8(800)350-83-64

Порядок проведения проверки прокуратуры

Содержание

Что проверяет прокуратура в организации и порядок проведения? :

Порядок проведения проверки прокуратуры

Как и остальные организации надзорного характера, Прокуратура РФ вправе производить как плановые, так и внеплановые проверки.

Как будет проходить проверка, если приехала прокуратура? План проверок организаций на 2017 год что в себя включает? Учреждения какой направленности, как правило, проверяются? На эти и иные не менее важные вопросы можно отыскать ответы в процессе прочтения данной статьи.

Общие положения

Что проверяет прокуратура в организации? До сегодняшнего дня государственными органами власти были приняты определенные нормативные акты, которые и по сей день регламентируют процедуру различного рода проверок. Необходимо отметить, что в их число включаются и нормативные акты, относящиеся ко всем юридическим лицам.

Ярким примером данному положению может послужить Федеральный закон «О защите прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц».

Кстати, в эту совокупность включены и специальные акты, к примеру, Федеральный закон «Об объединениях общественного типа» или Федеральный законодательный акт «Об организациях некоммерческого типа».

Чем же отличается проверка организации прокуратурой? Ключевой отличительной чертой приведенного рода проверок выступает на сегодняшний день абсолютное отсутствие четкого регулирования со стороны правовой (юридической) категории. Как необходимо это понимать? Сюда целесообразным будет отнести следующие пункты:

  • Какой график?
  • Проверка прокуратуры организаций производится каким должностным лицом?
  • Какая документация должна быть предъявлена при проверке прокуратуры?
  • Каков предмет проверки?
  • Как часто может проверять прокуратура организацию? Сроки проведения непосредственно мероприятия.
  • Каков порядок рассмотрения материалов?

Четких ответов на данные вопросы на сегодняшний день никто дать не может. Важно отметить, что на приведенное отсутствие строгого регулирования рассматриваемого типа проверок со стороны категории права уже обращал пристальное внимание российский Конституционный суд.

Так, было высказано следующее мнение: «На сегодняшний день законодательным образом не закреплены ни процедура проверки, ни сроки, ни порядок проверки организации прокуратурой».

С того времени, как было принято данное Постановление российского Конституционного суда, прошло уже более десяти лет, однако так ничего и не изменилось.

Именно в соответствии с приведенной причиной не остается ничего другого, как давать рекомендации организациям некоммерческого типа в процессе защиты собственных прав руководствоваться положениями российского Федерального закона «О прокуратуре РФ», которые носят общий характер, а также разъяснениями со стороны российского Конституционного суда и актами Генеральной прокуратуры, являющимися нормативно-правовыми.

Прокурорская проверка и ее особенности

Что представляет собой прокурорская проверка, и что проверяет прокуратура в организации? Под прокурорской проверкой следует понимать проверку исполнения законодательных актов со стороны государственных органов, их должностных лиц, организаций коммерческого и некоммерческого типа. Важно дополнить, что проведение рассматриваемого мероприятия осуществляется посредством органов прокуратуры.

Насколько серьезными могут быть основания для проверки прокуратурой организаций? Как правило, ключевым из них является сведения по поводу фактов нарушения законов и иных законодательных актов, которые так или иначе требуют принятия определенных мер со стороны прокурора. Так, поводом для осуществления мероприятия по проверке могут послужить сообщения в средствах массовой информации, прямые обращения граждан, а также материалы уголовных, гражданских и административных дел.

Полномочия прокурора и предмет проверки

Прокурор может действовать исключительно в пределах своих полномочий. Предметом рассматриваемого типа мероприятия является то, что проверяет прокуратура в организации, и за какие сроки.

К подведомственности прокуратуры посредством закона относится все то, что не включается в компетенцию контролирующих организаций специального назначения.

Если судить данное положение относительно некоммерческих организаций, то может сделать вывод, что прокуратура не наделена никаким правом проверки всех тех вопросов, которые относятся к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации, государственных органов по налогам и налогообложению и так далее.

Допустим, если прокуратурой проверены религиозные, образовательные организации, то это говорит о том, что была исключена проверка соответствия устава действующему законодательству, отчетности перед государственными налоговыми органами и органами юстиции и так далее.

Тогда, когда в прокуратуру поступила жалоба (сообщение) по поводу нарушений, которые допустила та или иная некоммерческая организация в определенной области деятельности, где осуществлением контролирующих функций занимается другой государственный орган, первая так или иначе обязуется передать жалобу (сообщение) второму в соответствии с подведомственностью.

Как пример возможной проверки в организации некоммерческого типа со стороны прокуратуры можно рассмотреть нарушение в отношении Федерального законодательного акта «О противодействии деятельности экстремистского характера».

Проверка прокуратуры религиозных организаций или иных некоммерческих структур может быть произведена, потому что данный нормативный акт так или иначе предусматривает полномочия прокурора, связанные с контролем за объединениями общественной направленности деятельности.

Важно отметить, что в ситуации с прокурорской проверкой проверяемый период не устанавливается законодательным образом, однако в любом случае необходимо руководствоваться принципом справедливости и разумности.

Что проверяет прокуратура в организации? Необходимо знать, что практически все полномочия прокурора перечислены в части первой статьи двадцать второй российского Федерального закона «О прокуратуре».

Среди них стоит отметить следующие пункты:

  • Беспрепятственное вхождение в помещения и, понятно, на территорию проверяемых структур после предъявления служебного удостоверения.
  • Наделение доступом к документации и информации проверяемых организаций.
  • Возможность ознакомления с необходимой документацией, материалами, статистическими и другими сведениями.
  • Возможность получения объяснений со стороны специалистов проверяемой организации по возникающим в процессе проведения мероприятия вопросам.
  • Возможность вызова граждан и должностных лиц для объяснений в плане нарушений законодательства.

Как выяснилось, проверка организации прокуратурой является весьма многогранной. Кроме того, ко всему перечисленному можно добавить еще несколько штрихов, рассмотренных в следующей главе.

Дополнительные нюансы

Допустим, прокуратурой проверены религиозные, образовательные организации. Это предполагает то, что в процессе осуществления мероприятия прокуроры руководствовались исключительно порядком, определенным для подобных ситуаций законодательным образом, по вопросам, на которые так или иначе распространяется активизация законов о налоговой, банковской и другой тайне.

Важно отметить, что в процессе проведения проверочных мероприятий как планового, так и внепланового характера целесообразным является исключение случаев требования лишней информации, документов и материалов, которые могут получить прокуроры непосредственно в процессе проверки при выходе на место.

Необходимо дополнить, что проверка прокуратурой медицинской организации или иного учреждения ни в коем случае не допускает факты, связанные с возложением на структуры и их должностных лиц обязанности предоставить в органы прокуратуры информацию, которая никаким образом не касается предмета проверки либо выходит за всякие рамки.

Кстати, сюда же относятся и просьбы о предоставлении не предусмотренной посредством законодательства статистической отчетности.

Основные нюансы актуальной в статье темы в полной мере рассмотрены. Остается лишь два вопроса, которые не урегулированы. К ним относятся сроки предоставления документации, а также форма и порядок запроса отдельных бумаг.

Важно отметить, что и в данном случае правило является общим. Оно так или иначе относится ко всем требованиям и правилам представителей государства.

Так, сроки проверки прокуратурой образовательных организаций и иных учреждения должны быть абсолютно разумными, а требования – понятными и четкими.

Кстати, оглашение требований допускается на сегодняшний день в устной форме, что делает общую процедуру гораздо удобнее. Заключительным нюансом данной главы является то, что в качестве прокуроров, которые наделяются правом проведения проверок и реализации предоставленных им полномочий, могут выступать как заместители, так и помощники непосредственно прокурора.

Сроки осуществления мероприятия по проверке прокуратуры

Как часто может проверять прокуратура организацию? Важно отметить, что сроки проведения мероприятия по проверке Федеральным законом «О прокуратуре» не устанавливаются. Кстати, внимание Конституционного суда также не обращалось на данный факт.

Тем не менее необходимые сроки четким образом определены российским Федеральным законом «По поводу порядка рассмотрения гражданских обращений», а также Инструкцией по поводу порядка рассмотрения обращений и дальнейшего приема граждан в системе российской прокуратуры.

Следует дополнить, что представленное положение утверждено посредством приказа Генерального прокурора от 17.12.2007.

Как выяснилось выше, основанием для проверки прокуратуры образовательных организаций на 2017 год может послужить обычное сообщение (жалоба) по поводу допущенных нарушений, которые, как правило, поступают от граждан, средств массовой информации, должностных лиц и так далее.

Подобные обращения, в соответствии с общим правилом (однако на сегодняшний день существует ряд исключений), должны быть проверены со стороны прокуратуры в течение тридцати дней. Следует дополнить, что в случае острой необходимости установленный срок подлежит продлению еще на тридцать дней.

Значит, срок проверки некоммерческих организаций со стороны прокуратуры – не что иное, как отведенный посредством Федерального закона для рассмотрения обращения должностного лица или гражданина, связанного с фактами о нарушении законов, которые так или иначе применяются к организациям некоммерческого типа.

Ознакомление с информацией

После того как заявление прокуратуру (проверки организации, к примеру, образовательного типа) было подано, осуществляется непосредственно само мероприятие.

Как же происходит ознакомление с актуальными материалами после осуществления мероприятия? Кратко и предельно ясно соответствующее положение описано в Приказе Генеральной Прокуратуры от 07.12.2007.

Там представлена следующая цитата: «Прокурорский надзор должен осуществляться гласным образом». Необходимо дополнить, что гласность в данном случае предполагает открытость.

Источник: https://BusinessMan.ru/chto-proveryaet-prokuratura-v-organizatsii-i-poryadok-provedeniya.html

Проверка прокуратурой организаций и ИП

Порядок проведения проверки прокуратуры

Государственная прокуратура РФ – очень серьезный орган, который контролирует все другие надзорные организации и координирует их работу. На сайте генпрокуратуры находятся годичные графики плановых проверок предпринимателей всеми другими контролирующими органами.

Именно с прокурором должны быть согласованы все остальные внеплановые проверки. Зато прокуратура, в свою очередь, уполномочена контролировать исполнение законов абсолютно в любой сфере.

Вот почему прокурорская проверка – одно из самых ответственных испытаний для любого предприятия.

Впрочем, прокурор никогда не приходит просто так: для этого нужен веский повод, определенная негативная информация о бизнесе, для проверки которой и является представитель государственного органа.

Чем отличается прокурорская проверка от всех остальных? Какими рисками она может угрожать предпринимателю? Безграничны ли полномочия прокурора? Вся информация для предпринимателей – в этой статье.

Прокурорской проверке регламент не писан

Проверку прокуратуры можно назвать непредсказуемой и потому наиболее опасной для ИП. Причина кроется в том, что правовое регулирование для прокуратуры как надзорного органа фактически отсутствует. Более 10 лет назад (18.02.2000 г.

) Конституционный суд РФ принял Постановление № 3-П, в котором отметил, что сроки и процедура прокурорских проверок законодательно не утверждены. Новых документов по этому поводу с тех пор не принималось.

Поэтому остается руководствоваться косвенными правовыми актами:

  • Федеральный закон «О прокуратуре РФ»;
  • разъяснения Конституционного суда РФ;
  • документы, изданные самой Генеральной прокуратурой.

Из этих документов следуют лишь 3 момента, касающиеся регламента проверки, которые прописаны четко и однозначно.

  1. Служащие прокуратуры при проведении проверки должны рассматривать только то, что касается подозреваемого ими правонарушения. В основную деятельность предприятия вмешиваться им не положено.
  2. Срок проверки не превышает 30 дней. Но не потому, что таково положение о сроках, а по причине того, что именно в месячный срок прокуратура должна дать заявителю ответ на обращение, послужившее поводом для этой проверки.
  3. Реакция прокурора в случае, если проверка установила нарушение, может быть выражена в следующих формах:
    • постановление;
    • протест;
    • представление;
    • предостережение.

Прокурорская проверка плановой не бывает

Догадаться о предстоящем посещении прокурора практически невозможно, поскольку такая проверка назначается по факту обращения. Пожаловаться на предпринимателя прокурору может:

  • недовольный клиент;
  • ваш контрагент;
  • правоохранитель;
  • любой бдительный гражданин.

Инициировать проверку также может обнародование «горячих» фактов в СМИ.

ВАЖНО! Если предприниматель сомневается в законности прокурорской проверки, он может сделать письменный запрос в прокуратуру насчет ее оснований. Ему должны ответить, какой именно сигнал стал поводом для визита прокурора. Результаты проверки, проведенной безосновательно, предприниматель вправе обжаловать.

Повод для визита

ФЗ «О прокуратуре», а также п.6 Приказа Генеральной прокуратуры № 195 от 07.12.2007 г. ограничивают основания для прокурорских проверок поводами, подведомственными исключительно прокуратуре, то есть такими, которые не являются компетенцией других надзорных органов. Это могут быть подозрения:

  • в экстремистской деятельности;
  • в действиях, угрожающих безопасности государства;
  • в нарушении миграционных законов и т.д.

Таким образом, прокуратура не может подменять своим контролем другие госорганы. Однако, поскольку в законе полномочия прокурора четко не ограничены, он может обратить внимание на любые нарушения законодательства – хотя бы для того, чтобы в результате передать их в соответствующее ведомство для последующего контроля и наложения наказания.

Можно ли воспользоваться жалобой в прокуратуру в личных целях?

Довольно часто прокурорские проверки являются «по душу» тех предпринимателей, которые не смогли договориться со своими контрагентами. Для последних жалоба в прокуратуру становится отличной альтернативой судебному иску:

  • обращение в прокуратуру для заявителя бесплатно;
  • гарантирована быстрая реакция (максимум в месяц);
  • ответ прокурора должен быть обоснован, а значит, будет проведено серьезное разбирательство.

Если нарушение будет доказано, работники прокуратуры самостоятельно инициируют судебное разбирательство.

К СВЕДЕНИЮ! Просто так свести счеты с конкурентом, «натравив» на него прокуратуру, не стоит надеяться.

За необоснованное заявление, которое не подтвердится в ходе проверки, можно привлечь клеветника к ответственности.

А если в его заявлении намеренно используются обтекаемые формулировки по типу «есть основания предполагать», то ничто не мешает противнику, в свою очередь, подать жалобу, которая повлечет встречную проверку.

Полномочия прокуратуры непосредственно при проверке

Что может делать представитель прокуратуры, явившись к вам с проверкой?

  1. Предъявив свое удостоверение, он может свободно перемещаться по всей территории проверяемой организации, входя в любые помещения.
  2. Получить для изучения требуемые материалы и документы.
  3. Запрашивать документы для более глубокого изучения.
  4. Беседовать с ответственными лицами и специалистами по поводу предмета проверки.
  5. Вызывать нужных лиц для дачи объяснений.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Прокурор обязан уважать банковскую, налоговую и другие охраняемые законом тайны.

Советы проверяемым

Кроме служебного удостоверения, никаких других документов проверяющий предъявлять не обязан. Разъяснение по поводу предмета проверки может быть дано им в устной форме.

Однако, предприниматель может запросить письменный документ, который вызвал проверку (жалобу, поручение от прокурора). Если такой документ показать ему отказываются, он может запросить его в прокуратуре письменно, сославшись на упоминавшееся выше постановление Конституционного Суда, в котором говорится, что прокурорская проверка должна быть гласной.

Не стоит препятствовать прокурору в осуществлении его требований, иначе можете попасть под уголовное преследование. Если вы считаете, что проверяющий интересуется тем, что не имеет отношения к предмету проверки, можно действовать одним из следующих способов:

  • предъявить требуемые материалы, а затем обжаловать действия прокурора в суде;
  • отказать в предъявлении, а когда прокуратурой будет возбуждено дело о препятствовании проверке, доказывать, что требования были незаконными, так как не относились к предмету проверки;
  • прежде чем предъявлять или отказывать в материалах, попросить прокурора уточнить, какие материалы и на каких основаниях ему требуются, а одновременно с этим направить в прокуратуру письменное обоснование невыдачи материалов, отметив, что требования будут исполнены после их конкретизации.

Передавая прокурору оригиналы документов, составьте их реестр под подпись.

Любое неисполнение или частичное исполнения требований проверяющего обязательно оформляйте письменно – обосновывайте объективные причины и уточняйте, что выполните требования после их устранения.

Не лишней будет видеосъемка процесса проверки или ведение аудиозаписи.

Что в итоге?

Результаты проверки, в лучшем случае, выявят отсутствие нарушений, подозрения в которых стали поводом для визита. Но на практике такое случается нечасто. Предприниматель может получить от прокурора:

  • представление с требованиями об устранении нарушений;
  • предостережение (если есть подозрение, что правонарушение только готовится);
  • инициацию судебного разбирательства (о приостановке деятельности или ликвидации);
  • переадресацию к другому органу (если обнаруженные нарушения не в компетенции прокурора).

Форма составления этих документов не закреплена законодательно, прокурор может оформить результаты проверки в виде акта или простого письма.

ВАЖНО! Если предприниматель не согласен с реакцией прокурора, надо подать заявление в суд в течение 90 дней с даты получения решения (ст. 254 ГПК РФ). Внесудебные меры оспаривания действий прокуратуры неэффективны: можно пропустить сроки обращения в суд, ожидая решения вышестоящих органов прокуратуры.

Источник: https://assistentus.ru/proverki/prokuratura/

Порядок проведения проверки прокуратуры

Порядок проведения проверки прокуратуры

Прокурорская проверка имеет разительное отличие от прочих надзорных мероприятий, самым трудным испытанием для предприятия. Однако, несмотря на свою «стихийную» природу, она не может произойти без повода, для ее проведения всегда существуют причины.

Прокурорская проверка – мероприятие надзорного характера, проводимое органами прокуратуры с целью контроля соблюдения законодательных требований предприятиями и организациями различной хозяйственно-правовой формы.

В случае проведения надзора прокуратурой, предприятию в защите личных интересов и прав необходимо опираться на:

Специальных законодательных актов относительно сроков и норм проведения подобного мероприятия, а также порядка ознакомления с материалами нет.

Согласно поставленным целям и решаемым задачам процесс делится на:

  1. Первичный.
  2. Повторный – проверяется исправление ошибок, выявленных первичной проверкой.
  3. Контрольный – происходит контроль предприятия через определенное время после первичных проверок.

Первичный, в свою очередь, делится на следующие проверки:

  • целевые – целью является изучение соблюдения законов, регулирующих однородные общественные отношения;
  • комплексные – в отношении исполнения законодательных актов, которые регулируют разнородные отношения;
  • сквозные – выполняется контроль в различных сферах отрасли и общественных отношений;
  • совместные – контролируется взаимодействие различных структур;
  • одновременные – может контролироваться деятельность органов власти на разных уровнях.

Этапы и правила выполнения

Уполномочены выполнять подобный надзор сотрудники, указанные в распоряжении относительно проверки, а также работники прокуратуры, у которых существуют прямые полномочия по выполнению подобного надзора.

Проверить полномочия появившихся в организации проверяющих можно посредством звонка в подразделение, в котором они трудятся.

Если предметом исследования является экстремистская деятельность организации, работники прокуратуры имеют следующие полномочия:

  • приостановить деятельность согласно решению суда, а также ходатайствовать о закрытии;
  • запретить деятельность организации, которая действует без регистрации;
  • ходатайствовать перед судом о запрете деятельности СМИ, распространяющих экстремистские материалы, а также о признании материалов таковыми.

Сотрудники прокуратуры вправе:

  • требовать необходимые документы;
  • брать показания у должностных лиц;
  • привлекать к проверке экспертов из сторонних организаций;
  • инициировать изменения в правовой деятельности предприятия, вносить рекомендации относительно устранений нарушения закона;
  • возбуждать производство.

Предметом проверки является соблюдение норм законодательных актов и права человека.

Порядок проверки состоит из цикла действий:

  • изначально прокурор получает жалобу от любого лица, которое считает, что организация не соблюдает норм законодательства;
  • устанавливается необходимость процесса, то есть невозможность доказать или опровергнуть обвинения без посещения организации;
  • прокурор обязан официально уведомить организацию за сутки до мероприятия с указанием целей, предмета и основания процесса;
  • прокуратура вправе сохранить втайне имя заявителя, особенно если вопрос касается коммерческой, семейной или государственной тайны, а также затрагивает права и свободу гражданина;
  • после окончания составляют акт об итогах, с соблюдением требований к структуре документа.

Решение об ознакомлении с материалами дела или об отказе в этом принимается прокурором в 10-ти дневный срок.

Чтобы компанию проверить, существует два основания:

  1. По материалам, находящимся в производстве относительно конкретного правонарушения. Достаточно наличия прокурорского удостоверения и не обязателен выезд на место, можно выполнить запрос посредством заказного письма о предоставлении документов почтой. Период исполнения данного требования – 5 рабочих дней.
  2. В отношении соблюдения законодательства предприятием в целом. В этом случает нужно официальное распоряжение прокурора с указанием основных составляющих мероприятия. Проверяемая организация должна предоставить все требуемые материалы в 2 дня.

Проверку прокуратура обязана выполнить в течение месяца после поступления жалобы.

Жалобу можно подать:

Заявление необходимо составить с соблюдением следующей структуры:

  • шапка документа – название и адрес отделения, ФИО, адресные и контактные данные заявителя;
  • название документа в центре бланка;
  • в теле документа — суть обращения со ссылкой на законодательные акты, согласно которым произошло нарушение прав;
  • после указать на свои требования и ожидание соответствующей реакции;
  • подпись и дата.

Обжалование результатов

Вариант обжалования результатов заключен в приведении доказательной базы обвиняемой стороной, согласно которой отсутствует состав преступления. Например, если результатом проверки стало инициирование прокуратурой открытия делопроизводства относительно административного правонарушения.

Участвуя в деле как ответчик, обвиняемая сторона вправе обжаловать решение прокурора, предоставив материалы собственной невиновности.

Предостережение не обжалуется, так как это нецелесообразно из-за отсутствия накладывания на обвиняемое лицо обязанностей.

Согласно судебной практике, обжаловать акт проверки как нормативно-правовой документ нельзя, так как, по сути, он сам по себе не несет никаких ограничений для лица, в отношении которого составлен, а значит и не ограничивает его в действии.

Предметом прокурорской проверки в магазине может стать:

  • ценообразование на продукты – данная причина на текущий момент является основной, так как наблюдается активное беспричинное повышение цен;
  • сообщение о наличии неоформленных работников;
  • нарушение прав потребителей, в том числе и соблюдение законодательства при открытии предприятия.

Заключение

Сотрудники прокуратуры в процессе выполнения проверки должны соблюдать все требования законодательства и действовать согласно нормам с обязательным предварительным извещением предприятия и предоставлением соответствующих разрешительных документов.

При этом проверяющие прокуратуры преследуют единственную цель – соблюдение законодательных актов предприятием в процессе деятельности в любом правовом аспекте – касается ли это клиентов, законности деятельности или работников, нанятых на производство.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/buh/kontrol/audit/proverka-prokuratury.html

Если вас поверяет прокуратора – Все о кадрах

Порядок проведения проверки прокуратуры

Большинство работодатели давно привыкли к проверкам различных контрольных или надзорных органов. Однако проверки прокуратурой взвывают у работодателей большее волнение и напряжение. И не зря, т.к. при прокурор не только проверяет законность тех или иных действий работодателя, но и выступает в суде в качестве обвинителя.

Полномочия прокурора

Одной из основных функций прокуратуры является надзор за исполнением законодательства РФ и соблюдения Конституции РФ. В частности, соблюдение работодателями трудового законодательства.

Примечание: на прокурорский надзор не распространяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», за исключением случаев проведения государственными контрольными или надзорными органами проверок по требованию прокурора.

Некоторые из функций прокуратуры, связанные с проведением проверок в отношении юридических лиц:

  • Участие в процессе планирования, проведения и обработки результатов целевых проверок юридических лиц, проводимых уполномоченными контролирующим или надзорными органами;
  • Согласование проведения внеплановых проверок, причиной которых послужили обращение граждан, юридических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления о фактах нарушений законодательства, влекущих или могущих повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, либо массовые нарушения прав граждан;
  • Согласование ежегодных графиков проведения плановых проверок юридических лиц органами государственного контроля или надзора.

При проведении проверок юридических лиц прокурор вправе:

  • Возбуждать дела о административном правонарушениях;
  • Требовать от руководителей и должностных лиц организаций предоставления необходимых сведений, материалов или документов;
  • Вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений;
  • Участвовать в судебных спорах;
  • Опротестовывать незаконные решения, определения или постановления судебных инстанций.

Основания для проведения проверки

Прокуратура не заменяет собой другие контрольные и надзорные органы и не проводит самостоятельные плановые проверки, за исключением случаев осуществления прямого прокурорского надзора.

Однако, органы прокуратуры могут осуществлять проверку соблюдения работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных актов в следующих случаях:

  • При обращение граждан или должностных лиц;
  • При сообщения в СМИ о грубых нарушениях законодательства;
  • При обобщение материалов уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также других материалов, содержащее достаточные данные о нарушениях законодательных актов;
  • По заданию вышестоящей прокуратуры.

Как правило, о проведении прокурорской проверки работодатель уведомляется не менее чем за 1 сутки.

Для проведение проверок прокурор может привлекать экспертов и сотрудников государственных контрольных или надзорных органов.

Сотрудник прокуратуры осуществляющий проверку обязан предъявить служебное удостоверение. В свою очередь, работодатель обязан обеспечить ему беспрепятственный вход на территорию и в помещения организации, и предоставить все необходимые сведения, материалы и документы.

Не выполнение требований прокурора (в рамках представленных ему полномочий) может быть расценено, как уклонение от явки по его вызову. За что работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ и уголовной по ст. 294 УК РФ.

Кроме того, за умышленное невыполнение требований прокурора (в рамках его полномочий) виновные могут быть привлечены к административной ответственности ч. 1 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ.

Примечании: при несогласие работодателя с действиями работников прокуратуры он вправе обратится в суд в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ.

Меры прокурорского реагирования

Если в ходе проверки были выявлены нарушения законодательства РФ, то прокурор должен на них отреагировать и составить один из следующих документов:

  1. Постановление о возбуждении административного производства;
  2. Представление. Выносится прокурором юридическому или должностному лицу и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения работодатель должен принять меры по устранению нарушения законодательства и сообщить об этом прокурору в письменной форме;
  3. Протест. Выносится при наличии признаков административного правонарушения;
  4. Предостережение о недопустимости нарушения закона. Направляется должностным лицам в целях предупреждения правонарушений или при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

При вывязывании прокурором в ходе осуществления проверки нарушений, имеющих признаки уголовного преступления он выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания, для решения о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.

Источник: http://info-personal.ru/proverki/esli-vas-poveryaet-prokuratora/

Срок проведения прокурорской проверки: когда ждать ответа?

Порядок проведения проверки прокуратуры

В законодательстве Российской Федерации четко указано, что прокуратура проводит проверку хозяйствующих субъектов и государственных органов с основной целью: выяснить, как исполняются правовые нормы.

Основанием для проведения такой проверки может быть информация, требующая немедленного прокурорского реагирования, а поводом могут послужить сообщения в средствах массовой информации (в том числе и материалы журналистских расследований), обращения граждан в надзорные органы или уже рассматриваемые административные или уголовные дела В любом случае, решение о проведении проверки остается за самим прокурором, либо его заместителем.

Возникает закономерный вопрос: какие сроки проведения прокурорской проверки (Далее – ПП) и когда ждать ответа?

Новый порядок проведения прокурорской проверки

Не секрет, что ПП может стать неприятным сюрпризом для любого юрлица либо представителя малого или среднего бизнеса. Каков порядок проведения ПП и какими документами он регламентирован?

Ответ на этот вопрос мы можем найти в Федеральном законе № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Его основные положения говорят о том, что:

  • Предметом проведения плановой проверки становится соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • Плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года, если иное не предусмотрено особыми частями статьи закона;
  • Проверки проводятся на основании утверждаемых органами госконтроля или муниципального контроля планов;
  • Ежегодный сводный план проверок формирует Генеральная прокуратура Российской Федерации.

По закону, в юрисдикцию прокуратуры входит все, что не может быть компетенцией других контролирующих ведомств. Объясняется это просто: надзорное ведомство не имеет права подменять собой другие профильные ведомства.

Иными словам, прокурор не может организовать проверочные мероприятия, которые, скажем, являются прерогативой Ростехнадзора.

Согласно ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор имеет полное право (конечно, при предъявлении служебного удостоверения) беспрепятственно находится на территории объекта, где проводится проверка, будь то госорган или коммерческая фирма.

Кроме того, он может получить доступ к документам компании или ведомства, потребовать от должностного лица необходимые статистические показатели или данные финансовой отчетности, вызвать «для беседы» граждан или лиц, обладающих определенными полномочиями, если необходимо получить объяснения по поводу нарушения ими законов государства.

С 2017 года порядок проведения ПП изменился.

Сроки проведения прокурорской проверки ограничат 30 днями

В марте прошло года вступили в силу поправки в закон о деятельности прокуратуры.

По новым нормам срок проведения ПП ограничен 30 днями.

Он может быть продлен в особых случаях, но превышать те же 30 дней ПП ни в коем случае не должна. Причем, если изначально решение о продлении проверки принимает сам прокурор или его заместитель, то в дальнейшем, если есть острая необходимость, санкционировать продление контрольно-надзорных мероприятий может только Генеральный прокурор либо его заместитель.

В срок проведения не включается время, на которое ее пришлось по каким-либо причинам остановить, а также срок, когда прокурор затребовал дополнительные материалы, – до того самого момента, когда необходимые документы ему предоставили. Кстати, предоставить прокурору их должны в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования.

Помимо плановых проверок, есть еще и внеплановые. Они проводятся в том случае, если прокуратура получила информацию о явном нарушении законодательства: причинении вреда здоровью, разрушении памятника культуры, угрозе окружающей среде и т.д.

Мы уже говорили о том, что Генеральная прокуратура ежегодно формирует сводный план мероприятий (обязательно размещая данные на официальном сайте ведомства), внеплановые же контрольные мероприятия инициируются исходя из контроля за исполнением законов, когда в органы надзора поступила соответствующая информация.

Если во время внеплановой проверки прокурор запрашивает документы или другие данные, то их придется предоставить в течение двух дней. Когда речь идет о каких-либо ЧП (угроза имуществу, жизни, здоровью или окружающей среде) – прокурор вправе получить документы уже спустя сутки.

Итак, к вам пришли их прокуратуры. Что следует предпринять?

Прокурорская проверка: что это такое и что с этим делать?

цель любой прокурорской проверки – убедиться в том, что буква закона соблюдается. Поэтому, если в организации или государственном органе на этот счет все в порядке, никаких лишних вопросов со стороны прокуратуры быть не должно.

Поскольку надзор имеет открытый характер, то есть осуществляется гласно, гражданин имеет право ознакомиться с результатами проверки.

Конечно, если речь не идет о государственной тайне. Когда началась проверка, предприниматель вполне может позвонить своему адвокату и попросить его поучаствовать в процессе, чтоб зафиксировать возможные превышения полномочий – на камеру или диктофон.

Что делать, если прокурор запрашивает документы, которые, как вам кажется, к предмету контроля ну никак не относятся? На конфликт ни в коем случае идти не нужно, как и препятствовать получению этих сведений.

Сценариев тут может быть два: либо вы предоставляете документы, либо нет.

В первом случае можно обжаловать действия прокурора в суде, во втором случае (если сотруднику прокуратуры отказали) субъект контроля рискует стать фигурантом административного дела, поскольку воспрепятствовал законным требованиям. Тогда нужно доказать их незаконность.

В том случае, если прокурор намерен лично опросить сотрудников компании, следует помнить, что есть 51-ая статья Конституции, которая прямо говорит, что свидетельствовать против себя никто не обязан.
Иными словами, отказ от дачи показаний – неотъемлемое право человека, гарантированное основным законом. Дать показания можно, но все-таки стоит проконсультироваться с юристом.

Если во время проверки прокурор обнаружит новые нарушения закона, то может начаться новая проверка.

Если контрольные мероприятия проводятся в крупном промышленном холдинге, который имеет развитую сеть филиалов, то сроки проведения проверки будут исчисляться по каждому отдельному подразделению.
Еще до начала проверяемые должны получить на руки документ, где указываются все основания и цель проведения проверки. Нет нарушений закона?

Тогда руководитель организации со спокойной совестью получает соответствующий акт.

Генпрокуратура о сроках предоставления документов и проведения проверок

ПП может коснуться любого, не зависимо от сферы его деятельности: крупных фирм и индивидуальных предпринимателей, физических лиц и органов власти.

Проверяет прокуратура и самих проверяющих, например, государственный пожарный надзор.

Но если раньше у контролирующих органов были фактически неограниченные права, то сейчас Генпрокуратура о сроках предоставления документов и проведения проверок говорит следующее:

  • Для «рядовых» проверок все копии или оригиналы документов нужно успеть собрать всего лишь за пять дней;
  • Если проверка касается соблюдения закона, то этот срок сокращается до двух дней;
  • Если речь идет об экологической угрозе или угрозе жизни, то необходимые данные предоставляются в течение суток.

Прокурор может увеличить эти сроки, если есть объективные основания, а вот если они уменьшаются, тут уже закон нарушает он сам.
Информация не по теме проверки вообще запрашиваться не должна, кроме того, прокуратура не вправе требовать документы повторно, если они уже передавались.

Мы уже говорили о том, что надзорное ведомство не должно подменять собой другие органы контроля: начать проверку «по своему усмотрению» прокурор не может. Для этого нужно веское основание.

Например, если Ростехнадзор проверял предприятие и обнаружил нарушения, которые требуют немедленного вмешательства прокуратуры.

Повод для проверки органами прокуратуры

Если прокурор принимает решение провести контрольное мероприятие, он должен четко объяснить ее цель и основания. Повод для проверки органами прокуратуры – отдельный вопрос.

Заявления и жалобы как рядовых граждан, так и представителей бизнеса, сообщения в печати, в эфире радиостанций и телевидения, статистические данные или материалы судебной практики – все это может послужить причиной пристальной прокурорской работы. Причем сама процедура проверки заметно отличается от надзорных мероприятий других органов контроля.

Прокурор может спокойно перемещаться по территории или помещениям государственных комитетов или органов исполнительной власти, иметь доступ к материалам, чтобы проверить исполнение закона, потребовать от должностных лиц предоставить любые бумаги, связанные с их деятельностью, а также вызвать их для объяснений, если есть нарушение закона.

Кроме того, прокурор имеет право направить для проведение контрольных мероприятий любую проверяющую организацию – будь то налоговая или Роспотребнадзор.

Кстати, о документах, издаваемых прокурором по результатам проверки. Их тут целый список.

О документах, издаваемых по результатам проверки

Закон предусматривает несколько мер прокурорского реагирования. То есть, результатами проверки могут стать:

  • Протест;
  • Предостережение;
  • Представление;
  • Иск в суд;
  • Постановление о возбуждении административного дела;
  • Постановление о направлении материалов проверки в следственные органы для возбуждения уголовного дела.

Если никаких нарушений закона проверка не выявила, то после десяти дней с момента ее завершения составляется специальный акт.

Общие сведения о прокуратуре РФ и прокурорском надзоре

Прокурора Российской Федерации представляет собой федеральную централизованную систему органов, основная задача которых – следить за исполнением законов, действующих на территории страны.

Прокурорский надзор – одна из форм ее деятельности. Он обеспечивает задачи выявления, устранения и предупреждения нарушений правовых актов, прав и свобод россиян.

В РФ прокурорский надзор – самостоятельный род деятельности, который может быть связан с надзором за федеральными или региональными органами власти, надзором за соблюдением законных прав и свобод человека, надзор за другими контролирующими органами, в том числе, – органами дознания и следствия, надзор за исполнением законов в пенитенциарных учреждениях. Прокурор также вполне может участвовать в рассмотрении дел судами, если есть такие основания (предусмотренные законодательством РФ).

И в качестве пожелания, я бы все-таки рекомендовал встречаться с прокурором или передавать ему информацию следует, предварительно посоветовавшись с юристом или адвокатом.

Источник: http://nalog-blog.ru/nalog-plan/srok-provedeniya-prokurorskoj-proverki-kogda-zhdat-otveta/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.