Особые экономические зоны (ОЭЗ) в России в 2018 году

Содержание
  1. Насколько эффективны Особые экономические зоны СЗФО
  2. Ставки повышаются
  3. Парки и ТОСЭРы идут в наступление
  4. Операция “Пролонгация”
  5. Готовы на все?
  6. Территории опережающего социально-экономического развития. Список особых экономических зон в России
  7. Общие сведения
  8. Для чего создавались такие территории
  9. Фз об особых экономических зонах
  10. История развития
  11. Типы особых экономических зон
  12. Список особых экономических зон в России
  13. Список территорий в РФ по состоянию на 2017. Перспективы развития
  14. В россии вступили в силу поправки к закону о калининградской особой экономзоне
  15. Общие принципы
  16. Таможенные преференции
  17. Налоговые послабления
  18. И другие нововведения
  19. Электронные визы
  20. Особые экономические зоны России: описание
  21. Особые зоны
  22. Основные понятия
  23. Зачем нужны особые зоны
  24. В чем заключается суть оэз?
  25. Льготы
  26. Виды особых экономических зон
  27. Оэз «дубна»
  28. «Алтайская долина»
  29. «Бирюзовая Катунь»
  30. «Титановая долина»
  31. «Ульяновск»

Насколько эффективны Особые экономические зоны СЗФО

Особые экономические зоны (ОЭЗ) в России в 2018 году

Алексей Сухоруков/РИА Новости

В России изменились правила оценки эффективности особых экономических зон. Критерии стали более конкретными и жесткими. Теперь, чтобы считаться эффективной, ОЭЗ должна ежегодно увеличивать число резидентов, а самим инвесторам необходимо поступательно наращивать объемы производства.

В то же время сейчас ОЭЗ лишились значительного количества налоговых льгот, на этом фоне бизнесменов активно завлекают в индустриальные парки и ТОСЭРы, где преференций больше, а ожидания от новых проектов не столь конкретные.

Но исхода инвесторов из ОЭЗ эксперты не ожидают, бизнес рассчитывает на пролонгацию налоговых льгот.

Ставки повышаются

Особые экономические зоны – это самый первый инструмент для системного привлечения инвестиций на территорию. Он заработал в России с 2005 года, тогда же были продуманы основные принципы функционирования ОЭЗ – срок действия до 49 лет без права продления и временные налоговые льготы, чтобы инвестор смог запустить свой проект, “набрать высоту” и выйти на “крейсерскую скорость”.

В астраханской ОЭЗ “Лотос” запустят производства мирового уровня

По оценкам контрольно-счетной палаты России, к началу 2017-го года на инфраструктуру всех ОЭЗ в стране было потрачено 383,2 миллиарда рублей, из них 127,7 миллиарда вложено из федеральной казны, 127,7 миллиарда получены из региональных бюджетов.

За первые 11 лет существования ОЭЗ на содержание объектов инфраструктуры было затрачено 127,1 миллиарда рублей.

При этом, оценивая количество резидентов и обороты их предприятий, контрольно-счетная палата назвала относительно эффективными лишь четыре ОЭЗ: в Татарстане, Липецкой, Самар-ской областях, а также в Санкт-Петербурге. “Что касается остальных ОЭЗ, то их деятельность или неэффективна, или вообще не осуществляется”, – сказано в отчете ведомства.

Сейчас на Северо-Западе остались две особые экономические зоны. Помимо Петербурга, где действует зона технико-внедренческого типа, в Псковской области работает ОЭЗ промышленно-производственного типа “Моглино”.

Правда, сравнение показателей двух зон не в пользу последней: если в Петербурге, по данным АО “Особые экономические зоны”, на территории ОЭЗ зарегистрированы 46 резидентов, то в “Моглино” – 9. Объем заявленных инвестиций в зону под Псковом – 4,6 миллиарда рублей, из них реально вложено 600 миллионов. Создано 49 рабочих мест.

В ОЭЗ Петербурга организовано 2966  рабочих места, объем заявленных инвестиций – 43 миллиарда, осуществленных – 35,5.

Одним из главных факторов, который призван привлечь крупный бизнес в ОЭЗ, были налоговые льготы. Когда зоны только открывались по всей стране, ставка отчислений в пенсионный фонд у них составляла 8 процентов, тогда как бизнес на территориях вне ОЭЗ платит 20.

В фонд социального страхования резиденты платили 2 процента вместо 2,9, в фонд обязательного медицинского страхования – 4 процента вместо 5,1.

Ставку налога на прибыль организаций утверждали в регионах, но она не должна была превышать 13,5 процента, тогда как вне зоны бизнес платит 17.

В общей сложности объем страховых отчислений резидентов ОЭЗ составлял 14 процентов, в то время как компании, не пользующиеся инструментами под-держки, платили порядка 30 процентов.

Налоговые преференции были даны на время. В 2018-м часть льгот была отменена, и страховые платежи выросли до 21 процента, в 2019-м резиденты будут платить до 28 процентов.

Также теперь они должны платить трехпро-центный налог на прибыль. Какие-то льготы в ОЭЗ останутся, в частности, сохранится нулевая ставка земельного, транспортного налогов и налога на имущество.

Но эти привилегии вряд ли изменят общую картину.

Парки и ТОСЭРы идут в наступление

ОЭЗ – не единственный инструмент для привлечения инвесторов. Так, в регионах активно взялись за индустриальные парки.

Например, в Вологодской области действует один индустриальный парк, три создаются, два – в стадии проекта. В Заполярье работают два индустриальных парка, еще по одному подписаны договоры о намерениях.

В границах Петербурга уже действуют 11 парков, в Ленобласти их девять.

В индустриальных парках налоговые льготы определяют сами регионы, и снизить ставку они могут лишь по тем платежам, доходы от которых поступают в местные бюджеты, это в первую очередь – налог на имущество, земельный и транспортный налоги.

Тем не менее, по утверждению Сергея Раевского, профессора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, сравнивать условия ОЭЗ и индустриального парка не совсем корректно, поскольку у них разные организационно-экономические основы.

Если в ОЭЗ ставка изначально делалась на налоговые и финансовые льготы, то в индустриальных парках резиденты получают выгоду в первую очередь за счет совместного использования капиталоемкой инфраструктуры и иных услуг.

Поэтому все индустриальные парки заранее должны быть обеспечены необходимой производственной, инженерной инфраструктурой, складскими зданиями и иметь доступ к энергоносителям.

В последние годы в регионах СЗФО определенные надежды возлагают на ТОРы или ТОСЭРы – территории опережающего развития на базе моногородов. задача здесь – привести бизнес на территорию и добиться диверсификации экономики.

Уже сейчас статус ТОСЭР есть у Череповца (Вологодская область), Кировска (Мурманская область), Пикалево (Ленинградская область), Емвы (Коми), Надвоиц, Кондопоги (Карелия). Документы на получение статуса ТОСЭР собирают в Инте (Коми). 

Резиденты ТОСЭР первые пять лет освобождены от налога на прибыль (по всей стране он составляет 20 процентов), страховые взносы у них в течение 10 лет 7,6 процента, кроме того, для бизнеса, работающего на этих территориях, предусмотрены льготные таможенные пошлины. Также статус ТОСЭР предполагает финансирование объектов инфраструктуры. Таким образом, после того как в ОЭЗ закончился срок льгот, их резиденты получают меньше преференций, чем те бизнесмены, которые выбрали для себя иные площадки.

Операция “Пролонгация”

Сейчас в Государственной думе находится проект закона, который предусматривает продление льгот резидентам ОЭЗ двух типов – технико-внедренческого и туристско-рекреационного.

Идея в том, чтобы исчислять льготы не с даты создания самой зоны, а с того момента, как резиденты начали свою деятельность, в частности, предлагается разрешить им в течение 10 лет платить страховые взносы в размере восьми процентов, платежи по ОМС снизить до четырех процентов, а уплату налога на прибыль привязать к региональному законодательству, что для многих резидентов будет означать снижение ставки.

– Мы поддерживаем пролонгацию по налогу на прибыль и особенно страховым взносам. Наши резиденты – высокотехнологичные компании с квалифицированными, дорогостоящими специалистами, уровень зарплат которых достаточно высокий. В связи с этим и страховые взносы работодателя составляют существенную затратную статью.

Поэтому продление этой льготы – важный фактор экономической и финансовой эффективности резидентов нашей ОЭЗ. Условия ведения деятельности в инновационных ОЭЗ не должны быть менее выгодными, чем в других институтах развития экономики России, – уверена генеральный директор ОЭЗ Санкт-Петербурга Тамара Рондалева.

По расчетам минэкономразвития России, в случае продления льгот в ОЭЗ по всей стране в 2019 году будет работать 260 компаний, если же пролонгации не будет – 220, а к 2028 году их число сократится до 185.

В ведомстве прогнозируют, что чистый доход федерального бюджета от ОЭЗ в 2019-м году в случае продления льгот составит чуть больше двух миллиардов рублей, если льготы отменят – 2,5.

Но через десять лет без льгот ОЭЗ смогут пополнить федеральную казну на 3,2 миллиарда рублей, а если преференции продлят, прогнозный чистый доход для бюджета составит 5,5 миллиарда.

Когда речь заходит о пролонгации льгот для ОЭЗ, мнения экспертного сообщества разделяются.

– Продление льгот для ОЭЗ может быть хорошим решением для привлечения в регионы крупных инвесторов, в том числе и иностранных. Вместе с тем финансовые стимулы являются ключевым преимуществом с точки зрения привлекательности ОЭЗ.

Отказ от них может существенно снизить интерес инвесторов не только к самим зонам, но и к регионам, где они расположены, – полагает Александр Пахалов, руководитель департамента суверенных и региональных рейтингов Национального рейтингового агентства.

– Нельзя бесконечно поддерживать за государственный счет развитие предпринимательских проектов, в том числе инновационных. Отмена льгот не стала для резидентов неожиданностью.

Но вопрос состоит в том, вышли ли резиденты на требуемые коммерческие мощности.

Если нет, то проблему необходимо решать комплексно, не только на федеральном, но и на региональном уровне, – уверен Вячеслав Трактовенко, предприниматель, инвестор, региональный координатор “Клуба лидеров” в Санкт-Петербурге и Ленобласти.

– Думаю, что продлевать льготы резидентам конкретной ОЭЗ в связи с истечением льготного периода нецелесообразно. Во-первых, предоставленного времени было достаточно, чтобы резиденты создали необходимые производственные мощности.

Во-вторых, изменение заранее объявленных “правил игры” может психологически негативно повлиять на настроения резидентов других ОЭЗ.

В-третьих, продление льготного периода приведет к недополучению доходов в региональный и местный бюджеты, – отметил Сергей Раевский.

Но даже если льготы не будут сохранены, эксперты не ожидают массового исхода резидентов из ОЭЗ.

– В основном на данных территориях созданы крупные промышленные предприятия, демонтаж и перенос которых либо невозможен, либо нецелесообразен по объему затрат, – считает Екатерина Григорьева, директор направления “Финансовый консалтинг” группы компаний SRG.

Готовы на все?

Если за ОЭЗ сохранятся льготы, то из набора инструментов для поддержки инвесторов у них останется серьезное конкурентное преимущество. Не приведет ли это к новому этапу борьбы за привлечение бизнеса на территории с введением новых льгот в ТОСЭР или индустриальных парках? Вопрос из разряда дискуссионных.

Сергей Раевский полагает, что витка конкуренции не будет, поскольку у всех этих инструментов довольно четко определены ниши. Так, ТОСЭРы в СЗФО могут создаваться только на территории монопрофильных муниципалитетов.

– С ОЭЗ могут конкурировать индустриальные парки, но они преимущественно предоставляют субсидии, которые весьма проблематично получить и сократить временной лаг на возмещение понесенных затрат, – полагает Екатерина Григорьева.

Александр Пахалов полагает, что инструменты поддержки бизнеса в регионах можно совмещать, достигая синергетического эффекта. Так, ОЭЗ более привлекательны для крупных компаний, а в ТОСЭР с успехом могут работать предприятия малого и среднего бизнеса. Главное, говорят эксперты, не выходить за разумные пределы.

– Я не поддерживаю расширение налоговых преференций для предпринимательских проектов, вышедших на самоокупаемость, – подчеркивает Вячеслав Трактовенко и предлагает обратить внимание на инструменты вне парков или ОЭЗ.

В частности, по словам эксперта, существуют успешные механизмы субсидирования бизнеса местными бюджетами, предпринимателям предоставляют на льготных условиях кредиты, займы, и налоговые льготы можно получить, не являясь резидентом.

Правда, проблема в том, что эти инструменты не всегда систематизированы и многие предприниматели о них даже не знают.

Между тем

Инвесторы постепенно привыкают к специальным локациям.

– Инвесторам гораздо больше нравится работать в особых экономических зонах и индустриальных парках, чем на других площадках в границах того же региона. Это связано прежде всего с тем, что в границах таких зон фактически формируется отдельная институциональная среда, более благоприятная, чем в регионе в целом, – утверждает Александр Пахалов.

Сам бизнес при наличии льгот можно вести более эффективно. Правда, уставы индустриальных парков или ТОСЭР также подразумевают, что все преференции временны и рассчитаны на 5-10 лет.

Далее предприятия должны быть готовы к тому, что налоговая нагрузка у них будет такой же, как у всех остальных. Срок действия преференций для ТОСЭР и индустриальных парков еще не вышел.

И нельзя исключать, что после завершения льготных периодов и здесь заговорят о пролонгации.

Источник: https://rg.ru/2018/08/14/reg-szfo/naskolko-effektivny-osobye-ekonomicheskie-zony-szfo.html

Территории опережающего социально-экономического развития. Список особых экономических зон в России

Особые экономические зоны (ОЭЗ) в России в 2018 году

Для организации экономического роста и стабильного развития регионов страны, особенно тех, которые удалены от столицы, экономисты разработали принципиально новую концепцию так называемой «территории опережающего социально-экономического развития».

Общие сведения

В общем виде ТОЭР представляет собой отдельно выделенную и имеющую точно определенные границы территорию, на которой распространены льготное налогооблажение субъектов хозяйствования, а также упрощенная система административных действий.

В дополнение к этому на предприятия, работающие в определенной ТОЭР распространяются прочие привилегии. Такие условия обеспечивают упрощение ведения бизнеса и стимулируют привлечение дополнительных инвестиций.

Как результат – ускорение развития региона.

https://www.youtube.com/watch?v=29E19y9TJmI

К моменту возникновения идеи территории опережающего развития уже существовали особые экономические зоны. Данный проект оказался довольно продуктивным, что и побудило к созданию более профильных территорий. Принципиальное различие между ОЭЗ и ТОЭР заключается в том, что последние созданы исключительно под развитие конкретного инвестора.

ТОЭР создается на 70 лет. За это время инвестор, получивший разрешение на ведение деятельности от уполномоченного федерального органа, осуществляет на выделенной территории указанную хозяйственную деятельность и стимулирует образование новых рабочих мест.

Самые востребованные профессии в России 2017

По истечении данного периода срок работы может быть продлен, что выгодно отличается от ОЭЗ, которая не предусматривает продления работы после 49 лет.

Еще одна важная особенность территории: здесь не допускается вести разработку полезных ископаемых. Также тут запрещено производить товары, которые должны получать акцизы.

Для чего создавались такие территории

Причина создания данных объектов заключается в стремлении сформировать в отдаленных уголках страны мощные экономические центры, которые станут притягивающим объектом в регионе. Именно на территориях подразумевается активный рост и развитие социально-экономической жизни.

Привлекательная для крупного бизнеса территория обеспечивает комфортную площадку для развития бизнеса в России.

Электронные торговые площадки. Официальные сайты госзакупок и торгов в РФ

Фз об особых экономических зонах

Территории опережающего социально-экономического развития созданы не так давно. Главным регулирующим законодательным актом в области создания и управления территориями служит Федеральный закон об ОЭЗ. Идею такого экономического проекта выразил 12 декабря 2013 года президент России.

В результате уже спустя 1 года, 29 декабря 2014 года появился закон «О территориях опережающего социально-экономического развития» в России. Этот новый статус территории позволяет осуществлять коммерческую деятельность с многочисленными льготами.

Такой подход к равномерному развитию страны пользуется широкой популярностью в мире. В разных странах делают такие же проекты, слегка модернизируя их под конкретные условия. Учитывая огромные размеры России, территории нужны для развития все отраслей хозяйства. В мировой практике создание таких зон, обладающих экономическими привилегиями, получило название «китайский путь».

Согласно действующему законодательству, резиденты территории получают доступ к следующим видам льгот:

  1. Снижение налога на прибыль до 5% на первые 5 лет. В дальнейшем компания также платит гораздо меньшие налоги, в сравнении с остальной страной.
  2. Возможно освобождение от таких налогов, как платеж на землю, налог на имущество.
  3. Социальные взносы снижаются до 7,6%.
  4. На практике реализуется формат свободной таможенной территории.
  5. Льготные условия развития инфраструктуры и подключения к существующей системе коммуникаций.
  6. Возможность упрощенного привлечения и приема на работу иностранных граждан и открытия новых рабочих мест для квалифицированного персонала.
  7. На территории применяются особые санитарно-технические правила, которые разработаны на основании ведущих международных правил.
  8. Индивидуально разработанный регламент пользования землей.
  9. Особые правила госконтроля и надзора за осуществлением хозяйственной деятельности.
  10. Широкий спектр специальных государственных услуг.

Для открытия и развития ТОЭР создана специальная законодательная база, которая регламентирует множество экономических процессов, которые могут происходит на территории опережающего развития.

В процессе работ были изменены и дополнены несколько Кодексов, в том числе Гражданский, Лесной, Градостроительный, Земельный. Были скорректированы федеральные законы в субъектах федерации. Внесены изменения в экологическое законодательство и прочие законодательные акты.

Тщательно проработанная нормативно-правовая база позволяет однозначно и оперативно решать любые возникающие спросы и систематизировать работу субъектов в пределах ТОЭР.

История развития

В основе создания ТОЭР лежит высказывание президенте России, который призвал создать на Дальнем Востоке и в некоторых регионах Сибири специальные зоны опережающего экономического развития, где будут созданы оптимальные условиях для развития несырьевых производств. Данная формулировка определила характер развития выбранных территорий – добыча ископаемых тут не ведется и акцент сделан на развитие производственных отраслей хозяйствования.

После долгих работ по развитию законодательной базы и проработке направлений деятельности будущих инвесторов удалось подготовить полный комплект нововведений в различные законы и кодексы. Непосредственно Закон «О территориях опережающего социально-экономического развития» президент подписал 29 декабря 2014 года.

Акт вступил в силу 30 марта 2015 года.

В основе законы лежит несколько базовых правил создания ТОЭР:

  1. Территории не должны совпадать своими границами с границами прочих экономических образований, таких как ОЭЗ.
  2. В пределах каждой территории определен конкретный набор типов деятельности, которые могут осуществляться именно здесь. В соответствии с этим сформирован правовой и экономический регламент для компаний.
  3. В границах ТОЭР есть возможность создания индустриальных парков.

Согласно принятому решению в первые 3 года ТОЭР создаются исключительно в ДФО. Также допускается образование таких территорий в городах, которые имеют одно градообразующие предприятия (так называемые моногорода). После развития сети территорий предусматривается развитие новых точек в других регионах страны.

Типы особых экономических зон

В законодательном  акте прописаны виды зон. Предписано создать следующие типы особых экономических зон:

  • Промышленно-производственные ОЭЗ.
  • Технико-внедренчесские зоны.
  • Туристические зоны.
  • Логистические центры.

Каждый из типов отличается характером производства, а, следовательно, и нормативной базой, и условиями льгот. Зоны отличаются по площади: так для промышленно-производственных зон предусмотрено выделении не более чем 20 квадратных километров. Второй тип зон может занимать 1 или 2 участка, каждый из которых составляет около 2 квадратных километров площади.

Список особых экономических зон в России

Здесь вы можете увидеть список основных особых экономические зон в России:

  1. 6 промышленных зон: Алабуга, Тольятти, Липецк, Моглино, Титановая долина, Людиново.
  2. 5 технологических территорий: Дубна, Санкт-Петербург, Зеленоград, Томск, Иннополис.
  3. 7 зон туристическо-рекреационной направленности: Алтайская долина, Бирюзовая Катунь, Байкальская гавань, Ворота Байкала, Куршская Коса, Гранд Спа Юца, Остров Русский.
  4. 3 портовые (логистические) территории: Ульяновск, Советская гавань, Мурманск.

На данный момент этот перечень наиболее актуальный. Хотя есть предпосылки ждать скорого открытия новых территорий.

Список территорий в РФ по состоянию на 2017. Перспективы развития

Постепенно данная концепция экономического развития дает свои заметные результаты. Сегодня подобные зоны размещены по всей территории Дальнего Востока и не только.

Первыми на Дальнем Востоке были основаны ТОЭР «Хабаровск», «Комсомольск» — обе находятся в Хабаровском крае. Кроме этих зон еще 6 проектировались и находятся на разной стадии развития.

В начале 2016 года СМИ сообщили об образовании 2-х новых территорий  Сахалинской области. Причем если ТОЭР «Южное» предназначено для изготовления продуктов питания, то «Горный воздух» предназначена для привлечения туристов и развития зон отдыха.

В уже созданные дальневосточные территории опережающего развития планируется перенос большого количества частных и государственных компаний, имеющих китайские корни.

Российско-Китайское инвестиционное сотрудничество

ТОЭР на Курильских островах начали формироваться в 2016 году с выделения почти 70 млрд. рублей. На эти территории возлагалась важная задача – ускорить экономическое развитие региона островов. Для решения поставленной задачи решено использовать комплексное применение природного потенциала, который сочетается с современными технологиями.

На Курилах запланировано создание 22 проектов. Ориентировочная стоимость данных территорий составляет чуть более 19 млрд. рублей.

Согласно концепции застройки и развития мощностей этих зон, здесь будет построено 12 фабрик, которые будут заниматься восстановлением численности лосося.

Эти предприятия станут основными, вокруг которых будут возводиться прочие компании, занимающиеся хозяйством в условиях моря.

Кроме этого направления, на территории планируется создание перерабатывающих заводов на острове Уруп. Также в состав экономики островов будет входит туристическая составляющая.

В Калининградской области уже существует ОЭЗ.

С 2015 года, в соответствии с распоряжением премьер-министра Дмитрия Медведева, начался процесс изменения законодательства для преобразования особых экономических зон в территории опережающего социально-экономического развития. Постепенно система хозяйствования региона будет переведена в данную категорию, что позволит реализовывать крупные инвестиционные проекты.

Особенно полезно применение ТОЭР для так называемых моногородов. В этих объектах ограничена система хозяйствования и большинство населения работает на 1 градообразующем предприятии. Это существенно ограничивает развитие региона и приводит с течением времени к негативным последствиям для экономики.

Присвоение городам статуса ТОЭР началось с городов Юрга и Анжеро-Судженск, который располагаются в Кемеровской области. В каждом из городов были выбраны направления для развития: для Югры инвесторов искали для деревообрабатывающего завода и логистического центра; а в Анжеро-Судженске – для производства пластиковых труб, завода по переработке кварцитов и выпуску пластмассовых изделий.

Из новых территорий следует выделить Краснотурьинск, открытие которой состоялось в 2016 году. В данный момент рассматривается открытие новых зон в Алтайском крае (Алейск, Заринск, Новоалтайск). Также возможно появление подобной экономической зоны в небольшом шахтерском городе Гуково, который расположен в Ростовской области.

В текущем 2017 году статус ТОЭР был присвоен городу Димитровград, который находится в Ульяновской области.

6 марта образована ТОЭР «Дорогобуж». На данный момент эта территория единственная в Центральном ФО.

Закон об особых экономических зонах регламентирует не только правила создания зон, особенности их функционирования и развития. Также предусмотрена программа распространения территорий по определенным регионам страны.

Каждая ОЭЗ ориентирована на региональные проблемы. Так, особая экономическая зона Моглино, которая образована в Псковской области, обеспечивает развитие актуальных для области отраслей – сельскохозяйственное машиностроение, производство электрооборудования и машин для коммунального хозяйства.

На практике ТОЭР доказали свою состоятельность и в ближайшее время можно ждать появления новых подобных территорий.

Территории опережающего развития

Источник: https://promdevelop.ru/territorii-operezhayushhego-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya/

В россии вступили в силу поправки к закону о калининградской особой экономзоне

Особые экономические зоны (ОЭЗ) в России в 2018 году

КАЛИНИНГРАД, 1 янв — РИА Новости. Новая редакция закона об Особой экономической зоне (ОЭЗ) в Калининградской области вступает в силу с 1 января 2018 года.

По мнению калининградского губернатора Антона Алиханова, поправки в закон об ОЭЗ и Налоговый кодекс сделают самый западный российский регион выгоднейшей с точки зрения издержек территорией для ведения бизнеса в стране.

Федеральный закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социально-экономического развития Калининградской области” президент России подписал 5 декабря 2017 года. Ранее были внесены изменения в Налоговый кодекс, также касающихся резидентов. Эти документы предусматривают новые преференции и льготы для предприятий и инвесторов Калининградской области.

Общие принципы

Согласно нововведениями, особый режим хозяйствования продлен до 2045 года, а территория Особой экономической зоны расширена на примыкающие к Калининградской области внутренние морские воды.

Это означает, что инвестор сможет использовать преимущества ОЭЗ, в том числе на проектах, связанных с созданием инфраструктуры на море.

Инвестор может стать резидентом в течение 30 дней со дня подачи инвестдекларации.

“Чтобы стать резидентом особой экономической зоны в Калининграде в сфере IT нужно всего 1 миллион рублей. В сфере медицины и фармацевтики – 10 миллионов рублей.

В обрабатывающих производствах, туризме, сельском хозяйстве порог вхождения в резиденты – 50 миллионов рублей, и 150 миллионов – в других сферах бизнеса”, — рассказал Алиханов в рамках презентации Особой экономической зоны для потенциальных инвесторов.

В новом варианте закона в несколько раз — до 7,6% — снижены тарифы страховых взносов для новых резидентов ОЭЗ в Калининградской области, которые получат этот статус в период с 1 января 2018 года до 31 декабря 2022 года и будут создавать новые рабочие места.

Таможенные преференции

“Что собой представляет особый режим таможенных преференций: вы инвестируете эти суммы, у вас беспошлинный и “безндсный” ввоз на территорию Калининградской области любых комплектующих, материалов, оборудования. Вы производите продукт и вывозите его из Калининградской области – вам нужно будет заплатить пошлину, но в течение семи дней мы эту пошлину вам возвращаем”, — сказал Алиханов.

Он отметил, что объем этого возврата в 2016 году составил 26 миллиардов рублей, по итогам 2017 года — почти 50 миллиардов, почти половина доходной части регионального бюджета.

Эта субсидия на поддержку рынка труда, предусмотренная до 1 января 2031 года, которую калининградские предприятия получают после отмены для региона с 1 апреля 2016 года таможенных преференций, доступна как прежним, так и новым резидентам.

Налоговые послабления

Согласно изменениям в Налоговый кодекс, срок действия льготы по налогу на прибыль организации начинает исчисляться с момента получения первой прибыли.

“Компании-резиденты три года могут строить свое производство, либо с момента, когда они его построили и когда начинают получать первую прибыль, мы начинаем отчет льготного периода. Не платят первые шесть лет.

Ноль процентов налога на имущество, ноль процентов налога на прибыль первые шесть лет и 50% от действующей в РФ ставки этих налогов в течение следующих шести лет.

Раньше не было этих трех дополнительных льготных лет”, — сказал губернатор.

Таким образом нововведения предусматривают использование пониженной ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0% в течение шести налоговых периодов, начиная с того налогового периода, в котором была получена первая прибыль.

“Ноль процентов на землю первые пять лет для резидентов, беспошлинный, безналоговый и бесквотный ввоз, и тоже опять исключительно калининградская уникальная преференция – 180 дней отсрочки уплаты таможенного НДС, что позволяет не отвлекать деньги из оборота”, — добавил Алиханов.

И другие нововведения

Отмену утилизационного сбора на специальную технику и на сельхозтехнику губернатор также назвал “уникальным калининградским предложением”. Поправки отменяют утилизационный сбор в отношении транспортных средств, с года выпуска которых прошло менее трех лет и которые “помещаются” под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории ОЭЗ в Калининградской области.

“В законодательном порядке снижаются сроки проведения экспертиз, экологической, проектной документации”, — добавил губернатор.

Срок госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объектов сокращается с 60 до 45 дней, государственной экологической экспертизы проектной документации объектов — с трех месяцев до 45 дней.

“Закон гарантирует неизменность арендной платы за землю. Не применение мер, которые увеличивают совокупную нагрузку: даже если в РФ повысятся налоги, то резидентов это касаться не будет”, — сказал губернатор, отметив, что резиденты имеют также право на упрощенный порядок получения земли в аренду для реализации инвестпроектов.

Электронные визы

Если основной пакет законодательных нововведений заработает с начала 2018 года, то вступление в силу механизма бесплатных электронных виз для иностранцев на восемь дней, отмеченное в новой редакции закона, запланировано на лето 2019 года.

“Электронные визы – много мы говорили об этом – у порта Владивосток есть такой инструмент, он только начинает работать, мы пришли “на все готовенькое”. Нам нужно по нашим пунктам пропуска постепенно внедрять эту систему, и не позднее 1 июля 2019 года эта система будет внедрена во всех пунктах пропуска в Калининградской области”, — сказал Алиханов.

Поправки в закон об ОЭЗ предполагают упрощенный порядок оформления виз для иностранцев. Поправка разработана по аналогии с преференцией, действующей для Владивостока, но с уточненным перечнем стран, учитывающим калининградскую специфику.

Предполагается, что иностранным гражданам, планирующим прибыть в Калининградскую область, не менее чем за трое суток до предполагаемой даты въезда необходимо будет подать заявление и заполнить анкету на специализированном сайте. После проверки анкеты иностранные граждане получают уведомление о предоставлении разрешения для въезда в Калининградскую область.

Первый закон об Особой экономической зоне в Калининградской области начал работать еще в 1996 году. Он предоставил таможенные льготы для бизнеса. Через 10 лет вступили в силу льготы по налогу на прибыль и имущество для резидентов ОЭЗ, инвестирующих в экономику региона не менее 150 миллионов рублей. Эти условия обеспечили почти троекратный рост ВРП.

Однако со временем калининградская ОЭЗ стала утрачивать свои конкурентные преимущества, к тому же часть льгот прекратилась с 1 апреля 2016 года, поэтому создание нового закона было неизбежно.

Источник: https://ria.ru/economy/20180101/1512051302.html

Особые экономические зоны России: описание

Особые экономические зоны (ОЭЗ) в России в 2018 году

Если состояние экономики государства оставляет желать лучшего и является абсолютно непривлекательным для зарубежных инвесторов, то одним из выходов из сложившейся ситуации являются особые зоны, организованные на территории страны. В рамках этих отдельно взятых территорий возможно проведение абсолютно иной промышленной, инвестиционной, фискальной и тарифной политики.

Что такое особые экономические зоны России? Зачем они создаются? Чем привлекательны такие места для инвесторов и какую выгоду несут государству? На эти и другие вопросы попробуем ответить в рамках этой статьи.

Особые зоны

Передовой опыт создания подобных территорий принадлежит, несомненно, европейским странам. Тем не менее Россия тоже имеет в этой сфере довольно серьезный потенциал. На сегодняшний день на территории страны зарегистрировано более двух десятков ОЭЗ.Основные особые экономические зоны России можно разделить на несколько видов:

  • промышленные;
  • туристические;
  • логистические;
  • технологические.

Чуть позже мы поговорим более подробно о видах ОЭЗ. А сейчас расскажем об их местоположении. К особым экономзонам России относятся территории в Карачаево-Черкессии, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Дагестане. Сюда же входит и Калининградская область. К вновь создаваемым можно отнести Крымский полуостров.

Основные понятия

В этой сфере довольно запутанная терминология. Давайте в ней немного разберемся. Наверняка вы не раз слышали такие выражения:

  • особая экономическая зона;
  • свободная экономическая территория;
  • зона свободной торговли;
  • специальная экономическая зона.

Как же разобраться, что они все означают? Сложного тут ничего нет. Все вышеперечисленное — разные названия одного явления. Исключение тут может составлять разве что зона свободной торговли.

Это понятие также означает свободную территорию, но гораздо меньших размеров. Обычно зоной свободной торговли именуют физически обособленную территорию в морских или воздушных портах, где полностью отсутствует таможенный сбор.

Классический пример — Duty Free.

Особые экономические зоны России — это целые территории (районы, области, республики), которые обладают особым юридическим статусом. Там действуют свои, льготные экономические условия. Как правило, они чрезвычайно выгодны для отечественных или иностранных инвесторов. Все юрлица, ведущие хозяйственную деятельность на территории ОЭЗ, именуются ее резидентами.

Для создания ОЭЗ необходимо наличие некоторых условий:

  • удачное географическое расположение территории;
  • наличие свободных площадей для развития;
  • развитая инфраструктура;
  • привлечение кадровых ресурсов с достаточной квалификацией;
  • возможность развития межрегиональных и международных связей;
  • существование исторически сложившихся видов деятельности.

Зачем нужны особые зоны

Все особые экономические зоны России призваны решать стратегические задачи. Создание таких территорий способствует как развитию страны в целом, так и улучшению жизни в отдельных ее регионах.С организацией ОЭЗ государство решает такие задачи:

  • создание большого числа новых рабочих мест для граждан, имеющих достаточную квалификацию;
  • привлечение в страну иностранных капиталов;
  • стимулирование отечественных производителей инвестировать средства в передовые технологии, производство, инфраструктуру;
  • удержание интеллектуального потенциала на территории страны;
  • развитие и поддержка отечественного производителя.

Резиденты, участвующие в развитии особых экономзон, также имеют свои преимущества:

  • используют льготное налогообложение для снижения административных и производственных расходов;
  • экономя на различных пошлинах, арендных ставках и прочих платежах, создают более конкурентоспособный продукт;
  • имеют возможность привлекать квалифицированный персонал;
  • увеличивают свою доходную часть за счет минимизации собственных затрат.

Кроме того, строительство инфраструктуры в ОЭЗ государство проводит чаще всего за счет собственных средств. Это также снижает нагрузку на резидентов.

В чем заключается суть оэз?

Как вы уже поняли, все особые экономические зоны России (список их довольно велик) помогают развивать или осваивать новые территории и отрасли хозяйствования. Особый режим создается для предпринимателей с той целью, чтобы они могли в короткие сроки перенастроить свой бизнес под новые условия. Классический пример — Крым.

Это абсолютно новая территория, весь бизнес на которой долгое время был адаптирован под законы Украины. Теперь же предпринимателям нужно время и льготы, чтобы переориентировать его. Поэтому государство снижает налоги, упрощает систему таможенных пошлин, адаптирует систему страхования и упрощает регистрацию.

То же самое происходит и в других регионах.

Льготы

Для резидентов ОЭЗ существуют льготные экономические условия. Например, такие:

  • привилегии в сфере торговли — отсутствие пошлин на импортное сырье или запчасти, если они нужны для производства конечного продукта, а не для перепродажи;
  • инвестиционные льготы и послабления в сфере налогообложения — сниженные ставки налогов или их полное отсутствие, снижение валютного контроля;
  • незначительные ограничения или их полное отсутствие на владение производственными фондами для иностранцев;
  • упрощенные стандарты на оборудование рабочего места, заработную плату, вопросы безопасности и так далее;
  • доступные по цене здания и земельные участки — возможность обустроить склады и производственные помещения на условиях минимальной цены аренды;
  • доступные и недорогие услуги и инфраструктура — субсидии на коммунальные услуги, дешевые газ, вода, электроэнергия, отремонтированные дороги, обеспечение транспортными услугами;
  • сниженные стандарты загрязнения окружающей среды, ее охраны;
  • наличие большого количества дешевой рабочей силы, отсутствие профсоюзов и других организаций трудящихся;
  • открытый доступ к рынкам сбыта – как внутренним, так и внешним;
  • долгосрочное отсутствие налога на прибыль;
  • проведение таможенных процедур прямо на территории предприятия или ускоренное получение разрешений и др.

Виды особых экономических зон

Как мы уже говорили, все зоны с особыми экономическими условиями можно условно разделить на такие виды:

  • промышленно-производственные — представляют собой огромные комплексы, ориентированные на производство большого количества определенной группы товаров;
  • зоны свободной торговли — территории, которые не попадают под юрисдикцию таможенной службы; в таких зонах проводится не только продажа продукции, но и ее хранение, тестирование, упаковка и так далее;
  • туристические — территории с развивающимся туристическим сектором, в которых существуют особые условия для предпринимателей;
  • сервисные — территории, на которых производятся экспортно-импортная и финансовая деятельность, осуществляемая на особых условиях; классический пример — оффшорные зоны;
  • научно-технические, внедренческие — технопарки, районы, где на особых условиях проводятся разработки и научные исследования в той или иной области хозяйствования.

Теперь давайте немного подробнее остановимся на некоторых ОЭЗ России. Начнем, пожалуй, с ОЭЗ ППТ «Алабуга». Эта промышленно-производственная зона расположена в Республике Татарстан, недалеко от города Елабуги, всего в 25 км от Набережных Челнов.

Специализация тут довольно разнообразна:

На этой территории зарегистрировано 42 резидента, а всего занято более 4,5 тысячи человек. Площадь зоны — 20 квадратных километров.

Для того чтобы стать резидентом этого комплекса, нужно:

  • зарегистрировать свою фирму на территории Елабужского муниципалитета;
  • подписать договор с руководством ОЭЗ, взяв на себя обязательства внести в свои фонды инвестиции в размере не менее 1 млн евро на протяжение первого года и общие инвестиции за весь период действия договора — не меньше 10 млн евро.

Предприниматели, ставшие резидентами экономической зоны «Алабуга», могут рассчитывать на такие преференции:

  • свободная таможенная зона, в которой иностранное оборудование может размещаться без уплаты НДС и таможенной пошлины;
  • отсутствие экспортной пошлины при вывозе произведенной продукции;
  • полное освобождение от внесения транспортного, земельного налога и других платежей в бюджет республики;
  • ставка налога на прибыль в первые пять лет составляет всего 2 %, вторая пятилетка — 7 %, далее, вплоть до 2055 года — 15,5 %;
  • земельные участки по вполне приемлемой цене, свободный доступ к инженерным коммуникациям, подведенным к границам участка электричество, газ, тепло, канализация;
  • освобождение от налога на имущество и другие преференции.

Оэз «дубна»

Это технико-внедренческая зона, созданная в 2005 году на основании Постановления правительства РФ № 781.

Территория Оэз «дубна» имеет площадь около 200 гектаров и разделена на три участка:

  • городок программистов;
  • площадка нанотехнологий;
  • участок ядерно-физических технологий.

Приоритетными направлениями этой ОЭЗ являются:

  • проектирование сложных техсистем;
  • биотехнологии;
  • сложные медицинские технологии;
  • информационные технологии;
  • композиционные материалы;
  • ядерно-физические и нанотехнологии.

Резидентами этой зоны могут стать как ИП, так и коммерческие организации. Исключение составляют лишь унитарные предприятия и иностранные фирмы. Чтобы стать резидентом Оэз «дубна», нужно зарегистрировать предприятие на территории муниципалитета и заключить с органами управления договор о проведении внедренческой деятельности.

Резиденты этой особой экономической зоны также могут рассчитывать на привилегированные условия в сфере налогообложения и другие виды поддержки. Налоговые льготы могут быть такими:

  • отсутствие НДС при вывозе товаров за рубеж;
  • нулевая ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет до 01.01.2018;
  • 13,5 % — налог на прибыль, подлежащий зачислению в местный бюджет;
  • 14 % — платежи во внебюджетные фонды;
  • 0 % — ставка земельного налога сроком на 5 лет, имущественного налога — на 10 лет, транспортного налога — на 5 лет.

Также резидентам полагаются другие преференции:

  • льготная аренда помещений и земельных участков;
  • бесплатное подключение к инженерным сетям и коммуникациям;
  • ускоренное оформление документов на земельные участки;
  • свободная таможенная зона;
  • высокоскоростные системы передачи данных.

Также резидентам предлагаются условия свободной таможенной зоны, при которых не уплачивается ввозная пошлина на иностранные товары и НДС при вывозе российских.

«Алтайская долина»

ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина» — это туристическо–рекреационная территория. Была создана в феврале 2007 года на основании Постановления правительства РФ № 67. Привилегированное положение предусмотрено на 49 лет.

Эта зона расположена в 12 км от города Горно-Алтайска, центра Республики Алтай. Здесь обеспечены новыми рабочими местами около 2,5 тысячи человек. Территория предлагает уникальные возможности для своих резидентов.

Сотрудничество построено на принципах государственного и частного партнерства.

Это означает, что создание всей необходимой инфраструктуры финансируется за счет бюджетных средств, а создание туристических объектов — доля частных инвестиций.

Государство гарантирует значительные административные преимущества:

  • невмешательство в реализацию инвестпроектов;
  • упрощенный формат проверок;
  • режим «одного окна»;
  • оформление аренды на земельные участки с урегулированным правовым статусом.

Инвесторов ждут также и налоговые льготы:

  • 0 % — ставка налога на имущество, а также земельного сбора на протяжении 5 лет;
  • плата за аренду земельных участков — не более 2 % от их кадастровой стоимости;
  • понижение ставки транспортного налога;
  • снижение налога на прибыль до 15,5 %.

«Бирюзовая Катунь»

ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» — еще одна рекреационная и туристическая зона. Она имеет самую большую площадь среди всех существующих — 3326 гектаров.

«Бирюзовая Катунь» позиционируется как первая и наиболее крупная зона природного и экстремального горного туризма, разделенная на две части. Первая — для молодежи.

Тут присутствуют центры горнолыжников, скалолазов, рафтеров, трекеров, молодежный отель и другая адаптированная инфраструктура. Вторая — для состоятельных туристов. Тут комфортабельные и дорогие гостиницы и другие удобства.

Эта экономическая зона, по сути, только начинает свое развитие, но уже имеет значительное количество инвесторов, готовых вкладывать деньги на привлекательных условиях. Ведь резидентам тут также предлагаются льготы и преференции.

«Титановая долина»

ОЭЗ «Титановая долина», создаваемая в Свердловской области, также довольно уникальна. Направление деятельности ОЭЗ — титановая промышленность, эксклюзивная на территории РФ.

Здесь предоставляются существенные льготы предприятиям, ориентированным на выпуск и высокотехнологичную переработку продукции мирового уровня.

Приоритетными отраслями тут считаются переработка титана и производство изделий из него, изготовление оборудования для металлургических комплексов и машиностроения, производство стройматериалов.

«Ульяновск»

ОЭЗ ПТ «Ульяновск» также ориентирована на машино- и приборостроение. Тут в чести такие виды деятельности:

  • приборостроение, производство электроники;
  • авиастроение;
  • техническое обслуживание самолетов;
  • производство электрооборудования;
  • изготовление композиционных материалов;
  • прочие отрасли машиностроения.

В заключение хотелось бы сказать и о предпринимателях-нерезидентах, ведущих свою деятельность на территории той или иной ОЭЗ. Чаще всего они также имеют возможность рассчитывать на часть преференций, предусмотренных для резидентов, поскольку условия их деятельности должны оговариваться с руководством ОЭЗ.

Например, в такой экономической зоне, как Калининградская область, пониженный налог на прибыль распространяется абсолютно на все предприятия, независимо от типа хозяйственной деятельности и группы товаров. Именно поэтому открытие бизнеса является наиболее интересным на территории ОЭЗ. Конечно, если речь идет о заработке.

Источник: http://fb.ru/article/256759/osobyie-ekonomicheskie-zonyi-rossii-opisanie

BankirKi
Добавить комментарий