрудник организации или учреждения, чтобы осуществлять профессиональную деятельность определённого вида, включая выполнение всех трудовых функций.

Говоря иначе, профстандарт – это документ, отражающий перечень умений, знаний и навыков, которые требуются человеку для того, чтобы справляться со своими обязанностями по работе. Его применение позволяет:

  • Добиться повышения качества образования.

Профессиональный стандарт является инструментом реализации стратегических образовательных задач и даёт специалисту возможность успешно ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях современного мира. Он также помогает добиться повышения уровня отечественного образования до международных стандартов.

  • Адекватно оценить уровень квалификации работника.

Наличие единого профстандарта значительно ускоряет и упрощает процесс оценки квалификационного уровня педагога СПО.

  • Успешно регулировать разрешение кадровых вопросов и значимых моментов в трудовых взаимоотношениях со специалистами.

Все приведённые в стандарте положения следует использовать при отборе педагогов в учреждения образовательного типа. Трудовой договор работника и работодателя также формируется в соответствии с ПС.

Важно! Хотя профессиональный стандарт имеет свою изначальную форму, в местных учреждениях его наполнение может корректироваться путём внесения дополнительных положений и уточнения уже существующих разделов документа.

Обязательно ли его применять

По мнению разработчиков профстандарта, предназначенного для преподавателей СПО, данный документ должен положительным образом сказаться на интересе педагога к сфере его трудовой деятельности и повышению уровня ответственности за достижение требуемых результатов.

Профессиональный стандарт позволяет педагогу не отвлекаться на выполнение функций, не имеющих отношения к его прямым обязанностям. Это позволяет освободить больше сил и времени на повышение педагогической квалификации.

Таким образом, использование профстандарта не является строго обязательным, однако его применение рекомендуется с целью улучшения квалификационных показателей отдельных специалистов и укрепления образовательной системы в целом.

Структура профстандарта

В соответствии с требованиями Приказа №608н от 8 августа 2015 года, утверждённого Министерством труда Российской Федерации, профессиональный стандарт включает в себя следующие данные:

  1. Общая информация. Раздел посвящён указанию общих наименований трудовых функций, а также в нём приведена кодовая классификация рода деятельности специалиста.
  2. Функциональная карта. Вторая часть содержит описания общих функций, которые следует выполнять педагогу. Возможно, что обобщённые направления деятельности будут делиться на более узкие и конкретные, для каждой из которых указывается необходимый уровень квалификации.
  3. Характеристика функций. Все приведённые во втором блоке позиции получают подробную расшифровку. Рядом указывается точный перечень действий, которые потребуется осуществить для реализации каждой из приведённых функций.

В третьем разделе также имеется подробное перечисление, всех умений и знаний, которые потребуются педагогу, чтобы успешно выполнить поставленные перед ним задачи. В последней (4-й) части документа указаны данные об организациях, которые занимались разработкой ПС.

Преподаватель СПО – это педагог основного и дополнительного профессионального обучения и образования. В соответствии с профстандартом в число его основных обязанностей входит:

  • преподавание в соответствии с программами: профобучения, получения среднего профобразования, прохождения дополнительной профпрограммы, рассчитанной на определённый квалификационный уровень;
  • организация и ведение учебно-производственного процесса в ходе реализации необходимых учебных программ;
  • организационно-педагогическое сопровождение учащихся по программам СПО и высшего образования;
  • организация и проведение мероприятий посвящённых профориентации для учащихся школ и их законных представителей;
  • осуществление педагогического контроля, оценки результатов образовательной деятельности, усвоения программы;
  • подготовка и самостоятельная разработка научно- и учебно-методического обеспечения, необходимого для реализации программ профессионального образования.

Также педагог СПО может заниматься преподаванием по программам бакалавриата, магистратуры, специалиста и аспирантуры в рамках своей специальности.

Установленные требования к преподавателю

Среди основных требований, которые предъявляются специалисту в соответствии с профстандартом можно выделить следующие:

  • наличие соответствующего образования (среднее профессиональное или высшее по соответствующему профилю, возможно наличие профессиональной переподготовки);
  • наличие опыта практической работы;
  • соответствие особым условиям допуска к работе:
    • отсутствие ограничений на ведение преподавательской деятельности;
    • наличие результатов предварительного (проводимого до принятия специалиста на работу) медобследования;
    • своевременное прохождение аттестаций на соответствие занимаемой должности.

В самом ПС приводятся более подробные комментарии по каждому из приведённых пунктов, и все их следует учитывать при осуществлении трудовой деятельности по специальности преподаватель СПО.

Документы для скачивания (бесплатно)

  • Профстандарт педагога СПО

Какими компетенциями должен обладать педагог СПО

Структурными компонентами профессиональной компетенции (компетентности) преподавателя СПО являются следующие её виды:

  1. Профессиональная. Включает в себя все научные знания, навыки и умения, которыми должен владеть педагог. Они обязательно входят в сферу той дисциплины, которую он преподаёт.
  2. Социально-правовая. К этому виду компетенции относятся умения и знания, которые необходимы для того, чтобы взаимодействовать с людьми и общественными институтами. Кроме того, здесь учитывается знание приёмов профессионального общения и поведения.
  3. Психолого-педагогическая. В третью группу входят познания и навыки, затрагивающие сферу: психологии педагогического общения и студенческой учебно-познавательной деятельности, психодиагностики (базовые понятия и приёмы), педагогических и научно-исследовательских способностей.
  4. Коммуникативная. Способность выстраивать общение с учащимися и другими сотрудниками образовательного учреждения, что невозможно без уважительного отношения к окружающим (в сочетании с высоким уровнем требовательности) и наличия способности к состраданию, сочувствию и пониманию.
  5. Персональная. Осуществление непрерывного профессионального роста и регулярное повышение собственной квалификации. Умение реализовывать себя через свою трудовую деятельность.
  6. Креативная. Наличие творческих навыков, ассоциативного мышления, воображения, гибкого и критичного ума, способности находить максимально эффективные решения в нестандартных ситуациях.
  7. Экстремальная. Умение осуществлять необходимые действия в условиях внезапно усложнившейся обстановки.

Помимо этого преподаватель должен быть осведомлён относительной целей и содержания ФГОС СПО, принципах построения процесса обучения, способах применения современных образовательных технологий.

Профстандарт позволяет обеспечить максимальную конкретизацию направленности рабочей деятельности педагога СПО, повысить её эффективность и поддержать квалификационный рост специалиста. Именно поэтому активное использование данного документа является необходимой составляющей рабочего процесса.

Вашему вниманию видео о среднем профессиональном обучении.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/kadry/kadrovaya-politika/obshhie/profstandart-pedagoga-spo.html

Профессиональный стандарт педагога – коротко о главном, Познавательные статьи

Профессиональный стандарт педагога СПО, его ключевые моменты и особенности

В 2013 году был разработан профессиональный стандарт педагога, который, согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.

Воспитание и обучение детей – настоящее искусство, коим в той или иной мере обязан овладеть каждый учитель.

Однако на современном этапе жизни педагог – это, прежде всего, профессия, которая согласно последним тенденциям должна соответствовать определенным стандартам, призванным заменить морально устаревшие должностные инструкции и прочие документы, регулирующие профессиональную деятельность педагогов.

Именно поэтому еще в 2013 году специально созданной рабочей группой под председательством Евгения Александровича Ямбурга был разработан профессиональный стандарт педагога, охватывающий, в том числе, такие вопросы, как реформа системы повышения квалификации педагогов, модернизация системы педагогического образования и изменения в системе аттестации учителей.

Согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, данный стандарт обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.

Профстандарт педагога – в чем суть?

Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом. Также он должен учитываться при приеме учителя на работу и при составлении его должностной инструкции.

В документе для учителей детально прописаны все знания и умения, которыми они должны обладать, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы (воспитатель в дошкольном учреждении, учитель начальных классов, учитель-предметник и т. д.).

Ожидается, что благодаря введению профстандарта основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.) и эффективно взаимодействовать с другими специалистами (дефектологами, психологами, социальными педагогами и т.д.).

Квалификационные справочники вместе с должностными инструкциями уже неэффективны в сегодняшних реалиях – так посчитали в Министерстве труда и принялись за разработку современного профстандарта педагога.

Почему на это обратили внимание? Дело в том, что в Трудовом кодексе появились такие понятия, как “квалификация” и “профессиональный стандарт”, которые постепенно начали применяться к разным профессиям, и педагогическая не могла оставаться в стороне.

Подготовка к введению профстандарта

Как уже упоминалось выше, разработка документа началась еще в 2013 году, и планировалось, что все будет доработано и апробировано (проверенно на пригодность) до 1 января 2015 года. Однако его введение пришлось перенести на 2 года из-за больших сложностей в разработке.

За этот период документ был доведен до ума, а сами стандарты протестированы на базе нескольких десятков учебных заведений. Результаты были в целом положительными:

  • возрос уровень подготовки учащихся;
  • улучшились условия труда педагогов;
  • родители хорошо оценили изменения.

И в итоге, с 2017 года было решено начать повсеместное внедрение нового профессионального стандарта педагога.

Структура и содержание профстандарта

Документ структурирован по принципу разделения трудовых функций педагога, начиная от воспитателей дошкольных учреждений и заканчивая учителями среднего звена. Основное внимание уделяется трем самым важным сферам, в которых должны быть компетентны все педагоги:

  • обучение;
  • воспитание;
  • развитие.

Описание каждой функции включает в себя три блока: “Трудовые действия”, “Необходимые навыки” и “Необходимые знания”. Далее функции педагогов подразделяются в зависимости от направленности их работы:

  • Деятельность педагогов дошкольных учреждений.
  • Деятельность педагогов начального образования.
  • Деятельность педагогов основного и среднего образования.
  • Модуль “Предметное обучение. Математика”.
  • Модуль “Предметное обучение. Русский язык”.

Точно так же в каждом виде педагогической деятельности конкретизируются трудовые действия, знания и умения учителя.

Изучив все требования, можно прийти к выводу, что современный педагог должен быть универсально образован, эрудирован и прогрессивен. Так же делается упор на умение находить подход к каждому ребенку, уважать его личность и правильно оценивать его способности.

На данный момент нет никакого единого для всех учреждений плана перехода на новый стандарт.

Очевидно, руководство каждой образовательной организации будет по собственному усмотрению включать те или иные меры для внедрения педагогического профстандарта в учебном учреждении.

Однако в любом случае за введение профстандартов должна будет отвечать комиссия, которая ориентировочно обязана сделать следующее:

  • Сопоставить занимаемые должности в конкретном заведении с наименованиями, которые прописаны в стандарте.
  • Провести проверку трудовых договоров и при необходимости внести коррективы в соответствии с профстандартом.
  • Осуществить проверку сотрудников учебного заведения на соответствие профстандарту, согласно занимаемым должностям.
  • Предоставить руководству итоговый отчет о проведенной проверке.

Правда, пока не совсем понятно, как быть с учителями, которые профстандарту не соответствуют. Если такой работник изначально был принят в соответствии с трудовым законодательством, успешно прошел аттестацию и в целом хорошо справляется с работой, то и увольнять его нецелесообразно, даже с учетом частичного несоответствия появившимся нормативам.

Повлияет ли профстандарт на зарплату учителей?

О повышении оплаты труда педагогам, подтвердившим соответствие профессиональному стандарту, представители власти говорили еще в 2013 году, однако официальных заявлений не было. Поэтому остается ждать и надеяться…

Проблемы внедрения профессионального стандарта

Пока многие учителя считают затруднительным выполнение всех требований профстандарта. В частности они говорят, что сегодня это сделать проблематично из-за:

  • недостаточной материально-технической базы образовательных организаций,
  • плохо развитой доступной среды для всех обучающихся (пандусы, подъезды к зданиям и прочее),
  • слишком большой нагрузки на одного учителя, чтобы рассчитывать на индивидуальный подход к каждому ученику.

Тем не менее, даже если сегодня не каждый учитель может похвастаться полным соответствием всем критериям профстандарта, его нужно рассматривать как ориентир в своей педагогической деятельности и постепенно совершенствоваться, дабы более качественно подходить к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1196_professionalnyy-standart-pedagoga--korotko-o-glavn.html

Профессиональный стандарт педагога профессионального образования

Профессиональный стандарт педагога СПО, его ключевые моменты и особенности

Педагог профессионального образования должен соответствовать требованиям, установленным профстандартом. Разбираемся, каким именно.

Профстандарт педагога профессионального образования

Переход к новой системе оценки квалификации специалистов в России был начат в конце 2012 года, когда в действующий Трудовой кодекс были внесены изменения, предполагающие применение профессиональных стандартов.

Именно тогда была введена в действие актуальная редакция ст. 195.1 ТК РФ, которая определяет профстандарт как требования к уровню и характеру квалификации сотрудника, необходимой ему для выполнения возложенных на него трудовых задач.

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

5 главных заблуждений про профстандарты.

Читать статью

Читайте по теме в электронном журнале

Начиная с этого момента Министерством труда и занятости была инициирована обширная работа по формированию и утверждению профессиональных стандартов для отдельных предметных областей, к которой привлекались опытные эксперты.

Каждый из итоговых документов должен был составляться в строгом соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. №23.

При этом степень проработки конкретного профстандарта зависела от нескольких факторов, включая собственно сложность данного вида профессиональной деятельности и его значимость для общества и экономики.

Скачайте документы по теме:

Обращаем внимание! Введение профессиональных стандартов не отменяет действие квалификационных справочников. И работодатель вправе сам решать каким документом ему руководствоваться при определении квалификационных требований к должности: профстандартом или квалификационным справочником.

Нельзя не признать, что по последнему критерию педагогическая деятельность является одной из самых серьезных сфер. Именно поэтому разработке профстандартов для педагогов было уделено много времени и внимания.

В результате с 1 января 2017 года были введены в действие сразу пять обширных документов, устанавливающих требования к уровню квалификации педагогических работников.

Одним из них является стандарт, регламентирующий применение квалификационных требований к педагогу в области профессионального обучения и профессионального образования основного и дополнительного уровней. О том, какие еще профстандарты для педагогов действуют в настоящее время, вы можете узнать в нашем материале.

Профессиональный стандарт педагога  профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования утвержден приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 608н

Области применения профстандарта педагога профессионального образования

Специфика профессионального стандарта педагога профессионального образования заключается, в том числе, в том, что его действие распространяется на специалистов, которые задействованы в выполнении трудовой деятельности в области образования достаточно высокого уровня. В частности, положения профстандарта, утвержденного приказом № 608, распространяются на следующие категории работников:

педагоги, осуществляющие преподавательскую деятельность в образовательных организациях, уровень которых относится к среднему профессиональному;

преподаватели высших учебных заведений с различным статусом, включая университеты, академии, институты и другие организации высшего профессионального образования;

специалисты, чья профессиональная деятельность предполагает выполнение функций по разработке методик обучения.

Стоит учитывать, что выделение перечисленных категорий сотрудников в целях применения профстандарта педагога профессионального образования производится с применением Общероссийского классификатора занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08).

В свою очередь, перечисленные категории специалистов могут быть задействованы в реализации образовательного процесса по различным направлениям подготовки, начиная от среднего профессионального и выше.

Какие конкретно ступени образования охватывает действие данного стандарта — читайте в нашей статье.

Требования к специалисту, установленные профстандартом педагога

Применение профессиональных стандартов имеет целый ряд серьезных плюсов для работодателя, одним из которых является четкая фиксация необходимых требований, которым должен соответствовать специалист, занимающий должность педагога профессионального образования.

В свою очередь, требования, зафиксированные в профстандарте преподавателя профессионального образования, касаются различных квалификационных характеристик такого специалиста, а также содержат особые условия, связанные со спецификой педагогической работы на различных уровнях обучения.

Справка

Требования к образованию и квалификации

Поскольку профстандарт, утвержденный приказом № 608н, предполагает преподавание для обучающихся, уже получивших общее образование, педагог такого уровня должен иметь достаточно серьезный образовательный багаж.

При этом требования профстандарта допускают несколько возможных вариантов в отношении имеющегося у специалиста уровня образования в зависимости от того, какую именно должностную позицию он занимает в образовательном учреждении.

Так, например, если для мастера достаточно среднего профессионального образования по преподаваемому направлению, то для методиста обязательным требованием является наличие высшего образования.

Кстати, в отношении требований к образованию профстандарт проявляет достаточно большую гибкость: так, в нем предусмотрены варианты решения ситуации отсутствия необходимого уровня образования для специалистов, которые не имеют педагогической подготовки, или сотрудников, не обладающих необходимыми знаниями по профилю преподавательской деятельности. Узнайте из нашей статьи, какие рекомендации по этому вопросу содержатся в тексте профессионального стандарта.

 В Приказе Минтруда России от 12.04.2013 №148н содержится исчерпывающая классификация уровней квалификации в соответствии со сложностью выполняемых задач и условиями относительно наличия у работников специальных навыков и знаний.

Проанализировав содержание этого документа, а также профстандарта педагога профессионального образования, можно сказать, что рассматриваемый профстандарт предполагает достаточно высокие требования относительно имеющейся квалификации такого специалиста.

В нашем материале мы подробно рассказываем об уровнях квалификации педагогов.

Обратите внимание! Требования к опыту практической работы определяются на основании уровня образования, имеющегося у педагога, и занимаемой им должностной позиции.

Специальные ограничения для занятия педагогической деятельностью

Наряду с общими требованиями относительно уровня образования и квалификации, определенными для педагога профессионального обучения профессиональным стандартом, к такому специалисту применяются специальные ограничения, установленные ст. 331 и 351.1 ТК РФ.

Справка

В частности, к такой деятельности не допускаются:

  1. лица, которые в судебном порядке были лишены права осуществлять педагогическую деятельность;
     
  2. лица, которые в судебном порядке были признаны недееспособными;
     
  3. сотрудники, имеющие заболевания социально опасного характера;
     
  4. граждане, имеющие судимость за преступления тяжкого и особо тяжкого характера;
     
  5. граждане, имеющие судимость за особые категории преступлений, связанных с посягательством на неприкосновенность личности и государства.

Подобные требования применяются ко всем категориям работников, чьи трудовые обязанности связаны с осуществлением педагогической деятельности.

При этом, однако, в отдельных случаях работник, имеющий судимость, может быть допущен к работе с учащимися, однако для этого необходимо получение решения комиссии по делам несовершеннолетних. 

Что касается состояния здоровья педагогических работников, то во избежание допуска к работе с обучающимися лиц, имеющих опасные заболевания заразного типа, такие специалисты должны быть подвергнуты процедуре медицинского осмотра в установленном порядке. В нашем материале мы указываем, какие виды медосмотров являются обязательными для этих сотрудников.

Обязанности педагога профессионального образования по стандарту

Педагог профессионального образования по стандарту, утвержденному приказом № 608н, должен обеспечить успешное выполнение следующих основных трудовых функций в процессе осуществления своей профессиональной деятельности:

разработка образовательных  модулей и учебных программ в части содержательного и методического аспекта их реализации;

организация эффективной обучающей деятельности, обеспечивающей полноценное усвоение учащимися содержания материалов, предусмотренных образовательными модулями и учебными программами;

обеспечение регулярного и качественного контроля за усвоением учебного материала на промежуточных и итоговых стадиях прохождения обучения.

В процессе реализации указанных трудовых функций педагогу профессионального обучения в рамках профстандарта следует применять и учитывать положения специальной литературы, справочных изданий, методических материалов и иную информацию, предусмотренную актуальными стандартами осуществления преподавательской деятельности.

При этом, однако, в целях обеспечения интереса учащихся к обучению и повышения качества усвоения ими преподаваемого материала рекомендуется применение форм подачи материала, соответствующих возрасту, особенностям коллектива и иным характеристикам обучающихся. Более подробно о методах оценки эффективности решения поставленных перед педагогом задач Вы можете прочитать в нашем материале.

Трудовые функции педагога

Несмотря на некоторые различия в части требований к уровню образования, опыта практической работы и других характеристик, к педагогам высшего и дополнительного образования, а также педагогам СПО профстандарт предъявляет схожие требования в части общих принципов выполнения трудовых функций по данной профессии.

Справка

В частности, в число трудовых функций педагога профессионального образования входят:

  1. осуществление преподавательской деятельности в рамках коллектива обучающихся с учетом их индивидуальных характеристик и особенностей группового взаимодействия;
     
  2. организация учебного процесса с элементами производственной деятельности по профилю обучения;
     
  3. педагогическое и организационное сопровождение обучающей деятельности в соответствии с уровнем обучения;
     
  4. обеспечение научной, учебной, методической и организационной подготовки реализации программ профессионального обучения в соответствии с его уровнем.

В зависимости от уровня обучения и характера преподавательской деятельности допускаются различные наименования должностных позиций, предусмотренные профстандартом: педагог дополнительного профессионального образования, мастер производственного обучения, преподаватель и другие. О том, как выбрать наиболее подходящий вариант для конкретной ситуации, читайте в нашем материале.

Применение профессионального стандарта педагога

Согласно положениям действующего законодательства, подтвержденным официальными разъяснениями Минтруда, данными в письме от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253, в настоящее время применение профстандартов в педагогической деятельности осуществляется в целях решения следующих задач:

формирование кадровой политики и управление персоналом, в том числе определение трудовых функций работника при составлении штатного расписания, должностных инструкций, трудовых договоров;

проведение обучения и аттестации работников. В этом случае профстандарт служит ориентиром, какие знания и навыки работы необходимы современному специалисту;

тарификация работ и присвоение тарифных разрядов, а также установление систем оплаты труда с учетом особенностей организации труда и управления.

Действующее законодательство предусматривает ряд должностных позиций, для которых применение разработанных профстандартов становится обязательным с момента их официального утверждения: в нашем материале мы приводим полный перечень таких должностей.

Согласно положениям ст. 331 ТК РФ, ст. 46, 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ позиция педагога относится к перечню должностей, для которых необходимо применение положений действующих профстандартов.

Таким образом, указанные специалисты обязаны соответствовать требованиям к преподавателям по профессиональному стандарту, утвержденному приказом № 608н или требованиям, установленным квалификационным справочником.

Справка

Действия работодателя при несоответствии работника профстандарту педагога

Если оценочный центр или специальная рабочая группа, созданная по решению работодателя, установит несоответствие сотрудника требованиям утвержденного профстандарта, то уволить его не получится.

В законодательстве четко регламентирован перечень оснований для увольнения, и несоответствие профстандарту в нем не предусмотрено. Планы добавлять такое основание законодатель также не рассматривает.

Правомерность такой позиции подтверждают и специалисты Минтруда России в пункте 10 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

Если человек не соответствует профстандарту, а требование о соответствии является обязательным на законодательном или локальном уровне, то работодателю необходимо провести мероприятия по внедрению профстандартов.

Один из этапов – мероприятия, направленные на доведение квалификаций, знаний и умений сотрудника до уровня, заявленного в стандарте, если вдруг выявлено несоответствие. Кстати, Трудовой кодекс рекомендует работодателю регулярно организовывать повышение квалификации педагогических работников.

Мы расскажем, как часто и каким образом необходимо направлять таких сотрудников на обучение.

Однако если все необходимые мероприятия проведены, а уровень квалификации сотрудника остается недостаточным, работодатель может провести аттестацию работника.

При неудовлетворительных результатах этого мероприятия у работодателя уже появится законная возможность и основание для увольнения (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

О том, как оформить увольнение педагогического работника, читайте в нашем материале.   

Скачать чистый бланк
Скачать в .doc

Скачать заполненный образец
Скачать в .doc

Источник: https://www.kdelo.ru/art/384386-professionalnyy-standart-pedagoga-17-m10

Профессиональный стандарт

Профессиональный стандарт педагога СПО, его ключевые моменты и особенности

1.Область применения.

2.Цель применения.

3.Термины и определения применительно кпедагогу.

4. профессионального стандартапедагога.

4.1.Часть первая: обучение.

4.2.Часть вторая: воспитательная работа.

4.3.Часть третья: развитие (Личностныекачества и профессиональные компетенции,необходимые учителю для осуществленияразвивающей деятельности).

4.4.Часть четвертая: профессиональныекомпетенции педагога, отражающиеспецифику работы в начальной школе.

4.5.Часть пятая: профессиональные компетенциипедагога дошкольного образования(воспитателя), отражающие спецификуработы на дошкольном уровне образования.

5.Методы оценки выполнения требованийпрофессионального стандарта педагога.

6.Заключительные положения. Приложения:

Приложение№ 1. Расширенный, ориентированный наперспективу перечень ИКТ-компетенцийпедагога, которые могут рассматриватьсяв качестве критериев оценки егодеятельности только при созданиинеобходимых и достаточных условий.

Приложение№ 2. Психолого-педагогические требованияк квалификации учителя.

Приложение№ 3. Часть А. Профессиональный стандартучителя математики и информатики.

ЧастьБ. Профессиональный стандарт учителярусского языка.

Приложение№ 4. Рекомендации по внедрениюпрофессионального стандарта педагога.

Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание) Введение

Педагог- ключевая фигура реформированияобразования. «В деле обучения и воспитания,во всем школьном деле ничего нельзяулучшить, минуя голову учителя» (К.Д.Ушинский). Встремительно меняющемся открытом миреглавным профессиональным качеством,которое педагог должен постояннодемонстрировать своим ученикам,становится умение учиться.

Готовность к переменам, мобильность,способность к нестандартным трудовымдействиям, ответственность исамостоятельность в принятии решений- все эти характеристики деятельностиуспешного профессионала в полной мереотносятся и к педагогу. Обретение этихценных качеств невозможно без расширенияпространства педагогического творчества.

Труд педагога должен быть избавлен отмелочной регламентации, освобожден оттотального контроля.

Существующиегромоздкие квалификационные характеристикии должностные инструкции, сковывающиеинициативу учителя, обременяющие егоформальными требованиями (например,предписывающими составлять образовательныепрограммы) и дополнительными функциональнымиобязанностями, отвлекающими отнепосредственной работы с детьми, неотвечают духу времени.

Профессиональныйстандарт педагога, который должен прийтина смену морально устаревшим документам,до сих пор регламентировавшим егодеятельность, призван, прежде всего,раскрепостить педагога, дать новыйимпульс его развитию.

Федеральныйзакон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образованиив Российской Федерации» (далее – ФЗ)относит дошкольное образование к одномуиз уровней общего. Кроме того, в ФЗ,наряду с такой функцией, как уход иприсмотр за ребенком, за дошкольнымиорганизациями закрепляется

обязанностьосуществлять образовательную деятельность,выделяемую в отдельную услугу. Всоответствии с законом, сегодня любаяшкола вправе реализовывать программыдошкольного образования. Отсюда возникаетнеобходимость единого подхода кпрофессиональным компетенциям педагогадошкольного образования и учителя.

Соответственноуровням образования, определяющимспецифику педагогической деятельности,выделяются следующие специальности:педагог дошкольного образования(воспитатель), педагог начальной, основнойи старшей школы.

В перспективепредполагается расширить сферу примененияпрофессионального стандарта педагога,введя специальности: педагог дополнительногообразования и педагог системыпрофессионального образования.

Учитываянеобходимость работы в образовательныхорганизациях с детьми, имеющими проблемыв развитии и ограниченные возможности,планируется рассмотреть введениедополнительных специальностей:педагог-психолог, специальный педагог(дефектолог), осуществляющий своюдеятельность в дошкольном учрежденииобщего типа и массовой школе, тьютор,оказывающий индивидуальную поддержкуи сопровождение ребенка-инвалида и т.п.Таким образом, профессиональный стандартпедагога является открытым документом,который может быть дополнен и расширен.

Меняетсямир, изменяются дети, что, в свою очередь,выдвигает новые требования к квалификациипедагога. Ноот педагога нельзя требовать то, чемуего никто никогда не учил.Следовательно,введение нового профессиональногостандарта педагога должно неизбежноповлечь за собой изменение стандартовего подготовки и переподготовки в высшейшколе и в центрах повышения квалификации.

Расширяяграницы свободы педагога, профессиональныйстандарт одновременно повышает егоответственность за результаты своеготруда, предъявляя требования к егоквалификации, предлагая критерии ееоценки.

Сучетом различного уровня квалификациипедагогов страны предусматриваетсяпроцедура постепенного, поэтапноговведения профессионального стандартапедагога.

Различаютсяне только уровни квалификации педагогов,но и те условия, в которых они осуществляютсвою профессиональную деятельность.

Поэтому в рамках профессиональногостандарта педагога предусматриваетсявведение региональной и школьнойкомпоненты, учитывающей как региональныеособенности (преобладание сельскихшкол, работа учителя в мегаполисе,моноэтнический или полиэтническийсостав учащихся и т.п.), так и спецификуреализуемых в школе образовательныхпрограмм (математический лицей,инклюзивная школа и т.п.).

Наполнениерегиональной и школьной компонентыпрофессионального стандарта педагогапотребует совокупных творческих усилийучителей, администраторов, родительскойобщественности, экспертного сообществаи должно быть принято и утверждено наоснове консенсуса.

Стремлениек достижению консенсуса в обществе повопросу введения профессиональногостандарта педагога заложено в процессего разработки, апробации и внедрения,начиная с широкого обсуждения проектадокумента, заканчивая определениемокончательных сроков его введения.

Дляобеспечения действенного общественногоконтроля на всех этапах работы надпрофессиональным стандартом предлагаетсяв полной мере задействовать механизмыгосударственно-общественного управления.С этой целью предполагается создатьнезависимую общественную ассоциацию«Профессиональный стандарт педагога- 2013», наделив ее необходимыми правамии полномочиями.

Зачемнужен профессиональный стандарт педагога

• Стандарт- инструмент реализации стратегииобразования в меняющемся мире.

• Стандарт- инструмент повышения качестваобразования и выхода отечественногообразования на международный уровень.

• Стандарт- объективный измеритель квалификациипедагога.

• Стандарт- средство отбора педагогических кадровв учреждения образования.

• Стандарт- основа для формирования трудовогодоговора, фиксирующего отношения междуработником и работодателем.

Необходимостьнаполнения профессионального стандартаучителя новыми компетенциями:

• Работас одаренными учащимися.

• Работав условиях реализации программинклюзивного образования.

• Преподаваниерусского языка учащимся, для которыхон не является родным.

• Работас учащимися, имеющими проблемы в развитии.

• Работас девиантными, зависимыми, социальнозапущенными и социально уязвимымиучащимися, имеющими серьезные отклоненияв поведении.

Требованияк профессиональному стандарту педагога

Стандартдолжен:

• Соответствоватьструктуре профессиональной деятельностипедагога.

• Непревращаться в инструмент жесткойрегламентации деятельности педагога.

• Избавитьпедагога от выполнения несвойственныхфункций, отвлекающих его от выполнениясвоих прямых обязанностей.

• Побуждатьпедагога к поиску нестандартных решений.

• Соответствоватьмеждународным нормам и регламентам.

• Соотноситьсяс требованиями профильных министерстви ведомств, от которых зависят исчислениетрудового стажа, начисление пенсий ит.п.

Характеристикастандарта

• Профессиональныйстандарт педагога – рамочный документ,в котором определяются основныетребования к его квалификации.

• Общенациональнаярамка стандарта может быть дополненарегиональными требованиями, учитывающимисоциокультурные, демографические ипрочие особенности данной территории(мегаполисы, районы с преобладаниемсельского населения, моноэтнические иполиэтнические регионы накладываютсвою специфику на труд педагога).

• Профессиональный стандарт педагогаможет быть также дополнен внутреннимстандартом образовательного учреждения(по аналогии со стандартом предприятия),в соответствии со спецификой реализуемыхв данном учреждении образовательныхпрограмм (школа для одаренных, инклюзивнаяшкола и т.п.).

• Профессиональныйстандарт педагога является уровневым,учитывающим специфику работы педагоговв дошкольных учреждениях, начальной,основной и старшей школе.

• Учитываяособое место и роль в общем среднемобразовании таких предметов, какматематика и русский язык, обязательностьих сдачи в форме ЕГЭ для всех безисключения выпускников школ, в приложенияхк документу отдельно выделяютсяпрофессиональные стандарты педагогапо этим специальностям.

• Профессиональныйстандарт педагога отражает структуруего профессиональной деятельности:обучение, воспитание и развитие ребенка.В соответствии со стратегией современногообразования в меняющемся мире, онсущественно наполняетсяпсихолого-педагогическими компетенциями,призванными помочь учителю в решенииновых стоящих перед ним проблем.

• Стандартвыдвигает требования к личностнымкачествам учителя, неотделимым от егопрофессиональных компетенций, такихкак:

готовностьучить всех без исключения детей, внезависимости от их склонностей,способностей, особенностей развития,ограниченных возможностей.

Профессиональныйстандарт педагога выполняет функции,призванные:

• Преодолетьтехнократический подход в оценке трудапедагога.

• Обеспечитькоординированный рост свободы иответственности педагога за результатысвоего труда.

• Мотивироватьпедагога на постоянное повышениеквалификации.

Профессиональныйстандарт педагога

1.Областьприменения.Сфера дошкольного, начального и общегосреднего образования. Профессиональныйстандарт педагога может применяться:

а)при приеме на работу в общеобразовательноеучреждение на должность «педагог»;

в)при проведении аттестации педагоговобразовательных учреждений региональнымиорганами исполнительной власти,осуществляющими управление в сфереобразования;

г)при проведении аттестации педагоговсамими образовательными организациями,в случае предоставления им соответствующихполномочий.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2238150/

BankirKi
Добавить комментарий