Организация и проведение аттестации рабочих мест

Содержание
  1. 5.2. Организация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
  2. 5.3. Порядок проведения сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда
  3. 5.4. Организация обучения, инструктирования и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов
  4. С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда
  5. Кто должен проводить специальную оценку
  6. Какие рабочие места подлежат специальной оценке
  7. Как часто проводить спецоценку
  8. Как начать специальную оценку
  9. Проведение спецоценки и оформление ее результатов
  10. Где используются результаты специальной оценки
  11. Чем грозит отказ от спецоценки
  12. Все работодатели должны проводить аттестацию рабочих мест
  13. Аттестация рабочих мест
  14. Кто должен проводить аттестацию
  15. Аттестующие организации
  16. Периодичность аттестации
  17. Аттестационная комиссия
  18. Результаты аттестации
  19. Ответственность
  20. Штрафы за правонарушения в сфере охраны труда
  21. Стоимость проведения аттестации
  22. Компенсации за вредные условия труда и налогообложение компенсаций
  23. Сертификация организации работ
  24. Как провести аттестацию рабочих мест
  25. Сроки аттестации
  26. Аттестация рабочих мест и штрафы
  27. Кто проводит аттестацию?
  28. Порядок проведения аттестации
  29. Стоимость аттестации рабочих мест

5.2. Организация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

Организация и проведение аттестации рабочих мест

Аттестация рабочих мест по условиямтруда является важной составляющейор-ганизации охраны труда на предприятии.Задачами аттестации рабочих местявляются:

  • определение фактических значений опасных и вредных произ­водственных факторов на этих рабочих местах;
  • оценка фактического состояния условий труда на рабочих мес­тах;
  • предоставление льгот и компенсаций за работу с вредными и тяжелыми условиями труда;
  • разработка мероприятий по улучшению и оздоровлению усло­вий труда.

Аттестацию рабочих мест по условиямтруда осуществляет аттеста­ционнаякомиссия предприятия.

Проведение аттестации рабочих мествключает следующие этапы:

  • определение фактических значений опасных и вредных произ­водственных факторов на рабочих местах;
  • оценка фактического состояния условий труда на рабочих мес­тах;
  • разработка мероприятий по улучшению и оздоровлению усло­вий труда.

Результаты работы аттестационнойкомиссии предприятия оформ­ляютсядокументом, на основании которогосоздается план меропри­ятий предприятияпо улучшению условий труда.

5.3. Порядок проведения сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда

Согласно статье 14 Основ новые илиреконструируемые производ­ственныеобъекты и средства производства немогут быть приняты в эксплуатацию, еслиони не имеют сертификата безопасности,выдава­емого в установленном порядке.

На действующих предприятиях согласноположению о сертифика­ции оформляетсясоответствующий сертификат безопасности.

В соответствии с этим Правительство РФприняло постановление от 6 мая 1994 г. №485 «О проведении обязательной сертификациипостоянных рабочих мест на производственныхобъектах, средств производства,оборудования для средств коллективнойи индивидуаль­ной защиты».

Даннымпостановлением возложены на МинтрудаРФ организация и проведение в течение1994—1998 годов совместно с федеральнымиорганами надзора, другими заинтересованнымифеде­ральными органами исполнительнойвласти, органами исполнитель­нойвласти субъектов РФ работ по обязательнойсертификации постоянных рабочих местна производственных объектах насоответ­ствие требованиям охранытруда.

Планируется разработать Положение опроведении работ по сер­тификации идругие документы для создания системысертификации и регистрации ее вГосстандарте России.

5.4. Организация обучения, инструктирования и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов

Наличие квалифицированного персоналана предприятии — одно из важнейшихусловий безопасности труда на производстве.Поэтому на предприятиях должна создаватьсяспециальная система обучения работниковпо охране труда.

Согласно статьям 9 и 14 Основ работодательобязан обеспечить обучение, инструктажработников и проверку знаний работникомнорм, правил и инструкций по охранетруда.

Работа по обучению руководителей испециалистов регулируется типовымПоложением о порядке обучения и проверкизнаний по охране труда руководителейи специалистов предприятий, учрежденийи организаций, утвержденным постановлениемМинистерства труда РФ от 12 октября 1994года № 65. Положением предусмотренообяза­тельное обучение и проверказнаний по охране труда всех работниковпредприятий, включая руководителей.

Обучение и проверка знаний по охранетруда рабочих проводятся в соответствиис ГОСТ 12.0.004—90 «ССБТ. Организация обученияпо безопасности труда. Общие положения»,который в настоящее время перерабатывается.

Обучению и проверке знаний подлежат:

  • руководители и специалисты предприятий, а также лица, зани­мающиеся предпринимательской деятельностью, связанные с органи­зацией, руководством и проведением работы непосредственно на рабочих местах и производственных участках с осуществлением над­зора и технического контроля за проведением работ;
  • инженерные и педагогические работники профессиональных образовательных учреждений.

Проверка знаний по охране трудапоступивших на работу руково­дителейи специалистов проводится не позднееодного месяца после назначения надолжность, для работающих — периодически,не реже одного раза в три года.

Проверку знаний по охране трударуководителей и специалистов,осуществляемую в соответствии с Типовымположением, на объектах, подконтрольныхспециально уполномоченным органамнадзора и кон­троля (ГосгортехнадзоруРоссии, Главгосэнергонадзору России,Госа­томнадзору России и др.),рекомендуется совмещать с проверкойзнаний, проводимой в порядке, установленномэтими органами.

Ответственность за организациюсвоевременного и качественного обученияи проверку знаний по охране труда вцелом по предприятию возлагается наего руководителя, в подразделениях(цех, участок, отдел, лаборатория,мастерская и др.) — на руководителяподразделения.

Поступившие на предприятие руководителии специалисты прохо­дят вводныйинструктаж, который проводит инженерпо охране труда или лицо, на котороеприказом руководителя предприятиявозложены эти обязанности.

При этом они должны быть ознакомлены:

  • с состоянием условий и охраны труда, производственного трав­матизма и профессиональной заболеваемости на предприятии (в под­разделении);
  • с законодательными и иными нормативными правовыми акта­ми по охране труда, коллективным договором (соглашением) на пред­приятии;
  • со своими должностными обязанностями по обеспечению ох­раны труда на предприятии (подразделении);
  • с порядком и состоянием обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

Внеочередная проверка знаний по охранетруда руководителей и специалистовпредприятий проводится независимо отсрока проведе­ния предыдущей проверки:

  • при введении в действие на предприятии новых или перерабо­танных (дополненных) законодательных и иных нормативных право­вых актов по охране труда;
  • при изменениях (замене) технологических процессов и обору­дования, требующих дополнительных знаний по охране труда обслу­живающего персонала;
  • при назначении или переводе на другую работу, если новые обязанности требуют от руководителей и специалистов дополнитель­ных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих долж­ностных обязанностей);
  • по требованию государственной инспекции труда субъектов РФ при установлении недостаточных знаний;
  • после аварий, несчастных случаев, а также при нарушении руководителями и специалистами или подчиненными им работниками требований нормативных правовых актов по охране труда;
  • при перерыве в работе в данной должности более одного года.

Непосредственно перед очередной(внеочередной) проверкой зна­ний поохране труда руководителей и специалистоворганизуется специальная подготовкас целью углубления знаний по наиболееважным вопросам охраны труда (краткосрочныесеминары, беседы, консультации и др.). Одате и месте проведения проверки знанийработник должен быть предупрежден непозднее чем за 15 дней.

Для проведения проверки знаний по охранетруда руководителей и специалистов напредприятиях приказом (распоряжением)их руководи­телей создаются комиссиипо проверке знаний (одна или несколько).

В состав комиссий по проверке знанийпо охране труда руководи­телей испециа-листов предприятий включаютсяруководители и спе­циалисты службохраны труда, главные специалисты(технолог, механик, энергетик и др.

),государственные инспекто-ры по охранетруда (по согласованию с ними), представителисоответствующего вы-борного профоргана,а в случаях проведения проверки знанийсовместно с другими надзорными органами— представители этих органов (посогласованию с ними).

Проверка знаний по охране трударуководителей и специалистов предприятий,численность которых не позволяет создатькомиссию по проверке знаний, а такжелиц, занимающихся предпринимательскойдеятельностью, связанной с работами, ккоторым предъявляются до­полнительныетребования по охране труда, инженерныхи педагоги-че­ских работниковпрофобразовательных учреждений должнапроводиться в комиссиях по проверкезнаний учебных центров, комбинатов,институтов, имеющих разрешение органовуправления охраной труда субъектов РФна проведение обучения и проверку знанийпо охране труда, или в комиссиях этихорганов управления.

Проверка знаний по охране трударуководителей и специалистов предприятийпроводится с учетом их должностныхобязанностей и характера производственнойдеятельности, а также по тем норматив­нымактам по охране труда, обеспечение исоблюдение требований которых входитв их служебные обязанности.

Для предприятий негосударственных формсобственности перечни контрольныхвопросов разрабатываются комиссиямиучебных центров, комбинатов, институтов,имеющих разрешение органов управленияохраной труда субъектов РФ на проведениеобучения и проверку знаний по охранетруда, или этими органами управления.

Учебные центры, институты получаютразрешение в соответствии с «Примернымпорядком выдачи разрешений на обучениеи проверку знаний по охране трударуководителей и специалистов предприятий,учреждений, организаций», утвержденноеПостановлением Министер­ства трудаРФ от 8 декабря 1994 № 76.

Результаты проверки знаний по охранетруда руководителей и специалистовпредприятий оформляются протоколами.

Удостоверения о проверке знаний поохране труда действительны на всейтерритории России, в том числе дляработников, находящихся в командировке.

Обучение по вопросам охраны трударуководителей и специалистов предприятийпроводится по программам, разработанными утвержден­ным предприятиями илиучебными центрами, комбинатами,институ­тами, имеющими разрешениеорганов управления охраной трудасубъектов РФ на проведение обучения ипроверку знаний по охране труда, всоответствии с типовыми программами.

Типовые программы обучения по вопросамохраны труда руково­дителей испециалистов предприятий разрабатываютсяи утверждаются соответствующимиминистерствами, ведомствами, органамиуправле­ния охраной труда субъектовРФ.

Контроль за своевременным проведениемпроверки знаний по охране трударуководителей и специалистов предприятийосуществля­ется государственнойинспекцией труда.

Источник: https://StudFiles.net/preview/652146/page:37/

С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда

Организация и проведение аттестации рабочих мест

В конце прошлого года законодатели приняли Федеральный закон от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Согласно этому документу на смену аттестации рабочих мест пришла спецоценка, проводить которую должны все без исключения работодатели.

Кроме того, в целый ряд законов внесены изменения, связанные со спецоценкой. В частности, увеличен административный штраф за отказ от специальной оценки и ужесточено уголовное наказание лиц, по вине которых произошел несчастный случай на производстве.

Соответствующие поправки утверждены Федеральным законом от 28.12.13 № 421-ФЗ.

В 2013 году и ранее работодатели проводили аттестацию рабочих мест. Данная обязанность была закреплена за ними в статье 212 ТК РФ (подробнее об этом читайте в материале «Аттестация рабочих мест: общие правила и отдельные нюансы»).

С начала 2014 года на смену аттестации пришла специальная оценка условий труда. Соответствующие поправки внесены в Трудовой кодекс, где само понятие «аттестация рабочих мест» теперь отсутствует.

Определение специальной оценки условий труда и правила ее проведения приведены в недавно принятом Федеральном законе от 28.12.13 № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ).

В нем говорится, что спецоценка — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника.

По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

Кто должен проводить специальную оценку

Обязанность по проведению и финансированию спецоценки лежит на работодателях. Это следует из статьи 212 ТК РФ (в новой редакции) и из части 1 статьи 8 Закона № 426-ФЗ. Таким образом, специальную оценку должны проводить все без исключения компании, а также ИП, принявшие на работу сотрудников.

Что касается предпринимателей без наемного персонала, то они не являются работодателями, поэтому проводить спецоценку им не нужно. Но как только в штате появится хотя бы один сотрудник, предпринимателю придется организовать специальную оценку вновь созданного рабочего места.

Физические лица без статуса ИП, нанявшие работников, спецоценку не проводят. Эта норма закреплена в статье 3 Закона № 426-ФЗ.

Какие рабочие места подлежат специальной оценке

Существует ряд отличий между перечнем рабочих мест, которые подлежали аттестации, и рабочими местами, которые подлежат специальной оценке.

Так, аттестацию назначали только в отношении мест, где использовался ручной инструмент, оборудование, механизмы, машины, установки, устройства, аппараты и транспортные средства, и где присутствовали источники опасности. Для специальной оценки подобные ограничения не установлены. Другими словами, ее необходимо проводить независимо от наличия (либо отсутствия) вышеперечисленных факторов.

Еще одно отличие касается рабочих мест надомников и дистанционных работников. Такие места подлежали аттестации на общих основаниях. Но теперь в Законе № 426-ФЗ четко сказано: в отношении условий труда надомников и тех, кто трудится удаленно, специальную оценку проводить не нужно.

Особого внимания заслуживают рабочие места офисных сотрудников. Прежде не было ясности, нужно ли подвергать их аттестации (подробнее об этом см.

«Минтруд: организации обязаны проводить аттестацию рабочих мест в офисе»). Но теперь повода для разногласий нет, поскольку никаких исключений для офиса в Законе № 426-ФЗ не сделано.

Это значит, что спецоценку рабочих мест офисного персонала нужно проводить в обязательном порядке.

Как часто проводить спецоценку

По общему правилу специальную оценку необходимо проводить не реже, чем один раз в пять лет. Если же рабочее место было аттестовано, то спецоценку можно назначить через пять лет после завершения аттестации.

При этом предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана, то есть ранее вышеуказанного срока. Прежде всего, это ввод в эксплуатацию новых рабочих мест.

Далее следуют изменение технологического процесса, состава применяемых материалов и прочие нововведения, которые способны повлиять на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов.

Также внеплановая спецоценка обязательна при несчастном случае на производстве или профзаболевании, причиной которых послужили вредные или опасные условия труда. Наконец, поводом для внеплановой спецоценки может послужить предписание инспектора труда или мотивированное предложение выборных органов первичной профсоюзной организации.

Как начать специальную оценку

Чтобы начать спецоценку условий труда, работодатель должен предпринять следующее: создать комиссию и заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией, которая специализируется на проведении спецоценки.

В комиссию включаются представители работодателя, профсоюзные деятели (если в компании есть первичная профсоюзная организация), а также штатный или сторонний специалист по охране труда. Если работодатель является субъектом малого предпринимательства, то в комиссию должен входить руководитель либо ИП. Возглавить комиссию должен представитель работодателя или сам работодатель.

Сторонняя организация, проводящая спецоценку — это юридическое лицо, которое соответствует трем критериям. Во-первых, по уставным документам основным видом деятельности является специальная оценка условий труда. Во-вторых, в штате есть не менее пяти экспертов, получивших сертификаты на выполнение работ по спецоценке.

Причем, как минимум один из экспертов должен быть врачом по общей гигиене, либо врачом по гигиене труда или врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.

В-третьих, в организации есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Соответствующие организации и эксперты должны быть занесены в специальный реестр. Кроме того, выбранная работодателем организация, проводящая спецоценку, должна быть по отношению к нему независимым лицом.

Проведение спецоценки и оформление ее результатов

В ходе специальной оценки эксперты сторонней организации исследуют рабочие места на наличие или отсутствие вредных и (или) опасных производственных факторов. Рабочие места, на которых подобные факторы не выявлены, заносятся в декларацию. Эту декларацию нужно представить в трудовую инспекцию. Форма и порядок подачи будет разработан и утвержден специалистами Минтруда.

Рабочие места, на которых выявлены вредные или опасные факторы, подвергаются испытаниям и измерениям. По их итогам каждому рабочему месту присваивается класс условий труда. Всего такие классов четыре: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени.

По окончании спецоценки комиссия составляет отчет, куда включается ряд сведений. Среди них перечень рабочих мест с указанием выявленных вредных или опасных факторов, протоколы испытаний и измерений, заключение эксперта и проч. Форму отчета и инструкцию по его заполнению должны утвердить специалисты Минтруда России.

Далее работодатель должен ознакомить с отчетом каждого работника под роспись. Сделать это нужно в общем случае в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же период сводные данные спецоценки необходимо разместить на официальном сайте компании (при его наличии).

Где используются результаты специальной оценки

В числе прочего, результаты спецоценки используются при заполнении формы 4-ФСС. На основании этих данных сотрудники фонда соцстрахования определяют, какой размер скидки или надбавки по взносам «на травматизм» нужно установить для того или иного страхователя (подробнее об этом см. «Как ФСС рассчитывает скидки и надбавки к страховому тарифу»).

Правда, в действующей форме 4-ФСС, утвержденной приказом Минтруда от 19.03.13 № 107н, предусмотрены поля для результатов аттестации, а поля для результатов спецоценки отсутствуют. Но, скорее всего, в ближайшее время в бланк будут внесены соответствующие изменения. А пока этого не произошло, допустимо, на наш взгляд, ставить данные по специальной оценке в действующую форму.

Кроме того, результаты спецоценки служат основанием для назначения дополнительных тарифов по взносам в ПФР. Из статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ следует, что в зависимости от класса и подкласса значение тарифа может колебаться от 0 до 8 процентов (см. таблицу).

Таблица

Значения дополнительных тарифов пенсионных взносов

Класс условий трудаПодкласс условий трудаДополнительный тариф взносов в ПФР
Опасный48 %
Вредный3.47 %
3.36 %
3.24 %
3.12 %
Допустимый20 %
Оптимальный10 %

Также результаты спецоценки применяются для организации медосмотров, для разработки мероприятий по улучшению условий труда и для иных целей. Полный перечень таких целей приведен в статье 7 Закона № 426-ФЗ.

Если последняя аттестация рабочих мест проводилась менее пяти лет назад, то ее результаты приравниваются к результатам специальной оценки.

После истечения пятилетнего срока с даты завершения последней аттестации ее результаты аннулируются, и работодатель должен провести спецоценку.

Чем грозит отказ от спецоценки

Если специальная оценка условий труда не проводилась, работодателя могут привлечь к административной ответственности.

Сейчас санкции за данное правонарушение предусмотрены статьей 5.27 КоАП РФ. Размер штрафа составляет для должностных лиц от 1 000 до 5 000 руб., и для юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб. Возможен и другой вариант наказания — приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Начиная с 2015 года в случае отказа от спецоценки инспекторы станут применять новую норму, а именно — статью 5.27.1 КоАП РФ. Величина штрафа будет составлять для должностных лиц и ИП от 5 000 до 10 000 руб., и для юридических лиц — от 60 000 до 80 000 руб. Предусмотрен и более мягкий вариант наказания — предупреждение.

Если нарушение будет совершено повторно, размер санкции увеличится и составит для должностных лиц и ИП от 30 000 до 40 000 руб., для юридических лиц — от 100 000 руб. до 200 000 руб..

Вместо штрафа повторно провинившихся должностных лиц смогут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет, а деятельность ИП и организаций приостановить на срок до девяноста суток.

Если же на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. А если вина будет доказана, руководителя привлекут к уголовной ответственности по статье 143 УК РФ.

Эта статья подразумевает наказание в виде штрафа в размере до 400 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до восемнадцати месяцев.

Есть и другой вариант наказания — исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на срок до одного года.

В случае смерти сотрудника руководителя могут лишить свободы, либо направить на принудительные работы на срок до четырех лет. А в случае смерти двух и более сотрудников руководителю грозит лишение свободы или принудительные работы на срок до пяти лет.

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2014/1/8226

Все работодатели должны проводить аттестацию рабочих мест

Организация и проведение аттестации рабочих мест

Аттестацию рабочих мест каждый работодатель обязан проводить каждые пять лет. С 2011 года работодатели при проведении аттестации руководствуются новым Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.

2011 №342н (далее – Приказ). Новый Приказ имеет ряд существенных отличий от ранее действовавшего Приказа №569.

И так, для чего проводят аттестацию, кому поручить проведение аттестации, какая ответственность ждет работодателя за уклонение от проведения аттестации рабочих мест?

Аттестация рабочих мест

Согласно ст.209 Трудового кодекса, аттестация рабочих мест по условиям труда – оценка состояния рабочих мест, условий труда для выявления опасных факторов, влияющих на здоровье работников и осуществления необходимых мероприятий для приведения рабочих мест в соответствие с нормативами.

Кто должен проводить аттестацию

Проводить аттестацию должны все работодатели, независимо от вида деятельности организации или ИП, независимо от организационно-правовой формы и применяемой системы налогообложения. При этом, аттестацию необходимо провести в отношении каждого рабочего места.

Аттестующие организации

Аттестацию могут проводить юридические лица, аккредитованные аттестующими организациями в установленном порядке. Такие компании включены в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

Для того, чтобы провести аттестацию рабочих мест, работодатель заключает гражданско-правовой договор с аттестующей организацией. Необходимо отметить, что организация, которой поручается проведение аттестации, должна быть независимой по отношению к работодателю.

Работодатель, должен оказывать содействие аттестующей организации, предоставлять необходимые документы, давать в устной и письменной форме необходимые разъяснения.

Аттестующая организация

  • На основе действующих нормативов определяет метод проведения оценок и измерений, состав специалистов, осуществляющих необходимые процедуры;
  • Проверяет наличие и полноту документации по обеспечению охраны труда у работодателя; 
  • Запрашивает у работодателя разъяснения по всем возникающим вопросам;
  • В случае отказа работодателя в предоставлении документов и разъяснений отказывает в проведении аттестации.

Периодичность аттестации

Аттестацию по каждому рабочему месту работодатели, согласно п.8 Порядка, должны проводить раз в пять лет.
В соответствии с п.п.47 и 48 Порядка, проводится внеплановая аттестация в следующих случаях:

  • организация новых рабочих мест – до истечения 60-ти рабочих дней после их ввода;
  • замена производственного оборудования;
  • изменение технологического процесса;
  • изменение средств коллективной и индивидуальной защиты;
  • проведение государственной экспертизы условий труда, которая была осуществлена для оценки качества ранее проведенной аттестации;
  • осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с нормативными требованиями;
  • проведение мероприятий по улучшению условий труда.

Аттестационная комиссия

Работодатель приказом утверждает состав аттестационной комиссии и график проведения работ. В состав комиссии входят:

  • Представитель работодателя;
  • Специалист по охране труда;
  • Представитель выборного профсоюзной организации или иного представительного органа работников;
  • Представитель аттестующей организации.

В ходе проведения мероприятий по аттестации, комиссия осуществляет следующие процедуры:

  • Контроль за проведением аттестации на всех этапах ее проведения;
  • Собирает и изучает пакет необходимых нормативных документов, организационные, распорядительные и методические акты, необходимые для проведения;
  • Составляет перечень, подлежащих аттестации, рабочих мест, в котором указывает факторы трудового процесса, факторы производственной среды, травмоопасности, обеспеченности работников СИЗ;
  • Проверяет и формирует предложения по приведению в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий, должностей руководителей, специалистов и служащих, наименований профессий и должностей, принятых в аттестуемой организации;
  • Каждому рабочему месту присваивает порядковый номер;
  • Заполняет карты аттестации и надлежащим образом их подписывает;
  • В случае необходимости в письменном виде представляет предложения об изменении или дополнении трудовых договоров касательно обязанностей работодателя и защиты интересов работника;
  • По окончании мероприятий по проведению аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с установленными нормами и требованиями охраны труда. При этом указываются источники финансирования и сроки их выполнения.

В процессе осуществления мероприятий по аттестации рабочих мест осуществляется оценка:

  • Соответствия условий труда гигиеническим нормам;
  • Травмоопасности рабочих мест;
  • Обеспеченности каждого работника средствами индивидуальной защиты;
  • Комплексная оценка условий труда.

Результаты аттестации

По результатам аттестации комиссия составляет отчет об аттестации.
Отчет рассматривается комиссией в течение десяти календарных дней. Комиссия подписывает протокол заседания и вместе с отчетом передает его работодателю.

Работодателю отводится десять рабочих дней для подписания приказа о завершении аттестации и утверждения отчета и представляет для ознакомления каждому работнику результаты аттестации его рабочего места.

Работники подтверждают ознакомление с результатами аттестации своей подписью.

В течение десяти календарных дней с момента издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета, работодатель направляет в инспекцию труда сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест и сведения об аттестующей организации.

Ранее действующий Приказ №569 предусматривал передачу документов в инспекцию труда, но сроки для передачи не были установлены. Теперь же работодателям следует придерживаться установленных сроков.

Обратите внимание, в новом Порядке исключены некоторые пункты об использовании результатов аттестации в целях наказания, в частности следующие пункты:

  • Обоснование решений об административном наказании в виде приостановления деятельности организации;
  • Рассмотрение вопроса о приостановлении эксплуатации зданий, машин, оборудования, осуществлении некоторых видов работ вследствие угрозы жизни и здоровью работников;
  • Решение вопроса о мерах ответственности применяемых в отношении лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда.

Ответственность

За непроведение аттестации ответственность, согласно ст.212 ТК РФ, несет работодатель. Ответственность установлена ст. 5.27 КОАП РФ.

Штрафы за правонарушения в сфере охраны труда

ответчиксанкции
Должностное лицо 1 раз1000-5000 (руб.)
Должностное лицо, ранее совершившее аналогичное правонарушениеДисквалификация на срок от одного года до трех лет
Индивидуальный предприниматель1000-5000 (руб.) либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Юридическое лицо30 000 – 50 000 (руб.) либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Подробнее о санкциях за нарушение трудового законодательстваХотим отметить, что планируется существенно повысить размер штрафов за нарушения трудового законодательства.

За проведение аттестации, за достоверность и полноту представленной в трудовую инспекцию информации несет работодатель. За достоверность результатов аттестации, достоверность результатов измерений и согласно п.52 Порядка, отвечает как работодатель, так и аттестующая организация.

Контроль и государственный надзор за соблюдением порядка проведения аттестации осуществляет Роструд. Право контроля также имеют профсоюзы.

Если работодатель провел аттестацию в соответствии с ранее действующим Приказом №569, то повторно не требуется ее проводить.

Согласно новому Приказу, результаты ранее проведенной аттестации, действительны до наступления очередного срока ее проведения.

Стоимость проведения аттестации

На сегодняшний день на территории России аккредитовано 622 аттестующих организаций, в Москве действует 61 организация.
На сайте Минздравсоцразвития http://rao.rosminzdrav.

ru/ можно посмотреть реестр таких организаций.
Стоимость проведения аттестаций зависит от разных факторов, в том числе от количества рабочих мест, сложности исследования и т.д.

В среднем стоимость аттестации одного рабочего места составляет 1000 – 7000 рублей.

Компенсации за вредные условия труда и налогообложение компенсаций

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах с вредными условиями труда, по результатам проведения аттестации, устанавливается в повышенном размере. В коллективном или трудовом договоре должен быть зафиксирован размер надбавки.Разъяснения по налогообложению таких выплат приведены в письме ФНС России от 06.09.2011 №ЕД-4-3/14453.Согласно подп.3 ст.

255 НК РФ, компенсационные выплаты, связанные с особыми условиями труда и режимом работы, в т.ч. надбавки за работу в тяжелых и вредных условиях, относятся к расходам на оплату труда. Соответственно, надбавки, установленные по результатам аттестации, работодатели вправе учитывать в расходах.

Работодатели, выплачивающие надбавки без проведения аттестации, не могут учитывать такие выплаты в расходах. Однако, суды придерживаются другой позиции. Так, ФАС Уральского округа в постановлении от 07.10.

2010 №Ф09-8271/10-СЗ по делу №А60-4798/2010-С10, постановил, что надбавки выплачиваемые в связи с вредными условиями труда, работодатели вправе включать в расходы независимо от проведения аттестации рабочих мест. Поскольку отсутствие аттестации не освобождает работодателя от обязанности производить дополнительные выплаты работникам, работающим в опасных и вредных условиях.

Помимо надбавки, согласно ст.219 ТК РФ, работникам, занятым на вредных работах, положена компенсация. Налоговые органы считают, что такие выплаты должны облагаться НДФЛ. Освобождаются компенсационные выплаты от НДФЛ только при одновременном наличии следующих условий:

  • Компенсация выплачивается по результатам проведенной аттестации рабочих мест;
  • Работодатель не может устранить выявленные тяжелые или опасные условия труда.

Однако, по мнению Министерства финансов, НДФЛ не облагаются компенсации, если они предусмотрены трудовыми и коллективными договорами с учетом рекомендаций, полученных от профсоюзных инспекторов по охране труда.
Обратите внимание, в связи с тем, что надбавки не являются компенсационными выплатами, при их выплате следует удерживать НДФЛ.

Сертификация организации работ

Работодатели, согласно ст.212 ТК РФ, помимо аттестации, обязаны обеспечить сертификацию организации работ по охране труда.

Малые предприятия вместо сертификации могут оформить декларацию соответствия, которая представляется в государственные органы в подтверждение соответствия условий труда нормативным требованиям.

Декларация соответствия сдается также после проведения аттестации рабочих мест.

С 2012 года работодатели обязаны сообщать в ФСС сведения о результатах аттестации и проведенных в обязательном порядке медосмотрах.

Фонд социального страхования, на основе результатов аттестации определяет размер скидки или надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При определении размера скидки или надбавки учитываются итоги работы страхователя за предшествующие три года.

Скидка не предоставляется, если у работодателя были страховые случаи со смертельным исходом.

Источник: https://paruscbp.ru/trebovaniya-nalogovix-organov/vse-rabotodateli-dolzhny-provodit-attestatsiyu-rabochikh-mest.html

Как провести аттестацию рабочих мест

Организация и проведение аттестации рабочих мест

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Аттестация проводится на основании Приказа Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 года №342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Основываясь на части второй ст.

212 ТК РФ аттестацию рабочих мест обязаны проводить все работодатели без исключений. Основная цель и задача данной процедуры – улучшение условий труда, а также выявление вредных и опасных производственных факторов. Процесс проведения аттестации включает в себя:

  • Сроки аттестации
  • Аттестация рабочих мест и штрафы
  • Кто проводит аттестацию?
  • Порядок проведения аттестации
  • Стоимость аттестации рабочих мест
  • гигиеническую оценку условий труда работников;
  • оценку травмобезопасности на предприятии;
  • оценка соответствия нормам безопасности труда используемых инструментов и оборудования на предприятии;
  • обеспеченность работников организации средствами индивидуальной защиты.

Сроки аттестации

Организация сама определяет, когда ей нужно проводить аттестацию. Однако по закону, проводить её нужно не реже одного раза в 5 лет! Важно знать, что если на вашем предприятии появляется новое рабочее место или изменено производственное оборудование рабочего места, то его необходимо аттестовать в течении 60 дней.

Многие работодатели путают аттестацию рабочих мест с аттестацией работников. Важно понять, что аттестуется именно рабочее место, а не работник! Например, в вашей организации может работать 5 человек, а рабочих мест может быть 2, 3 или даже 8. Некоторые работники могут выполнять разные задачи и занимать соответственно несколько рабочих мест, каждое из которых обязан аттестовать работодатель!

Аттестация рабочих мест и штрафы

За нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест могут применяться различные санкции: от выдачи предписаний на устранение нарушений до привлечения руководителей и должностных лиц к административной ответственности. Осуществить проверку аттестации рабочих мест может как прокуратура, так и инспекция по труду и занятости. Визит данных структур, как правило, не сулит ничего хорошего.

На сегодняшний день максимальный штраф за не проведение аттестации рабочих мест составляет 50 тысяч рублей. Или может проводится административное приостановление деятельности предприятия или организации на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ). Штраф для должностных лиц составляет от 1 до 5 тыс.

рублей. Однако в планах Министерства здравоохранения и социального развития стоит увеличение данной суммы в несколько раз. Увеличение штрафов позволит повысить степень ответственности работодателя за жизнь и здоровье работников и призовет многие организации провести аттестацию своих рабочих мест.

Кто проводит аттестацию?

Для того, чтобы провести аттестацию, в соответствии с законодательством, необходимо иметь аккредитацию на оказание услуг в области охраны труда согласно приказу Минздравсоцразвитие N205н от 01.04.

2010. Как правило, такие организации обладают собственной лабораторией и всем перечнем измерительного оборудования для проведения измерений. Привлечение таких организаций происходит на договорной основе.

Порядок проведения аттестации

Порядок проведения аттестации рабочих мест включает в себя:

  1. Формирование приказа по организации, в рамках которого создается специальная аттестационная комиссия, в которую входят специалисты аттестующей фирмы и сотрудники аттестуемой организации.

2) Определяется список рабочих мест, подлежащих аттестации. Далее устанавливается перечень опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах и рассчитывается стоимость аттестации.

3) Процесс исполнения аттестации рабочих мест по условиям труда, в рамках которого проводится оценка степени травмоопасности каждого рабочего места и определяется:

  • безопасность применяемого оборудования, инструментария и материалов, участвующих в процессе труда;
  • обеспеченность работников СИЗ и их соответствие фактическому воздействию вредных или опасных факторов;
  • уровень информированности каждого работника о мероприятиях по обеспечению безопасности труда.

4) Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, с приложением соответствующего пакета документов:

  • протоколы произведенных измерений;
  • карты аттестации рабочих мест на предприятии;
  • план мероприятий, направленный на улучшение санитарно-бытовых условий труда работников;
  • ведомости, приложения и прочие документы.

5) После проведения аттестации работодатель отправляет её результаты в государственную инспекцию труда.
Полученные документы по результатам аттестации используются в рамках:

  • сертификации производственных объектов, подтверждающей соответствие требованиям по организации охраны труда;
  • для расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного соцстрахования работников от несчастных случаев на производстве;
  • определения условий трудового договора и ознакомления работника с трудовым процессом;
  • разработки плана мероприятий, направленного на обеспечение безопасности труда;
  • определения порядка и размера компенсаций работникам;
  • выявления виновных в нарушении требований по охране труда и принятия соответствующих решений.

Стоимость аттестации рабочих мест

Стоимость услуг по аттестации зависит от количества рабочих мест на предприятии. Для средних и крупных предприятий, где имеется большое количество рабочих мест существуют системы скидок.

Средняя рыночная стоимость аттестации 1 рабочего места составляет от 1500  до 7000 рублей. Отдельно оплачиваются сложные исследования.

При этом стоимость аттестации рабочего места сварщика будет выше, чем стоимость аттестации рабочего места бухгалтера.

Для обычного офиса примерная стоимость аттестации одного рабочего места с персональным компьютером составляет около 2000 рублей.

Существуют организации, которые предлагают оказать данные услуги по ценам значительно ниже средне-рыночных цен. Но следует учесть, что дешевый вариант может привести к значительным потерям в будущем.

На сегодняшний день, рынок подобных услуг в нашей стране весьма разнообразен. Однако из огромной массы организаций, предлагающих услуги аттестации, следует выбирать только честные и зарекомендовавшие себя с положительной стороны фирмы.

Источник: https://abcbiznes.ru/stati-o-biznese/38-kak-provesti-attestaciyu-rabochih-mest.html

BankirKi
Добавить комментарий