8(800)350-83-64

Основные законы и нормативные акты об охране труда

Перечень основных документов регламентирующих охрану труда

Основные законы и нормативные акты об охране труда

Каждый человек страны имеет определенные права, которые установлены действующим законодательством. Прежде всего, это право на труд, что влечет за собой соответствующую необходимость в обеспечении охраны труда.

Эта необходимость , а также перечень других возможностей четко прописан Конституцией и Трудовым Кодексом РФ.

В данной статье мы рассмотрим всю законодательную основу по охране труда и документы, относящиеся к этой категории.

Само понятие «охрана труда» подразумевает под собой нормативно-правовую систему, которая направлена на обеспечивание безопасности здоровья и жизни трудящихся в процессе выполнения ими той или иной трудовой деятельности. Это понятие объединяет в себе перечень правовых, нормативных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, реабилитационных и многих других мероприятий.

Регулирование трудовой деятельности осуществляется в России посредством Трудового Кодекса, а также федеральных законов.

Сегодня в учреждениях и на предприятиях основные, обязательные нормативные и законодательные акты прописаны в следующих местах:

  • Трудовой кодекс России. Здесь представлены все основные законодательные акты по которым происходит обеспечение безвредных и безопасных условий для труда на любых предприятиях или в организациях;
  • Гражданский кодекс России. В данном документе прописаны ответственные действия работодателя при получении его работниками ущерба здоровью и жизни;
  • Федеральный закон, который был принят в 1999 году (17 июля). Его номер 181-ФЗ. Этот документ устанавливает все правовые основы по регулированию взаимоотношений в сфере охраны любой трудовой деятельности между сотрудниками и работодателями.

В новом Федеральном положении на законодательном уровне рассматривается большой диапазон самых разнообразных вопросов касательно разрешения определенных проблем охранной сферы, что касается трудовой деятельности физических лиц, которые вступили в трудовые взаимоотношения с конкретным работодателем.

Причем действие установленных законов имеет разновекторное распространение. Под него подпадает как работодатель, так и его работники.

Новое постановление распространяется и на студентов, обучающихся в различных образовательных учреждениях на момент прохождения ими запланированной производственной практики.

Также в новых законодательных актах акцентируется внимание непосредственно на всех участниках, вступивших в законные трудовые взаимоотношения. В результате, при проведении участниками мероприятий (физические и юридические лица) касательно организации труда и всего производственного процесса, требования по охране трудовой деятельности обязательны для их дальнейшего выполнения.

В Федеральном законе также определена роль, которую выполняет система охраны любой деятельности при взаимоотношениях работодатель-работник.

Если в организации, по определенным причинам, на данный момент отсутствует специализированные сотрудник или целая соответствующая служба, тогда работодатель обязан заключать определенный тип договора со специалистами или организацией, занимающиеся оказанием услуг в сфере охраны любого вида трудовой деятельности.

При этом работодатель просто обязан провести полный инструктаж нового сотрудника, а также подготовить для него условия работы, которые регламентированы действующим законодательством. Кроме этого он ответственный за проведение аттестации всех рабочих мест по имеющимся требованиям.

Также законом предусмотрено осуществление за счет работодателя предварительного, периодического и внеочередного медицинского осмотра сотрудников. А он обязан проходить эти медицинские осмотры с последующим ознакомлением и получением ихних результатов. Без прохождения данных процедур сотрудник не может быть допущен к выполнению своих прямых обязанностей.

Как видим, все взаимоотношения между сотрудником и его начальством четко прописаны в Федеральном законе страны.

Нормативные акты

Кроме вышеописанных законов, система охраны труда регламентируется следующими формами нормативно-правовых актов:

  • непосредственно сам закон;
  • различные нормативные подзаконные акты.

Закон представляет собой акт представительного высшего органа, который обладает юридической силой. Он устанавливает необходимые нормы, регулирующие самые важные общественные взаимоотношения.

В свою очередь все нормативные акты обязаны соответствовать действующему закону. Они издаются только на основе существующих его предписаний. Отличие между ними заключается в необязательном содержании правовых норм. При этом подзаконный акт является правовым и издается в рамках компетенции в строгом соответствии с имеющимся законом или на его основе. К такого рода документам относятся:

  1. указы Президента России;
  2. указы президентов республик;
  3. распоряжения и постановления правительства России, а также всех входящих в ее состав республик;
  4. инструкции и приказы министров или руководителей всех центральных ведомств;
  5. распоряжения и постановления глав всех местных администраций.

Сегодня государством ведется разработка новых законов, нормативных актов, касающихся вопросов здравоохранения и охраны труда. Образец новых разработок иногда выносится на общественное рассмотрение с целью прорабатывания и усовершенствования.

ГОСТы и СНиПы

Также важными документами в охранной деятельности являются ГОСТы и СНиПы. Они входят в перечень правовых нормативных актов.

ГОСТы подразумевают под собой установленные государственные стандарты системы. Они утверждаются Минстроем и Госстандартом РФ. Все ГОСТы объединены в один класс, имеющий номер 12. Это класс разбит на определенные группы:

  • нулевая. Включает организационно-методические и основополагающие стандарты;
  • первая. Включает все стандартные требования по безопасности во время работы с наиболее вредными или опасными факторами производства;
  • вторая. Содержит основные требования по безопасности, предъявляемые к производственному оборудованию;
  • третья. Содержит перечень требований по безопасности, предъявляемых к производственным процессам;
  • четвертая. Содержит требования к средствам защиты.

В отличии от ГОСТов, СНиП подразумевает под собой строительные нормы и правила. Они устанавливаются Минстроем.

СНиПы разрабатываются только на основе принятого в данный момент законодательства, а также других правовых нормативных актов.

В них содержатся основные требования, которые предъявляются к безопасности и охране труда. Утверждение данных документов происходит органами федеральной и исполнительной власти.

В СНиПах прописаны следующие положения:

  • конвенции МОТ в сфере создания безопасных и здоровых условий для любой трудовой деятельности;
  • нормативные требования, используемые в строительстве, промышленности и т.д.

Соблюдать требования ГОСТов и СНиПов необходимо в обязательном порядке.

Типовые инструкции и документы

К типовым документам и инструкциям, разработанным в системе охраны трудовой деятельности, относятся отраслевые или межотраслевые правовые нормативные акты. В них содержится информация о нормативных государственных требованиях, используемых в конкретной области труда/производства/деятельности.

Эти документы и инструкции не противоречат отраслевым и межотраслевым правилам. Их период действия ограничивается временем существования соответствующих отраслевых и межотраслевых актов. Зачастую этот период составляет пять лет, но его возможно продлить еще на два года.

Действие инструкций распространяется на всех работников.

В состав этой документации входят:

  • основные требования, предъявляемые к безопасности;
  • основные требования, предъявляемые к началу работы, течению работы и ее окончанию;
  • требования к безопасности при различных аварийных ситуациях.

Эти инструкции разрабатывались с целью использования их в роли нормативных локальных актов.

Перечень основных регламентирующих документов по охране трудовой деятельности довольно обширный, но следование им поможет уберечь жизнь и здоровье трудящихся.

«Обучающий семинар по охране труда»

На записи эффективное и качественное обучение по теме «Охрана труда». Учебная программа согласованна с Государственной инспекцией по труду.

Если у Вас остались какие-то вопросы, обращайтесь по телефону:
8 (800) 777-08-62 доб. 146
P.S. – Звонок с территории РФ бесплатный.

Источник: https://www.nalog.ru/

Источник: http://dokymenta.ru/biznes/ohrana-truda-1527/

Нормативные документы по охране труда / перечень 2018, ТК РФ

Основные законы и нормативные акты об охране труда

Работодатель обязан обеспечить работникам безопасные условия труда. Требования к производственным условиям содержатся в многочисленных нормативных документах. Их мы собрали для вас в удобные таблицы.

Из чего состоит законодательство Российской Федерации об охране труда

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся во множестве законодательных актов РФ. Они подлежат применению для всех компаний независимо от формы собственности и численности коллектива.

Уклонение от их применения, игнорирование существующих норм приведет к штрафным санкциям. Размер штрафов определяется исходя из тяжести последствий допущенного нарушения. “Компаниям-рецидивистам” же грозит ответственность в увеличенном масштабе.

Величину штрафов устанавливает ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Нормативные акты по охране труда делятся на акты федерального и муниципального уровня.

На федеральном уровне действуют:

  • кодексы;
  • федеральные законы;
  • постановления, приказы, СНиПы, СаНПины, ГОСТы;
  • другие акты, описывающие требования к ОТ на предприятиях, а также отраслевые и межотраслевые соглашения.

Издавать нормативные правовые акты имеют право как субъекты РФ, так и муниципальные образования. Они не должны противоречить федеральному законодательству.

Охрана труда в ТК РФ

В список нормативных документов по охране труда входит Трудовой кодекс РФ. Данной теме отведен Раздел 10. Он включает статьи с 209 по 231. ТК не только содержит требования к работодателю, но и создает законодательную основу для обеспечения защиты прав трудящихся.

Скачать Раздел 10 ТК РФ

Найдите нужный вам образец документа в самой полной библиотеке шаблонов Справочной системы “Охрана труда”. Эксперты составили уже 2506 шаблонов!

10 раздел ТК РФ состоит из 4 глав (33-36). Понятие “охрана труда” в Трудовом кодексе РФ содержится в главе 33, где также разъясняются основные термины, направления государственной политики по ОТ.

Меры государственной политики в рассматриваемой области направлены, прежде всего, на сохранение жизни и здоровья граждан. Эта цель достигается, в частности, путем установления нормативов и требований к системе ОТ на предприятии.

Подробное их описание приводится в главе 34 ТК РФ.

Государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются органы, которые могут производить контроль выполнения требований безопасности.

В частности, в главе 35 ТК РФ определяется право Правительства РФ производить контроль своими силами или путем делегирования полномочий другим структурам.

Немаловажную роль играет так называемый “самоконтроль”, то есть проведение оценочных мероприятий по ОТ внутри компании своими силами.

Последняя глава устанавливает права и гарантии для сотрудников предприятия. Прописаны компенсации, на которые может рассчитывать гражданин, если его условия труда отклоняются от нормальных, подробно приводятся действия нанимателя при несчастных случаях.

В настоящее время на рассмотрении находится проект поправок к 10 Разделу ТК, подготовленный Минтрудом. Внесение этих изменений предполагается в конце 2018 года.

Нормативные акты по охране труда (перечень)

Российское законодательство по ОТ содержит столь обширный перечень законов, подзаконных актов, правил, норм и инструкций, что в них немудрено заблудиться. Мы собрали подборку, чтобы помочь вам определить, чему из данного многообразия отдается приоритет, а какая нормативная документация уже не действуют.

Федеральные законы

НазваниеДата вступления в силуПрименение
Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ”О специальной оценке условий труда” Описаны правила проведения спецоценки условий труда, приведены критерии отнесения условий к вредным или опасным, а также приводится описание гарантий и компенсаций для персонала 1 января 2014 г. Если до 31 декабря 2018 года не провести СОУТ, в январе ГИТ начнет штрафовать. Как успеть провести спецоценку в срок и не переплатить? Читайте ответы на 8 вопросов, которые возникают у каждого, кто берется за СОУТ.
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ”Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” Порядок соц. страхования при несчастных случаях на производствах с вредными и опасными факторами. Установление компенсаций или гарантий для лиц, занятых на таких работах

Источник: https://www.trudohrana.ru/article/103434-qqq-17-m11-normativnye-dokumenty-po-ohrane-truda

Основные законы и нормативные акты об охране труда

Основные законы и нормативные акты об охране труда

Законодательство, относящееся к вопросам охраны труда, является основой для применения норм на каждом отдельном предприятии или организации.

Все внутренние документы, инструктажи, журналы, создаются и ведутся исключительно с учетом актов, действующих на данный момент, и содержат либо общую информацию, которая касается данной сферы, или указывают на особенности, применимые в конкретном регионе или определенной отрасли.

Законодательство РФ регулирует вопросы посредством следующих нормативных актов:

  1. Конституция РФ, определяющая основные права, которыми могут пользоваться лиц, в том числе и в плане безопасного труда и особых условий работы.
  2. ФЗ РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
  3. Трудовой кодекс РФ.
  4. Гражданский кодекс РФ.
  5. Прочие законы федерального масштаба и нормативные акты отдельных субъектов Российской Федерации, которые относятся к охране труда (далее – ОТ).

Основные направления, которые отражаются в законодательстве:

  1. Установление основного приоритета в плане сохранения жизни и здоровья работников и сотрудников предприятий и организаций.
  2. Реализация всех программ, осуществление государственного контроля и управления в данной сфере.
  3. Осуществление надзора за соблюдением существующих норм.
  4. Проведение при необходимости расследований и учета несчастных случаев, а также заболеваний, которые отнесены к профессиональным.
  5. Установление обязательства выплаты компенсаций тем лицам, которые заняты на тяжелой работе или трудоустроены на предприятии или организации с вредными или опасными условиями труда.
  6. Осуществление координации с другими нормативными и законодательными актами, принятие зарубежного опыта в данной сфере и перенесение его в плане изменений в законодательстве и внедрении новых мер защиты.
  7. Принятие государством участия в финансировании всех проводимых мероприятий, осуществление подготовки квалифицированных кадров.
  8. Организация ведения учета и статистической отчетности как в общем по существующим условиям труда, так и по данным о производственном травматизме, заболеваниях, связанных с родом профессии, и материальных последствиях таких событий.
  9. Посредством государственной поддержки и создания специальных нормативных актов обеспечение нормального функционирования единой системы охраны труда.
  10. Осуществление мер по увеличению мероприятий и действий, направленных на международное сотрудничество государственных органов и коммерческих организаций с другими организациями и компаниями, чей опыт будет полезен в рамках усовершенствования законодательства.
  11. Осуществление мер, направленных на проведение эффективной политики, в том числе и в рамках налогообложения для создания более безопасных условий труда, внедрения новых технологий и обеспечения средств защиты работников как индивидуального, так и коллективного назначения.
  12. Урегулирование общего порядка обеспечения сотрудников организации и предприятий в плане защиты работников и предоставления им возможности восстановления за счет средств на санаторно-курортное лечение.

Стоит отметить, что все действующие нормы и правила могут реализовываться и соблюдаться только при том условии, что как руководство организаций, так и сами сотрудники предприятий и компаний будут обладать информацией о всех правилах и нормах и неукоснительно придерживаться их и передавать полученные знания вновь поступающим.

Кроме того, особое значение имеет своевременное получение информации обо всех нововведениях, которые имеют место в плане законодательства и мер, направленных на усиление мер по защите сотрудников.

Федеральный закон

Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» был принят еще в июне 1999 года. В 2006 году он утратил свою силу и его положения были внесены в ТК РФ, который и впоследствии стал основным правовым актом. По своей структуре ФЗ №181 делится на следующие главы:

  1. Общие положения, определяющие основы регулирования. Рассматриваются основные понятия, касающиеся как самих норм, так и факторов производства, которые могут оказывать влияние в плане вреда. Отражаются безопасные условия, существующие и рекомендованные к применению средства индивидуальной и коллективной защиты, государственные требования, касающиеся данной сферы. Указываются полномочия, которыми обладают государственные органы в сфере регулирования и осуществления контроля по вопросу соблюдения всех мер и выполнения действий.
  2. Права работников и имеющиеся у них гарантии, которые направлены на обеспечение трудовой деятельности в надлежащих для них условий.
  3. Обеспечение общих мер.
  4. Осуществление государственного контроля и дальнейшего надзора за выполнением предписаний.
  5. Несение ответственности теми сотрудниками и должностными лицами, а также руководителями за нарушение законодательства.

Новое в законодательстве

За последний год был подготовлен ряд изменений, которые уже были приняты и на данный момент отражены в действующих законодательных актах. Основные изменения:

  1. Установлена продолжительность рабочего времени, перерыва для отдыха сотрудников и питания отдельно в летнее время в количестве двух часов для тех работников, чьи условия труда считаются вредными или опасными.
  2. Отдельно установлена очередность предоставления работникам ежегодных основных отпусков, которые являются оплачиваемыми. Такие отпуска полагаются тем сотрудникам, которые являются семейными и имеют трех и более детей, находящихся в возрасте до 12 лет.
  3. Определено предоставление гарантий и компенсаций тем сотрудникам, которые выполняют трудовые обязанности в районах Крайнего Севера или в тех местностях, которые к ним приравнены.
  4. Указаны некоторые моменты, которые принадлежат к части урегулирования трудовых споров, в том числе и тех, какие касаются вопросов обеспечения надлежащих условий охраны труда.
  5. Актуализирована новая действующая редакция стандарта, определяющего безопасность труда, который утвержден Приказом Министерства социального развития. В частности, в ней уточнены нормы предоставления сотрудникам смывающих и обеззараживающих веществ, а также регламентирован контроль за комиссией по решению относительно вредности условий труда по тем или иным факторам, присутствующим на рабочем месте и оказывающим влияние на работников.
  6. Несколько изменен перечень вредных и (или опасных) производственных факторов, при выполнении которых должны проводиться обязательные предварительные или периодические медицинские осмотры.
  7. Изменен действующий порядок относительно обучения и осуществления проверки имеющихся знаний работниками организаций, в том числе и занимающих руководящие должности, и тех, какие несут ответственность по своему отдельному подразделению.
  8. Определены несколько измененные формы по предоставлению отчетности организациями и индивидуальными предпринимателями.
  9. Несколько усовершенствован механизм предупреждения травматизма на производстве.
  10. Исключены некоторые моменты, которые ранее допускали пересечение в дублировании полномочий по органам власти в сфере регулирования и надзора.

На данный момент дополнительными нормативными документами, которые в той или иной степени касаются охраны труда, определяются прочие моменты, регулирующие отдельные вопросы. Так, законами раскрываются следующие моменты:

  1. Необходимость обязательного социального страхования от несчастных случаев.
  2. Тарифы, которые могут применяться в обязательном социальном страховании при несчастных случаях.
  3. Промышленная безопасность, касающаяся производственных объектов.
  4. Необходимость получения лицензии на отдельные виды деятельности организаций.
  5. Пожарная безопасность.
  6. Техническое регулирование.
  7. Основы составления коллективных договоров и соглашений.

Общие вопросы по охране труда рассмотрены в данной лекции.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/kadry/oxrana-truda/ob-ohrane/zakonodatelstvo.html

Нормативные документы по охране труда. Нормативно-правовые акты :

Основные законы и нормативные акты об охране труда

Охрана труда предполагает наличие нормативно-правовой системы, функционирование которой ориентировано на обеспечение нормальных и безопасных условий осуществления профессиональной деятельности работниками предприятий.

В обязанности руководителей входит разработка и реализация различных профилактических, санитарно-гигиенических, реабилитационных и иных мероприятий.

Рассмотрим далее, какие существуют в настоящее время нормативно-правовые документы по охране труда и промбезопасности.

Специфика формирования информационной базы по ОТ

В соответствии с требованиями, установленными ГОСТ Р 12.0.006-2002, на предприятии должны быть обеспечены:

  1. Передача сведений об условиях и мероприятиях по охране труда между подразделениями и управлениями, функционирующими на различных производственных уровнях.
  2. Предоставление информации заинтересованным сторонам.

В организации должна быть разработана документация по охране труда. Ее оформление может осуществляться как на бумажных, так и на электронных носителях.

Нормативные документы по охране труда должны легко идентифицироваться, являться доступными для прочтения и понимания, сопровождаться указанием дат введения в действие и его продолжительности.

На предприятии устанавливаются методы и определяются обязанности, связанные с разработкой и обновлением сведений по ОТ.

Особенности контроля

На предприятии необходимо разрабатывать и реализовывать методы надзора за состоянием документации и актуальностью сведений. Такой контроль необходим для:

  1. Периодического анализа информации, корректировки и повторного утверждения ответственными лицами.
  2. Обеспечения доступности копий учтенных документов и данных на всех рабочих местах.
  3. Своевременного изъятия отмененных положений и неактуальной информации.

Кабинет ОТ

Его рекомендуется создавать в качестве неотъемлемого компонента системы информирования служащих об их обязанностях и правах в сфере охраны труда, состоянии рабочих условий на предприятии в целом и отдельных подразделениях в частности.

Кроме этого, в кабинетах ОТ осуществляется ознакомление с положениями, инструкциями и пр. Они создаются в соответствии с постановлением Минтруда № 7 от 17 янв. 2001 г.

Рекомендуется разбивать тематическую структуру кабинетов на специальный и общий разделы.

Перечень нормативных документов

В список положений включены:

  1. Государственные требования ОТ. Они представляют собой правила, критерии, процедуры, ориентированные на сохранение здоровья, жизни персонала при осуществлении им профессиональной деятельности. Данные требования присутствуют в федеральных и региональных законах.
  2. Требования по промышленной безопасности. Они представлены в виде ограничений, запретов, условий и иных предписаний. Данные требования содержатся в ФЗ № 116, госстандартах, инструкциях, применяемых в соответствии с указанным законом.

В перечень нормативных документов также входят соответствующие указы президента, правительственные постановления, предписания федеральных исполнительных структур, региональных и местных органов. В них также присутствуют требования ОТ и ПБ.

Локальные предписания

Эти акты по охране труда разрабатываются непосредственно на предприятии в соответствии с положениями ТК. Руководитель единолично утверждает штатное расписание, инструкции, распоряжения, приказы, положения о персонале, комиссии по спорам, организации работы по ОТ и пр. Директор предприятия также принимает такие нормативные документы по охране труда, как:

  1. Положение о правилах обучения и проверке знаний по ОТ.
  2. Список профессий и деятельности, к которым предъявляются повышенные требования.
  3. Перечень видов работ и мест производств по наряду-допуску.
  4. Список сотрудников, обязанных проходить медосвидетельствование.
  5. Технологические регламенты.
  6. Список тяжелых и вредных работ, привлечение к которым лиц до 18-ти лет и женщин не допускается.

При разработке правил распорядка, графиков сменности, положений по зарплате и нормам учитывается мнение представительной структуры работников. Утверждение инструкций по ОТ, очередности предоставления отпусков, норм продолжительности вахты, режимов отдыха и труда производится по согласованию с выборным профсоюзным органом.

Дополнительно

Локальные нормативные документы по охране труда включают в себя требования ПБ. В соответствии с ФЗ № 116, на предприятии должны приниматься:

  1. Распоряжения, приказы, в том числе о распределении обязанностей по соблюдению и контролю выполнения требований.
  2. Положения о производственном надзоре, специализированных участках, функциональных службах.
  3. Должностные инструкции.
  4. Положения о системе нарядов.
  5. Инструкции по использованию спецобуви, спецодежды и прочих СИЗ.
  6. Планы по проведению мероприятий по обеспечению реализации требований ПБ.
  7. Инструкции по безопасному осуществлению работ.

Нормативные документы по охране труда и ПБ содержат в себе также планы проведения контрольно-профилактических ревизий, положения о правилах поведения при возникновении аварий и их расследовании.

Соглашение по ОТ

В качестве одного из ключевых принципов регулирования взаимодействия между нанимателем и персоналом выступает социальное партнерство в области охраны труда. Основными его формами являются коллективный и трудовой договоры. Посредством первого реализуются обязанности работодателя и права сотрудника.

В коллективном договоре содержатся положения по улучшению условий профессиональной деятельности. Соглашение рассматривается в качестве правовой формы планирования и осуществления мероприятий. В договоре должны четко прописываться профилактические меры, сроки их реализации, ответственные лица, объемы материальных и финансовых расходов.

В соответствии с этим документом формируются месячные и квартальные планы по конкретным подразделениям организации.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-normativnye-dokumenty-po-oxrane-truda-normativno-pravovye-akty.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.