Понятие и особенности реорганизации юрлица

Содержание
  1. Реорганизация юридического лица
  2. Понятие реорганизации юридического лица
  3. Формы реорганизации юридического лица
  4. Основания проведения реорганизации
  5. Процедура и порядок реорганизации
  6. Особенности реорганизации юридических лиц
  7. Ответственность уполномоченных субъектов за неисполнение обязанностей по реорганизации юридического лица
  8. Возможность обжалования решения о реорганизации
  9. Реорганизация юридических лиц
  10. Введение
  11. 1. Реорганизация юридического лица: понятие, признаки
  12. 2. Виды реорганизации
  13. Понятие и особенности реорганизации юридического лица
  14. Понятие и особенности реорганизации
  15. Формы реорганизации
  16. Этапы реорганизации
  17. Изменение законодательства
  18. Понятие и особенности реорганизации юрлица
  19. Сроки и основания для проведения реорганизации
  20. Правовое регулирование
  21. Коммерческих предприятий
  22. Принудительной реорганизации
  23. Смешанной реорганизации
  24. Кредитной организации
  25. Общественной организации
  26. Реорганизация юридического лица (организации)
  27. Понятие и особенности реорганизации организации (юридического лица)

Реорганизация юридического лица

Понятие и особенности реорганизации юрлица
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Реорганизация юридического лица

Суть реорганизации в том, что деятельность одного юр.лица прекращается за счет начала деятельности другого.

В процессе своей деятельности предприятия и учреждения могут изменять не только политику по отношению к клиентам, контрагентам, конкурентам, но и организационно-правовую природу, которая заключается в изменении правового статуса.

Понятие реорганизации юридического лица

Суть ее в том, что деятельность одного юр.лица (предприятия, организации) прекращается за счет начала деятельности другого (других).

Однако, не всегда субъект ликвидируется, о чем будет указано ниже. Не нужно путать реорганизацию с ликвидацией, поскольку в последнем случае отсутствует передача прав и обязанностей своему правопреемнику.

То есть, плавный переход из одной формы в другую – вполне нормальный процесс, с учетом необходимости его запуска и проведения. Это способствует развитию других форм деятельности, решаются определенные проблемы по выживанию конкретного предприятия.

Признаки реорганизации юридического лица проявляются в особенностях проведения этой процедуры. Варианты и способы реорганизации юридических лиц выбираются или самостоятельно субъектом, если есть намерение провести добровольную реорганизацию, или судом (гос.органом), если происходит принудительная реорганизация.

Формы реорганизации юридического лица

Реорганизация реализуется в следующих формах:

Слияние: идет прекращение юридического лица путем реорганизации и образования другого.

Особенности:

  • Участвует как минимум две компании;
  • Ни один субъект не сохраняет свое правовое положение – происходит их ликвидация;
  • Все активы «вливаются» во вновь созданный субъект.

В форме присоединения: идет процесс присоединения одного лица к другому.

Особенности:

  • Присоединяться могут сразу одно или несколько субъектов;
  • Те, кто присоединяются, теряют свою правовую природу, передавая все активы третьему лицу, то есть происходит их ликвидация;
  • Третье лицо (то, к кому присоединяются) приобретает права и обязанности, при этом продолжает функционировать;

Разделение: представляет собой процесс деления одного субъекта на несколько. Условно говоря, предприятие «раскалывается» на части. Они представляют собой объем активов, каждый из которых переходит к новому субъекту.

Особенности:

  • Разделяется только одна организация, а образовываться может несколько одновременно;
  • Разделенное предприятие прекращает свое существование, т.е. происходит его ликвидация;

В форме выделения: субъект передает часть своих активов вновь созданному юр.лицу, при этом не теряет свою правовую природу.

Особенности:

  • В процессе выделения создается одно или несколько субъектов;
  • Предприятие, которое отдает часть своих активов, продолжает существовать;
  • Процедура выделения сопровождается передачей только части активов, а не всех.

В форме преобразования: организация продолжает осуществлять свою деятельность в иной организационно-правовой форме.

  • Активы, права, обязанности остаются у субъекта преобразования;
  • Никакое другое юр.лицо в процессе преобразования не создается;
  • Субъект проведения реорганизации должен при этом учитывать правовые возможности такого преобразования.

Основания проведения реорганизации

Основание для реорганизации – есть принятое решение учредителей на этот счет.

Что касается слияния или присоединения, то вершить дальнейшую судьбу предприятия могут не только учредители, но и все субъекты, принимающие участие в этом процессе.

Если, например, общество с ограниченной ответственностью решило разделиться на два, три или более отдельных субъектов, тогда высший орган (общее собрание) решает также вопросы порядка, сроков, иные условия.

То есть, прекращение юридического лица путем реорганизации происходит по инициативе его высшего органа (если такой предполагается в той или иной организационной структуре).

Процедура и порядок реорганизации

Реорганизация юридического лица имеет ряд стадий, «ступеней», последовательных действий.

Это связано с тем, что процесс продолжителен по времени; нужно соблюсти установленную государством процедуру; само решение и момент реорганизации связан с реализацией прав и обязанностей, как самого предприятия, так и иных субъектов.

Условия, предписанные законодательно лицу, которое пребывает на стадии реорганизации, обязательно должны быть выполнены:

Действие № 1:

Принятие решения о реорганизации учредителем(лями) или участниками. Оговариваются и документируются важные моменты такого процесса: сроки инвентаризации, аудит, способы оценки активов и пассивов.

Действие № 2:

Письменное извещение органа, который проводит государственную регистрацию, о своем решении.

После внесения соответствующих сведений о начале данной процедуры существует необходимость дать два объявления с периодичностью в месяц в специализированные СМИ о начале процесса реорганизации, а также уведомление каждого кредитора в письменной форме.

Предъявленные требования кредитором, рамки которых обозначены законодательно, должны быть удовлетворены до момента окончания реорганизации. Кроме того, извещается налоговый орган по месту регистрации.

Действие № 3

Проведение инвентаризации на предприятиях, которые реорганизуются.

Действие № 4

Формируется передаточный акт. Проводится оценка активов, определяется объем прав и обязанностей, которые передаются от одного лица ко второму.

Действие № 5

Формируется заключительная отчетность, разрабатываются и принимаются уставные документы создающегося предприятия и регистрируется новый субъект. Одновременно с этим может произойти ликвидация реорганизуемого, но не обязательно (см. Формы реорганизации).

Данные действия, этапы и порядок вполне могут дополняться иными, поскольку здесь указаны только основные вехи, которые, естественно, подлежат корректировке, в том числе в зависимости от выбранной формы реорганизации.

Проблемы, возникающие в процессе, решаются в строгом соответствии с законодательством.

Особенности реорганизации юридических лиц

Как и в любом институте права, существуют свои особенности реорганизации юридических лиц. В чем они состоят?

  • Субъект проведения реорганизации может трансформироваться не во все организационно-правовые формы, а лишь в те, которые допускает действующее законодательство. Например, ООО не может реорганизоваться в государственное предприятие, а коммерческие – в благотворительные;
  • Сама реорганизация может проходить в рамках, которые определены ГК РФ;
  • Виды, типы или способы реорганизации юридических лиц могут быть как добровольными, так и принудительными. Первый случай рассматривался выше. Во втором – решения могут приниматься судом или Антимонопольным комитетом;
  • Возможность привлечения арбитражного управляющего в случае, если субъект не проводит необходимые действия по реорганизации;
  • Реорганизация проходит с передачей прав (всех или части, в зависимости от формы) и обязанностей правопреемнику. В этом есть особенность и основное отличие от ликвидации предприятия.

Общие признаки реорганизации юридического лица сводятся к возможному созданию нового субъекта и передаче прав и обязанностей правопреемнику.

Ответственность уполномоченных субъектов за неисполнение обязанностей по реорганизации юридического лица

Предусмотрена солидарная ответственность перед кредитором наряду с юр.лицами, созданными в результате реорганизации.

Более того, если передаточный акт не содержит четкую и понятную информацию субъекта правопреемства, или активы были распределены недобросовестно между правопреемниками, в т.ч. с целью уйти от выполнения обязательств, тогда за возникшие проблемы солидарно отвечают как реорганизованное лицо, так и правопреемник.

Существует ответственность за невыполнение принудительного решения о реорганизации.

Так, в предписании Антимонопольного органа излагается ряд таких «требований», как, например, устранение последствий нарушений, также восстановление положения, существовавшего изначально; принудительное разделение или выделение определенных подразделений субъекта.

За невыполнение обязанностей по реорганизации предусмотрен административный штраф. Но это не все виды санкций. За неисполнение решения суда по данному вопросу ждут проблемы серьезнее – уголовная ответственность.

Возможность обжалования решения о реорганизации

Решение о реорганизации можно обжаловать в судебном порядке. При этом важно учитывать, что заявителями могут выступать только определенные лица, например, участники юр.лица или уполномоченные представители гос.органа.

Кроме того, существуют четкие сроки для подачи такого заявления в суд. В данном случае будет идти речь о признании самого решения недействительным как правового акта.

Независимо от того, кто его принимал, в добровольном или принудительном порядке, право на обжалование неотъемлемо, с учетом изложенных особенностей.

Последствия реорганизации юридического лица: если нарушены существующие требования и условия, то это может быть основанием для признания решения о реорганизации недействительным.

Вновь созданное предприятие может быть оставлено в реестре, сделки, совершенные таким лицом тоже могут быть действительными, а вот причинение убытков нужно компенсировать.

Но если, например, решение принималось неуполномоченным лицом, или в регистрационные органы предоставлялись поддельные документы, тогда созданное предприятие исключается из реестра.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/yur.-lica/reorganizaciya-yuridicheskogo-lica.html

Реорганизация юридических лиц

Понятие и особенности реорганизации юрлица

Введение. 3

1. Реорганизация юридического лица: понятие, признаки. 4

2. Виды реорганизации. 7

3. Процедура реорганизации. 16

4. Особенности реорганизации юридических лиц. 23

Заключение. 31

Задания. 33

Список используемой литературы.. 38

Введение

В научной и учебной литературе проблемы реорганизации затрагиваются лишь косвенно, их освещение преимущественно носит лишь описательный характер.

Большинство ученых не признает за реорганизацией самостоятельного значения и склонно рассматривать данный институт лишь как один из способов прекращения юридических лиц.

Следствием подобного подхода является отсутствие углубленных теоретических исследований понятия, природы и признаков реорганизации как правового явления.

Несовершенство и противоречивость законодательства, отсутствие многих правовых норм, касающихся процесса реорганизации, ведут к тому, что существуют реальные риски признания любой реорганизации юридического лица незаконной.

Нетрудно заключить, что в законодательстве установлены лишь общие принципы реорганизации акционерных обществ.

Поскольку речь идет о сложном правовом институте, необходимо не только привести в соответствие отдельные противоречивые действующие правовые нормы, но и детализировать их, а также ввести дополнительные нормы, что позволит упорядочить процедуру реорганизации Российской Федерации, защитить права кредиторов, а также поможет обеспечить стабильность гражданского оборота в целом. Этим обусловлена актуальность темы курсовой работы, в которой автор попытается раскрыть особенности этого института гражданского права.

1. Реорганизация юридического лица: понятие, признаки

Российские цивилисты всегда рассматривали и рассматривают реорганизацию[1] как один из способов прекращения юридического лица[2] (за исключением выделения).

Что же понимается под термином “реорганизация”? Юридические словари советского периода определяли реорганизацию юридического лица как его прекращение без ликвидации дел и имущества.[3]

Юридический словарь 1998 г. характеризует реорганизацию юридического лица как прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства юридических лиц.[4]

Комментаторы Гражданского кодекса РФ определяют реорганизацию как способ прекращения юридических лиц, так и возникновения новых[5]; как изменение статуса юридического лица.[6]

Попытки дать определение реорганизации предпринимались и юристами, занимавшимися исследованиями темы реорганизации юридических лиц.[7]

В отличие от ликвидации, при которой происходит абсолютное прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, В.В.

Долинская называет реорганизацию относительным прекращением деятельности юридического лица при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.[8]

Подводя итог, отметим, что реорганизация всегда связана с прекращением реорганизуемого юридического лица (за исключением реорганизации в форме выделения), влечет возникновение правопреемства.[9]

Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как:

– слияние нескольких юридических лип в одно;

– присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому;

– разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций;

– выделение из состава юридического лица (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридических лиц;

– преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую (п. 1 ст. 57 ГК).

Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица, однако его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным юридическим лицам в порядке правопреемства. Правопреемство происходит и при выделении, ибо к вновь создаваемому (выделяющемуся) юридическому лицу и в этом случае переходит часть прав и обязанностей остающегося юридического лица.

Следовательно, реорганизация юридического лица всегда влечет возникновение правопреемства (даже не будучи связанной с прекращением его деятельности в случае выделения). В этом ее принципиальное отличие от ликвидации юридического лица, при котором никакого преемства в правах и обязанностях не возникает, ибо они, как и их субъект – юридическое лицо, подлежат прекращению.

С учетом изложенных особенностей реорганизации юридического лица можно дать следующее определение реорганизации.

Реорганизация – процедура (совокупность юридических действий), опосредующая переход в порядке правопреемства прав и обязанностей от одного или нескольких юридических лиц (правопредшественников) к другому или другим юридическим лицам (правопреемникам), связанная с прекращением правопредшественников и (или) созданием правопреемников.

2. Виды реорганизации

Реорганизация юридического лица по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа, например общего собрания его участников.

Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях может осуществляться с предварительного согласия государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК РФ[10]).

Такое согласие требуется получить от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке».

В соответствии с п. 1 ст.

17 Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках[11] (Антимонопольного закона) предварительное согласие антимонопольных органов требуется в случаях слияния и присоединения любых объединений коммерческих организаций (ассоциаций и союзов); слияния и присоединения коммерческих организаций, если общая сумма их активов превышает 100 тыс. минимальных зарплат (а если она превышает 50 тыс. минимальных зарплат, то требуется обязательное уведомление антимонопольного органа о состоявшейся реорганизации); разделения и выделения унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тыс. минимальных зарплат (если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%). При нарушении этих требований антимонопольный орган вправе требовать в судебном порядке признания недействительной состоявшейся реорганизации.

Статья 27 Федерального закона «О защите конкуренции» (вступает в действие 26.10.2006)[12] предусматривает, что с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия:

1) слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства (далее также – последний баланс, в случае представления в антимонопольный орган уведомления последним балансом считается бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления уведомления), превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов (далее – реестр);

2) присоединение коммерческой организации (за исключением финансовой организации) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр;

3) слияние финансовых организаций или присоединение финансовой организации к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при слиянии или присоединении кредитных организаций такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации);

4) создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом другой коммерческой организации (за исключением финансовой организации), создаваемая коммерческая организация приобретает в отношении данных акций (долей) и (или) имущества права, предусмотренные статьей 28 настоящего Федерального закона, и суммарная стоимость активов по последнему балансу учредителей создаваемой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает три миллиарда рублей, либо если суммарная выручка учредителей создаваемой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал, от реализации товаров за последний календарный год превышает шесть миллиардов рублей, либо если организация, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, включена в реестр;

Источник: http://MirZnanii.com/a/32224/reorganizatsiya-yuridicheskikh-lits

Понятие и особенности реорганизации юридического лица

Понятие и особенности реорганизации юрлица

В процессе осуществления предпринимательской деятельности любое предприятие может пройти процедуру реорганизации.

Результатом этого процесса является ликвидация компании, которой сопутствует одновременная передача прав, обязанностей и имущества в пользу другой организации (правопреемнику реорганизованного субъекта).

Реорганизация юридического лица осуществляется по различным основаниям – по решению собственников или государственных органов.

Понятие и особенности реорганизации

Реорганизация – это прекращение деятельности одного юридического лица (за исключением случаев выделения) и возникновение отношений правопреемственности. В отличие от ликвидации, при реорганизации в обязательном порядке происходит делегирование прав и обязанностей, а также имущественных ценностей в сокращенном или укрупненном объеме вновь образующимся субъектам (правопреемникам).

Оснований для реорганизации может быть два:

  1. Решение учредителей компании или органа, наделенного соответствующими полномочиями. В этом случае наблюдается добровольная реструктуризация компании.
  2. Решение представителей уполномоченных государственных органов (ФАС, Росимущество, местные органы власти и др.) или судебных инстанций – принудительная реорганизация юридического лица.

Принудительная реструктуризация должна быть осуществлена в сроки, указанные уполномоченным органом. При их несоблюдении назначается внешний управляющий. Он руководит делами предприятия, представляет его интересы в суде, составляет разделительный акт и др. Внешний управляющим должен соответствовать особым требованиям:

  • должен иметь соответствующую лицензию;
  • быть зарегистрированным в качестве предпринимателя и не иметь судимостей;
  • он не может быть сотрудником реструктурируемого предприятия или его кредитором.

Вознаграждение за работу управляющего уплачивается из средств юридического лица или путем реализации его имущества.

Реорганизация предприятия обладает следующими особенностями:

  • Правопреемственность – отличительная черта этого процесса, носящая универсальный характер.
  • Для ее оформления могут составляться различные документы: при слиянии, присоединении и преобразовании – передаточный акт, а при выделении и разделении – разделительный баланс (в нем содержится конкретный перечень обязательств реструктурированного предприятия, переходящих к тому или иному субъекту).
  • В результате данного процесса могут создаваться новые субъекты (в случае слияния, разделения, выделения и преобразования) или прекращать деятельность прежние (в случае слияния, преобразования и присоединения).
  • Перед проведением реструктуризации обязательно уведомить всех кредиторов о предстоящем процессе.

Формы реорганизации

По законодательству России реорганизация юридических лиц может осуществляться по одной из 5 следующих форм:

  1. Слияние. Объединение 2 или более предприятий, в результате которого возникает новое юридическое лицо. В его собственность переходят капиталы, права, имущество и обязанности. Слияние довольно часто помогает оптимизировать учет и сократить затраты.
  2. Присоединение. Переход во владение предприятия имущества и прав другого субъекта по передаточному акту.
  3. Разделение. Образование из одного юридического лица двух и более субъектов. К каждому из них переходит определенная доля прав и обязанностей реорганизованного предприятия. Чаще всего эта форма эффективна при необходимости оптимизации предпринимательских рисков.
  4. Выделение. Выход из состава предприятия одного или нескольких предприятий. Наделение имуществом, правами и обязанностями происходит по разделительному балансу.
  5. Преобразование. Изменение организационно-правовой формы работы субъекта хозяйствования. В этом случае количество предприятий не изменяется, происходит только передача имущества и прав от организации одной формы хозяйствования к тому же предприятию только другой формы собственности.

Этапы реорганизации

Реорганизация юридического лица требует поэтапного выполнения следующих действий:

  1. Принятие собственниками юридического лица решения о необходимости его структурной перестройки.
  2. Извещение регистрирующего органа о данном решении не позднее трех рабочих дней с указанием формы проведения реструктуризации.
  3. Внесение данных о начале реорганизации в ЕГРЮЛ.
  4. Размещение в специализированных СМИ не реже 2 раз в месяц сведений о прохождении этой процедуры.
  5. Рассылка уведомлений по кредиторам в течение 5 рабочих дней со дня извещения налогового органа.
  6. Составление необходимого документа – передаточного акта или разделительного баланса.
  7. Снятие с учета во внебюджетных фондах (Пенсионном, Статистическом и др.) и ФНС.
  8. Закрытие текущих счетов в банке и при необходимости ликвидация печатей.
  9. Государственная регистрация вновь образованных компаний и снятие с учета расформированных.
  10. Постановка на общих основаниях на учет в налоговой и внебюджетных фондах.
  11. Открытие расчетного счета и извещение об этом налоговую службу.

Изменение законодательства

Реорганизация ООО регулируется Гражданским кодексом России, а именно его статьей 57. С 1 сентября 2014 года вступили в силу некоторые поправки, имеющие отношение к реструктуризации юридических лиц. В основном изменения коснулись следующих норм:

  • Допускаются новые формы комплексной реорганизации предприятий. Ранее совмещенные формы были доступны только акционерным обществам. Отныне все коммерческие субъекты вправе в одном документе реорганизации использовать разные формы (к примеру, преобразование со слиянием и др.). Эта норма должна облегчить диверсификацию предпринимательской деятельности.
  • Права кредиторов реорганизуемого предприятия несколько ослаблены, а вернее – найден разумный баланс в правовых отношениях между субъектами.
  • Введен запрет на преобразование коммерческой компании в некоммерческую и наоборот. Исключение составляют только следующие формы: муниципальные и государственные учреждения, унитарные предприятия, некоммерческие корпорации.

Прежде чем открыть ООО с нуля, необходимо рассмотреть варианты о проведении грамотной реорганизации действующего юридического лица. Это позволит сэкономить время, оптимизировать затраты и повысить эффективность управления организацией.

Источник: http://www.urself.ru/reorganization/reorganizacziya-yuridicheskogo-licza

Понятие и особенности реорганизации юрлица

Понятие и особенности реорганизации юрлица

В процессе функционирования предприятия (фирмы, корпорации, компании) может настать необходимость в проведении перемен. Задачи преобразований могут быть разными как юридическими, так и экономическими.

Реорганизация — это набор действий по преобразованию предприятий, в результате которого меняется форма функционирования, полномочия, структура юридических лиц. В процессе проведения реорганизации ЮЛ могут как исчезать, так и создаваться новые на базе старых.

Проведение реорганизации четко регулируется законами и подлежит согласованию с контролирующими государственными органами. Можно выделить несколько этапов процесса:

  • начальный этап (проведение собраний акционеров или других подобных организационных мероприятий, на которых принимается решение);
  • этап оповещения (отправляется информация в ФНС и кредиторам);
  • подготовка новых основных документов фирмы;
  • государственная регистрация ЮЛ после проведения реорганизации.

Исчерпывающий перечень способов реорганизации юридических лиц приводится в п.1 ст.57 Гражданского кодекса. Каждый вид имеет свои особенности, поэтому для правильного проведения реорганизации важно четко понимать их суть.

  • Слияние. Суть реформирования деятельности предприятий заключается в объединении нескольких фирм в одну. Реализация данного типа реорганизации предусматривает ликвидацию двух или более юридических лиц и создание на их базе одного крупного ЮЛ.
  • Присоединение. В условиях высокой экономической конкуренции такой вид укрупнения бизнес-проектов часто встречается на практике. Допустим, существует крупная корпорация по производству бытовой техники и фирма того же профиля, но менее развитая. «Карлик» старается конкурировать с «монстром», и проигрывает в конкурентной борьбе. Единственный способ выжить в таких условиях, присоединиться к более крупной компании. Меньшая компания инициирует собственную ликвидацию как юридическое лицо и полностью вливается в структуру более крупной корпорации.
  • Разделение. Существует одна очень крупная компания — монополист. Антимонопольный комитет принял решение, что разделение фирмы на несколько компаний поможет усилить конкуренцию на рынке товаров. «Материнская» компания перестает существовать, а новые юридические лица создаются и начинают функционировать с чистого листа.
  • Выделение. Представим, что компания занимается торговлей и продуктами и техникой. Руководству сложно одновременно эффективно развивать оба направления бизнеса. На собрании акционеров принимается решение о выделении отдела по торговле техникой в самостоятельную компанию со статусом юридического лица.
  • Преобразование — это изменение организационно — правовой формы функционирования ЮЛ. Например, фирма создавалась как ЧУП, а через некоторое время руководство решило, что компании выгодней существовать как ОАО.

Также выделяют добровольную и принудительную реорганизацию. Например, если компания или группа компаний по своему желанию хотят внести изменения в правила и систему ведения собственного бизнеса, то такая реорганизация будет добровольной. Принудительная реорганизация может происходить только по инициативе контролирующих органов.

Сроки и основания для проведения реорганизации

Законодательством не предусмотрены четкие сроки для проведения структурных изменений во время добровольной реорганизации юридических лиц. Но если речь идет о принудительном реформировании, то в решении Антимонопольного комитета или суда может быть установлен максимальный срок, за который структура должна видоизменится и поделиться на определенное количество юридических лиц.

Существует несколько оснований для добровольной реорганизации:

Юридические:

  • решение собрания акционеров;
  • решение уполномоченного учредителями органа управления компанией;
  • решение уполномоченных госорганов;
  • решение суда.

Экономические:

  • борьба государства с монопольным положением компании на рынке товаров или услуг;
  • усиление роли фирмы на рынке;
  • рост активов компании;
  • акцент на усиленном развитии конкретных направлений бизнеса корпорации;
  • усиление контроля за активностью миноритарных акционеров;
  • перераспределение акций и уровня влияний среди учредителей и высшего менеджмента фирмы.

Правовое регулирование

На сегодняшний день в России сформирована полная законодательная база, которая четко регулирует процесс реорганизации юридических лиц. Приведем перечень законов и кодексов, где уделяется внимание этому процессу:

  • Налоговый кодекс РФ (часть 1 и часть 2);
  • Трудовой кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
  • ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • Закон №135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  • Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
  • ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;
  • ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;
  • ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Кроме вышеперечисленных нормативно — правовых актов, приняты и выполняются также Положения, касающиеся:

  • составления итоговой бухгалтерской отчетности;
  • проведения инвентаризации имущества предприятия перед реорганизацией.

Коммерческих предприятий

Проведение реорганизации коммерческих предприятий состоит из нескольких этапов. На старте процесса учредители либо практикующее руководство выступают с инициативой о необходимости изменений в компании.

Затем через определенное время проводится заседание управляющего органа либо собрание акционеров структуры, на котором принимается официальное решение.

В течение трех дней направляется письмо — уведомление в органы ФНС.

Закон дает фирме 5 дней на отправку уведомлений о реформировании всем кредиторам. Когда руководство убедится в отсутствии претензий со стороны третьих лиц, начинается подготовка документов по государственной регистрации изменений, ликвидации ЮЛ и создания новых ЮЛ. Финальный этап процесса — получение свидетельств о регистрации в органах ЕГРЮЛ.

Принудительной реорганизации

Такой тип реорганизации осуществляется против воли ЮЛ, потому что она ослабляет его позиции на рынке товаров и услуг. Как она происходит? У государственных органов возникает подозрение, что компания «Х» занимает монопольное положение в определенной нише экономики страны.

Для выяснения обстоятельств проводится специальное расследование, по результатам которого формируется решение представителей государственной власти. Антимонопольный комитет высылает письмо в организацию. В этом документе содержится рекомендация (или прямое указание) провести реорганизацию и поделить компанию на определенное количество частей.

Судебные органы также могут принять решение о принудительной реорганизации.

После получения руководством компании письма с требованиями стартует стандартный по процедуре процесс, который применяется в коммерческих организациях.

Смешанной реорганизации

Проведение смешанной реорганизации — это очень объемный процесс, поэтому такой тип реформирования предприятия используется крайне редко. До 2006 года такие преобразования вообще были законодательно запрещены. Смешанная реорганизация как процесс предусматривает одновременное или последовательное применение 2 типов:

  • выделение с присоединением;
  • выделение со слиянием;
  • разделение с присоединением;
  • разделение со слиянием.

Это наиболее распространенные и оправданные формы такого перевоплощения бизнес-структур.

Кредитной организации

Общий порядок проведения процедуры выделения, слияния и т.д. кредитных организаций стандартный (от принятия решения до государственной регистрации изменений), но есть одна очень важная деталь.

Финансовые учреждения согласно п.6 ст.60 ГК РФ обладают специальной правосубъектностью, то есть полномочиями. Основное отличие в том, что магазин или юридическая фирма не может выдавать кредиты и принимать депозиты у населения, а кредитная организация может. Согласно ст.60 ГК РФ в процессе реорганизации кредитной организации могут участвовать только организации такого же типа.

Унитарными могут быть исключительно предприятия государственной или муниципальной форм собственности. Законодательство позволяет этим учреждениям проводить реорганизацию любым законным способом, но при любой реорганизации собственник останется один и тот же.

Общественной организации

Общественная организация — это такое же юридическое лицо, как и коммерческая фирма. Допускается любая законная форма реорганизации. Процесс и проведение преобразования абсолютно такой же. Решение принимается на общем собрании членов общества или руководящим органом.

Особенность в том, что общественная организация не может быть преобразована в коммерческую компанию. В некоторых случаях преобразования в деятельности общественной структуры могут происходить только после получения специального разрешения от государственных органов. В частности, это касается религиозных организаций и политических партий.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/zakrytie-i-preobrazovanie/reorganizaciya/ponyatie-i-osobennosti.html

Реорганизация юридического лица (организации)

Понятие и особенности реорганизации юрлица

Эта статья написана в рамках пошагового руководства по самостоятельной регистрации бизнеса:

Понятие и особенности реорганизации организации (юридического лица)

Реорганизация юридического лица – прекращение реорганизуемого юридического лица с переходом его прав и обязанностей к другим лицам в порядке правопреемства.

В результате проведения реорганизации:

  • действующие юридические лица могут прекращать существование (при присоединении, слиянии, преобразовании), а также могут создаваться новые (при слиянии, выделении, разделении, преобразовании);

  • все права и обязанности реорганизуемого юридическог лица, в отличие от ликвидаци, переходят к вновь образованным юридическим лицам;

  • правопреемство (т.е. – переход прав и обязанностей) носит универсальный (общий) характер;

  • составляется разделительный баланс (в случаях разделения и выделения) или передаточный акт (в случаях слияния, преобразования и присоединения).

  • Разделительный баланс должен содержать однозначный ответ на вопрос о том, к какому именно юридическому лицу перешло каждое конкретное обязательство.

    И передаточный акт, и разделительный баланс должны включать в себя сведения обо всех без исключения обязательствах должника, включая те, в отношении которых реорганизующееся юридическое лицо считает, что у него есть основания их не исполнять.

  • необходимо соблюсти права всех кредиторов, т.е. письменно уведомить каждого из них до проведения реорганизации.

Принятие решения о проведении реорганизации может быть:

  • добровольным (по решению участников (акционеров) юридического лица, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами);

  • принудительным (по требованию антимонопольного органа, решению суда (пункт 2 статьи 57 ГК РФ, статья 38 ФЗ “О защите конкуренции”).

BankirKi
Добавить комментарий