Образец должностной инструкции классного руководителя

Содержание
  1. Что должна содержать должностная инструкция классного руководителя: примеры и образцы документов
  2. Как составить: общие положения
  3. Должностные обязанности: на что имеет право классный руководитель и его ответственность
  4. Должностной инструкции
  5. Инструкции по охране труда
  6. Должностная инструкция классного руководителя
  7. 1. Общие положения
  8. 2. Функции
  9. 3. Должностные обязанности
  10. 4. Права
  11. 5. Ответственность
  12. Основные обязанности классного руководителя в школе
  13. Должностные обязанности классного руководителя
  14. Направления и задачи работы
  15. Работа с учащимися
  16. Формирование детского коллектива
  17. Работа с внешней средой
  18. Воспитательная работа
  19. Повышение квалификации
  20. Необходимые знания и навыки
  21. Образец должностной инструкции классного руководителя
  22. Обязанности и задачи
  23. Требования к специалисту
  24. Особенности профессии
  25.  Классный руководитель
  26. Учитель начальных классов
  27. Права
  28. Ответственность
  29. Обязанности классного руководителя по должностной инструкции
  30. Должностная инструкция классного руководителя: направления работы
  31. Сложности выполнения обязанностей классного руководителя в школе

Что должна содержать должностная инструкция классного руководителя: примеры и образцы документов

Образец должностной инструкции классного руководителя

Должностная инструкция классного руководителя в соответствии с ФГОС (по новому закону) является важнейшим для работы документом, ведь эта должность предполагает постоянный контакт с детьми, а значит, требует от работника большой ответственности.

Чтобы сотрудник правильно понимал свои трудовые функции, подходить к составлению документа необходимо с особой внимательностью.

Как составить: общие положения

В первом разделе должностной инструкции необходимо обозначить основные требования к кандидатам на должность и основные условия работы. Детально прописывать условия труда в данном документе не нужно, так как они уже указаны в трудовом договоре.

На должность классного руководителя назначают одного из школьных учителей по приказу директора школы. При этом произойти такое назначение может только с согласия сотрудника.

Непосредственным руководителем данного работника является вышестоящее должностное лицо — заместитель директора по воспитательной работе.

Список основных документов, знание которых необходимо для работы на данной должности, включает в себя:

  • Конституцию РФ;
  • инструкцию по охране труда;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • устав школы;
  • действующую должностную инструкцию;
  • приказы и распоряжения руководства.

Должностные обязанности: на что имеет право классный руководитель и его ответственность

Во второй части должностной инструкции следует указать должностные обязанности классного руководителя. Крайне важно прописать каждую из задач на данной должности, чтобы сотрудник четко знал свои трудовые функции и качественно их выполнял.

В основные обязанности работника входит:

  • установление и поддержание контакта с семьями своих учеников;
  • взаимодействие с учителями других предметов;
  • проведение отдельных часов занятий дополнительного образования;
  • учет и развитие дополнительной обучающей деятельности;
  • индивидуальное общение с каждым из подопечных и взаимодействие со всем классом в целом;
  • ведение необходимых документов: классного журнала, личных дел учащихся, дневников, планов работы, планов внеклассных уроков;
  • выяснение причин и устранение конфликтов между учениками;
  • выстраивание дружелюбных отношений с каждым учащимся;
  • предоставление помощи в учебе каждому из своих подопечных;
  • изучение динамики поведения и развития детей;
  • определение перспектив развития класса в целом и каждого ученика в частности;
  • планирование работы с учащимися на четверть, полугодие и год вперед;
  • предоставление безопасных условий обучения своему классу;
  • проведение профилактических бесед на темы: правила безопасности, правила дорожного движения, поведения в экстренных ситуациях;
  • составление отчета о всех проведенных мероприятиях;
  • создание мотивации к обучению и развитию индивидуальных качеств ребенка;
  • ведение статистики успеваемости;
  • соблюдение прав на свободу любого учащегося;
  • создание условий для полноценного обучения;
  • создание комфортных условий существования в стенах школы;
  • пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом, творческого и духовного развития;
  • проведение спортивных мероприятий;
  • объединение учащихся с помощью проведения соревнований, викторин, конкурсов;
  • проведение профилактических бесед с родителями;
  • способствование развитию коммуникационных навыков;
  • изучение личностных характеристик каждого ученика;
  • предоставление письменного отчета непосредственному руководителю в конце каждой учебной четверти;
  • введение внутренней документации класса;
  • работа в педагогическом совете;
  • контроль посещения учениками занятий, общешкольных мероприятий, внешкольных мероприятий (выезд с классом);
  • повышение квалификации;
  • организация внутреннего дежурства среди детей;
  • соблюдение этических норм.

Должностная инструкция классного руководителя имеет довольно большой список обязанностей. Это связано с тем, что на данном педагоге лежит ответственность за каждого своего ученика, а неисполнение трудовых функций может привести к несчастным случаям, прогулам и нарушению психологического здоровья учащихся.

Так как педагог несет ответственность за своих подопечных, он вправе обладать сведениями об их психологическом и физическом здоровье, образе жизни и семейной атмосфере. Также в права классного руководителя входит:

  • поддержание контакта с родителями учеников;
  • обращение в комиссию по делам несовершеннолетних;
  • установление надбавки к окладу за сверхурочную работу;
  • прохождение дополнительных образовательных систем по повышению квалификации;
  • требование поддержки в работе с детьми со стороны вышестоящих должностных лиц.

В качестве отдельного раздела должностной инструкции прописывается ответственность сотрудника, в том числе за:

  • жизнь и здоровье подопечных;
  • исполнение должностных обязанностей;
  • исполнение приказов и распоряжений директора.

Должностной инструкции

Скачать пример должностной инструкции классного руководителя вы можете здесь: https://yadi.sk/i/Yv5gk-J43TtR4z

Инструкции по охране труда

Образец инструкции по охране труда в школе для классного руководителя располагается по следующему адресу: https://yadi.sk/i/NHEeEXLu3TtREa

Таким образом, должностная инструкция особенно важна в сфере педагогики, так как корректно составленный документ значительно повышает качество работы преподавателя и понижает возможность возникновения ЧП в детском коллективе.

Источник: http://specworkgid.ru/baza-znanij/info/dokumenty/obrazcy-instrukcij/dolzhnostnye/klassnogo-rukovoditelya.html

Должностная инструкция классного руководителя

Образец должностной инструкции классного руководителя

[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия] Утверждаю[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждатьдолжностную инструкцию][число, месяц, год]М. П.

Должностная инструкция классного руководителя [наименование общеобразовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, раздела “Квалификационные характеристики должностей работников образования” Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв.

приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Классный руководитель относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2.

На должность классного руководителя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность классного руководителя в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

– не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

– не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

– не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

– не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

– не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Классный руководитель должен знать:

– приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

– законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

– Конвенцию о правах ребенка;

– основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

– педагогику, психологию, возрастную физиологию;

– школьную гигиену;

– методику преподавания предмета;

– программы и учебники по преподаваемому предмету;

– методику воспитательной работы;

– требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;

– средства обучения и их дидактические возможности;

– основы научной организации труда;

– нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;

– теорию и методы управления образовательными системами;

– современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

– методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

– технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

– основы экологии, экономики, социологии;

– трудовое законодательство;

– основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

– правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

– правила по охране труда и пожарной безопасности;

– основы общей психологии, педагогической психологии, общей педагогики, физиологии детей и подростков;

– методы и навыки коммуникативного общения с обучающимися, социального психотренинга;

– особенности воспитательной системы.

1.5. Классному руководителю запрещается:

– оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов классного руководителя;

– использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Функции

Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:

2.1. Организация деятельности классного коллектива обучающихся.

2.2. Организация учебной работы классного коллектива и отдельных обучающихся.

2.3. Организация внеучебных занятий класса.

2.4. Изучение личности и коррекция в воспитании обучающихся.

2.5. Социальная помощь и защита обучающихся.

2.6. Взаимодействие с родителями, другими педагогами, социальными работниками.

3. Должностные обязанности

Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:

3.1. Ведет журнал успеваемости обучающихся.

3.2. Ведет “личные дела” обучающихся и следит за их оформлением.

3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных.

3.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой и другим общественным помещениям, дежурство по которым закреплено в уставе общеобразовательной организации.

3.5. Организует порядок питания обучающихся.

3.6. Формирует финансовое обеспечение классных нужд и контролирует его исполнение (классный фонд, оплата различных услуг и т. д.).

3.7. Осуществляет контроль за посещаемостью занятий.

3.8. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости обучающихся.

3.9. Создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора обучающихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на выставки и т. д.).

3.10. Способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует межличностные отношения обучающихся, корректирует и регулирует их.

3.11. Оказывает помощь обучающимся в процессе адаптации к обучению.

3.12. Проводит тематические классные часы периодичностью [значение] раз в месяц, собрания, беседы с обучающимися.

3.13. Обеспечивает защиту и охрану прав обучающихся, особенно уделяя внимание “трудным” детям и детям, оставшимся без попечения родителей, активно сотрудничая с социальным педагогом.

3.14. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий, детей из неблагополучных семей.

3.15. Осуществляет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору обучающимися дальнейшей профессии.

3.16. Организует и проводит родительские собрания периодичностью [значение] раз в четверть.

3.17. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

3.18. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

3.19. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

3.20. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

3.21. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

3.22. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

3.23. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

3.24. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

3.25. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

3.26. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

3.27. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

3.28. [Другие должностные обязанности].

4. Права

Классный руководитель имеет право:

4.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

– на сокращенную продолжительность рабочего времени;

– на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

– на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

– на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

– на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

– на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

– на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

– на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

– на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

4.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

4.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

4.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководства).

4.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

4.7. Присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе.

4.8. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном организационными документами общеобразовательной организации.

4.9. Поощрять обучающихся в порядке, установленном организационными документами общеобразовательной организации.

4.10. Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских организаций, инспекций по делам несовершеннолетних.

4.11. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

5. Ответственность

Классный руководитель несет ответственность:

5.1. За нарушение Устава общеобразовательной организации.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

5.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.5. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

https://www.youtube.com/watch?v=GW2VT5K3-3M

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Согласовано:

[должность] [инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Источник: http://prom-nadzor.ru/content/dolzhnostnaya-instrukciya-klassnogo-rukovoditelya

Основные обязанности классного руководителя в школе

Образец должностной инструкции классного руководителя

Институт классного руководства в средних школах обусловлен необходимостью координировать учебную и воспитательную работу в среднем и старшем учебных звеньях. Классный руководитель – это многофункциональная обязанность, накладывающая серьезную персональную ответственность за результаты развития детей и коллективов учащихся на педагога.

Поэтому обязанности классного руководителя в школе регламентированы специальным положением. Этот документ предусмотрен перечнем внутренних обязательных нормативных документов в образовательном учреждении.

Должностные обязанности классного руководителя

Назначение на должность классного руководителя осуществляется приказом директора образовательного учреждения и контролируется заместителем руководителя по учебно-воспитательной работе. Обязательным условием является наличие высшего либо среднего специального педагогического образования.

В должностные обязанности классного руководителявходит организация воспитания, внешкольного развития и учебной деятельности детей в классе, защита интересов детей и детского коллектива в школьной и учебной среде, организация работы с родителями учащихся.

Результаты работы предоставляются в аналитической форме, отчетах всем заинтересованным субъектами образовательного пространства: педагогическому коллективу, административным органам, родителям. Структура должностных обязанностей включает в себя следующие разделы:

  • Направления и задачи работы.
  • Работа с учащимися.
  • Формирование детского коллектива.
  • Работа с внешней средой.
  • Воспитательная работа.
  • Повышение квалификации.
  • Необходимые знания и навыки.
  • Права и ответственность классного руководителя.

Направления и задачи работы

Деятельность классного руководителя осуществляется в трех важнейших направлениях: индивидуальный подход к каждому ученику, отношения со школьным коллективом учащихся, взаимодействие с внешней средой.

Эти направления деятельности взаимосвязаны между собой. Индивидуальная работа с учеником включает в себя гармонизацию отношений со сверстниками, его самореализацию в учебной и внешкольной среде.

Успешная социализация в детском коллективе – это непременное условие развития личности.

В свою очередь, класс в качестве субъекта учебно-воспитательной среды служит естественной почвой для самореализации каждого учащегося. Чувство значимости для коллектива и признание ребенка в школьной среде – органичные элементы в системе обучения и развития детей.

В обязанности классного руководителя входит установление созидательных, позитивных отношений с родителями детей. Организация совместных мероприятий – самый короткий путь к установлению контактов на уровне «школа-семья».

Работа с учащимися

Классный руководитель участвует в формировании психолого-педагогических условий для развития личности учащегося в интеллектуальной, физической и духовной сферах. Для этого он должен знать особенности личности каждого ребенка, условия его жизни в семье. В функционал классного руководителя входит:

  • Посещение семьи ребенка и установление контактов с родителями.
  • Анализ успеваемости учащегося.
  • Оформление личных дел учащихся.
  • Контроль посещения занятий и предупреждение девиантных форм поведения.

На основании знаний об учениках и с учетом их личных возможностей педагог помогает раскрытию потенциала учащегося в коллективе в полной мере.

Формирование детского коллектива

Классный руководитель отвечает за формирование школьного коллектива, за процессы социализации. Поскольку от их эффективности зависит многое: социальное самочувствие учащихся, их первый опыт в процессе социализации, опыт отношений со старшими участниками процесса образования, результативность обучения.

В функциональные обязанности классного руководителя входит формирование качественной социокультурной среды в виде школьного объединения учащихся. Какие способы работы предусмотрены для достижения этой цели?

  • Проведение классных организационных мероприятий.
  • Анализ и оценка внутреннего климата коллектива учащихся.
  • Внеклассные культурные, спортивные и интеллектуальные мероприятия.
  • Совместные мероприятия с родителями.
  • Поездки и участие в мероприятиях разного уровня: областных, городских, региональных.

Работа с внешней средой

Работа с родителями, защита и представление интересов каждого ученика и коллектива в целом во внешней среде (школы, города) – важные моменты, которые включены в функциональные обязанности классного руководителя.

Воспитательная работа классного руководителя направлена на помощь ребенку в осознании себя членом школьного социума, помогает детям понять свою долю ответственности за коллективные достижения.

Для формирования здорового климата детской образовательной среды в обязанности классного руководителя в школе входит формирование благоприятных условий для учащихся. Для этой цели используются:

  • Организация культурно-массовых и спортивных мероприятий.
  • Организация дежурств.
  • Помощь в процессе самоорганизации коллективных форм деятельности.
  • Участие в конкурсах, интеллектуальных мероприятиях, олимпиадах.

Воспитательная работа

Образование в школе – ведущая деятельность, однако не менее важны иные функции. Воспитательная работа классного руководителяс коллективом учащихся – это осознанное формирование позитивных и социально значимых форм поведения учащихся, направленных на принятие ими нравственных предписаний общества. Воспитание осуществляется в различных формах:

  • Тематические собрания.
  • Просветительская деятельность.
  • Активное участие в социально востребованных формах поведения (помощь ветеранам, участие в субботниках, организация концертов, выступлений, соревнований).

Повышение квалификации

Навык саморазвития должен быть присущ каждому педагогу.

В обязанности классного руководителя в школевходит повышение квалификации в соответствии с планом образовательного учреждения, а также в качестве элемента самообразования. Это может быть:

  • Участие в творческих конкурсах для педагогов.
  • Посещение педагогических семинаров, конференций.
  • Участие в профессиональном обмене.
  • Изучение печатных материалов и публикаций по предмету.
  • Работа на практических семинарах по освоению современных коммуникативных методик.

Необходимые знания и навыки

Для профессионального осуществления деятельности в качестве классного руководителя педагог должен обладать определенным комплексом знаний и уметь использовать их в практической деятельности:

  • Владеть знаниями детской и подростковой психологии и физиологии.
  • Освоить коммуникативные навыки, уметь устанавливать контакт с учащимися и родителями.
  • Знать методы работы с группами и владеть современными методами индивидуальной работы.
  • В обязанности классного руководителя в школевходит знание Законодательства РФ, Закона «Об Образовании», Конвенции о правах ребенка, Декларации о правах и свободах человека, локальных актов и регламентов работы.

Педагог – это высокая степень ответствености. В обязанности классного руководителявменяется быть образцом для поведения. Нарушение этих правил чревато негативными последствиями для самого педагога.

Поскольку невозможно требовать соблюдения правил от детей, если их нарушает тот, кто ответственен за воспитание.

Права и обязанности классного руководителя имеют как внешние, нормативно прописанные регламенты, так и внутренние, нравственные предписания, нарушение которых может привести к серьезным последствиям, отражающимся на поведении учащихся.

Классный руководитель вправе:

  • Получать информацию о психофизиологических особенностях учащегося.
  • Контролировать результаты учебы.
  • Проявлять инициативу в совершенствовании форм работы на уровне школы.
  • Получать методическую, консультационную поддержку со стороны администрации и узкопрофильных специалистов.
  • Приглашать в школу законных представителей учащихся для решения вопросов по их воспитанию и обучению.
  • Защищать честь и достоинство в случае несогласия с оценкой со стороны администрации, родителей, учащихся, иных участников учебного процесса.

Ответственность классного руководителя:

  • За неисполнение или ненадлежащее исполнение правил и предписаний, определенных внутренними нормативными документами.
  • За нарушение норм российского законодательства и Закона «Об образовании»

Источник: http://fb.ru/article/176397/osnovnyie-obyazannosti-klassnogo-rukovoditelya-v-shkole

Образец должностной инструкции классного руководителя

Образец должностной инструкции классного руководителя

Классный руководитель – это педагог, который проводит организацию учебного и воспитательного процесса в классе. В данной статье мы подробно рассмотрим данную профессию и ее особенности.

В работе классный руководитель соблюдает законы государства, а также должностную инструкцию. Этот документ включает в себя:

  • основные положения;
  • права и обязанности;
  • ответственность;
  • функции педагога;
  • взаимоотношения и связи по должности.

Деятельность учителя, осуществляющего руководство, регламентирована профессиональным стандартом. В профстандарте отражены все требования, предъявляемые к педагогу. Он содержит целый комплекс показателей, с помощью которых должна осуществляться работа учителя.

В разделе общие положения указана следующая информация:

  • классный руководитель приступает к своим должностным обязанностям и отстраняется от них только по приказу директора образовательного учреждения. Во время отпуска педагога или его больничного, его права и обязанности осуществляет другой педагог назначенный директором;
  • классный руководитель обязан иметь образование педагогического профиля или стаж преподавания;
  • классный руководитель выполняет требования и распоряжения, которые отдает директор школы.

Также учитель должен опираться на:

  • конвенцию о правах ребенка;
  • законы, касающиеся образования;
  • распоряжения органов, которые занимаются образованием;
  • правила охраны труда;
  • правила техники безопасности;
  • правила противопожарной безопасности;
  • методы предупреждения и выявления жестокого отношения и пренебрежения;
  • устав образовательной организации;
  • нормы трудовой дисциплины;
  • распоряжения и приказы руководства образовательной организации.

Обязанности и задачи

Во время образовательного процесса классный руководитель обязан:

  • анализировать ход и развитие воспитательного процесса в своем классе;
  • прогнозировать изменения ситуации в образовательной сфере для того чтобы корректировать план воспитательной работы в классе;
  • планировать и организовывать воспитательный процесс, проводя мероприятия для учеников;
  • разрабатывать методические документы по своей работе с учащимися;
  • осуществлять контроль за воспитание детей;
  • осуществлять подготовку культурно-воспитательных мероприятий;
  • вести работу с родителями учащихся;
  • изучать с детьми нормативные и локальные акты, которые касаются школы;
  • следить за дежурством своих учеников;
  • осуществлять координацию за деятельностью класса во время прохождения мероприятий;
  • осуществлять контроль, за безопасностью приборов и технического инвентаря, применяемого для учебной деятельности;
  • контролировать, как дети соблюдают нормативные акты образовательного учреждения;
  • контролировать, как дети получают школьное питание в столовой;
  • консультировать родителей учеников, если у них имеются вопросы;
  • давать оценку воспитанности учеников своего классного коллектива;
  • обеспечивать заполнение учениками необходимой документации;
  • проводить родительские собрания каждую четверть;
  • проводить проверку дневников учеников;
  • передавать родителям требования администрации школы;
  • составлять отчетную документацию и предоставлять ее директору;
  • заполнять портфолио класса;
  • заполнять журнал;
  • заполнять дневник классного руководителя;
  • создавать положительную среду для каждого ученика;
  • помогать детям в учебном процессе;
  • помогать детям в возникших проблемах с другими учениками, учителями или родителями;
  • помогать детям в посещении дополнительных занятий после уроков;
  • содержать в целостности мебель и помещения;
  • присутствовать во время внеурочных мероприятий, в которых участвует его класс;
  • информировать учеников о насилии и о местах, куда они могут обратиться с этим вопросом;
  • обсуждать с детьми технику безопасности, их эмоциональное состояние дома, в семье и школе, и других местах;
  • сообщать директору или его заместителю о любом выявленном случае насилия над ребенком;
  • вмешиваться для того чтобы предотвратить жестокость над ребенком;
  • контролировать школьную деятельность в классе во время всего учебного года.

Требования к специалисту

Классный руководитель должен иметь образование педагогического профиля или опыт работы в данной сфере. Помимо этого он должен обладать следующими знаниями:

  • знать основы воспитания согласно возрастной категории детей;
  • знать методы и формы воспитательной работы;
  • уметь подходить к каждому ученику индивидуально;
  • знать руководство педагога;
  • уметь сотрудничать с учениками;
  • уметь планировать внеурочную деятельность;
  • знать как сформировать у детей интерес к учебному процессу;
  • уметь совмещать работу классным руководителем с учителями, преподающими в классе;
  • уметь взаимодействовать с родителями учеников;
  • уметь взаимодействовать с социальным окружением.

Особенности профессии

В каждой профессии есть свои особенности. Исключением не является и классный руководитель. Рассмотрим подробнее профессию классного руководителя в начальных классах и в среднем и старшем звене.

 Классный руководитель

В среднем и старшем звене классный руководитель назначается на должность директором школы по рекомендации учителей, которые преподают в данном классе.

Классный руководитель участвует в формировании физической, духовной и интеллектуальной сферы каждого ученика.

Он должен изучить каждого ребенка, ведь каждый ученик – это личность. В функции его работы входит:

  • посещать семью ученика и налаживание контакта с его родными;
  • анализировать успеваемость;
  • оформлять личные дела детей;
  • контролировать посещения ими уроков;
  • принимать меры по предупреждению девиантного поведения;
  • проводить классные часы, информируя детей о различных мероприятиях и ситуациях.

На основании собранных данных об учащихся и учитывая их личные качества и возможности, учитель помогает им раскрыть свой потенциал в классном коллективе.

Учитель начальных классов

В начальных классах учитель кроме основной задачи, выполняет роль воспитателя, организатора.

Он создает благоприятные условия для развития их способностей и задатков, а также осуществляет социальное и педагогическое сопровождение каждого ребенка.

Учитель является для детей примером, он поддерживает их начинания и инициативы, хвалит их за самостоятельность, обучает их выходу из конфликтных ситуаций.

Задачей учителя начальных классов является оказание помощи детям при их адаптации в социальной среде и учебном процессе.

Его особенность заключается в том, что учитель сопровождает каждого ребенка в младшем звене школы. Учитель младших классов должен иметь идейную убежденность, обладать оптимизмом и организаторскими способностями.

Он должен уметь строить отношения со своим классом и перестраивать их по мере взросления детей.

При осуществлении рабочей деятельности руководитель осуществляет следующие функции:

  • составляет и руководит воспитательной работой в классном коллективе;
  • осуществляет контроль, за воспитательным процессом;
  • содействует в создании благоприятного времяпровождения для всех учеников;
  • выявляет и предотвращает жестокое отношение к детям.

Права

Помимо обязанностей, классный руководитель может пользоваться своими правами. Педагог имеет право:

  • на выбор методов воспитания своих учеников;
  • на дачу распоряжений, которые являются обязательными для исполнения его учениками;
  • на привлечение к дисциплинарной ответственности детей за их нарушения, которые мешают школьной деятельности;
  • на участие в разработке планов по воспитательному процессу;
  • на внесение предложений о проектах воспитательной работы;
  • на повышение своей квалификации.

Ответственность

Во время учебной деятельности за различные нарушения педагог может нести от административной до уголовной ответственности. Она может наступить:

  • за невыполнение или ненадлежащее выполнение беспричинно устава и трудовой дисциплины школы;
  • за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих рабочих обязанностей;
  • за методы воспитания, которые противоречат уставу и законам Российской Федерации;
  • за нарушение противопожарных правил и норм по охране труда, а так же санитарно-гигиенических норм;
  • за нанесение вреда школе или ученикам в процессе осуществления своей работы.

Ответственность может быть как дисциплинарная, так и гражданская, административная, и уголовная.

Классный руководитель – это не просто профессия, это призвание. Быть учителем задача достаточно нелегкая, но интересная и занимательная. Классный руководитель исполняет роль наставника, учителя, родителя, друга, помощника, приятеля.

Самое главное в такой работе – это любить своих учеников, как собственных детей. Ученики чувствуют отношение учителя к ним. Руководство – это трепетное и неповторимое чувство, за которое можно сражаться и совершенствоваться.

Признание и любовь класса стоят дороже всех награждений.

Классный руководитель – это не просто педагог, это человек, который имеет дополнительную нагрузку в своей работе. Он контролирует целый класс, в котором может быть большое количество учеников.

Несмотря на всю трудность данной профессии, учителя, осуществляющие классное руководство, хорошо справляются со своей задачей.

Они заботятся о своих учениках, помогают решать их проблемы, способствуют сплочению коллектива, формируют эмоциональную атмосферу в коллективе. Благодаря им школьная жизнь становится интересной и полезной.

В данном видео содержится интересная информация о том, как быть учителем.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/kadry/trudoustrojstvo/dolzhnostnye-instrukcii/klassnyj-rukovoditel.html

Обязанности классного руководителя по должностной инструкции

Образец должностной инструкции классного руководителя

Институт наставничества или классного руководства призван координировать процесс образования и воспитания в средней школе. Классный руководитель приходит на смену воспитателю детского сада.

Выполняя многочисленные обязанности, он несет ответственность за результаты учебно-воспитательной деятельности вверенного ему класса. Должностные обязанности классного руководителя регламентированы приказом российского Министерства образования и науки от 3.02.

2006 №21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками» и соответствующей инструкцией, в которой указаны:

  • общие требования к специалисту;
  • его функции и обязанности;
  • права и меры ответственности.

Должностная инструкция классного руководителя: направления работы

Директор образовательного учреждения приказом назначает учителя на должность классрука, вверяя ему классный коллектив. Классным руководителем может стать педагог со средним или высшим специальным педобразованием.

Спектр обязанностей классного руководителя невероятно широк: в узком понимании он руководит образовательно-воспитательным процессом в классе, организует взаимодействие с семьями учеников и внешней средой, готовит отчетную документацию и защищает интересы детей в школьной среде.

Классный руководитель основывает свою систему работу на:

  • личностно-ориентированном подходе;
  • актуальной концепции воспитания, выбранной в определенном образовательном учреждении;
  • анализе явлений жизни;
  • принципах толерантности;
  • анализе социального и материального положения семей учащихся;
  • семейных обстоятельствах и уровне воспитания детей.

Структура его работы включает:

  1. аналитическую, организационную и прогностическую деятельность в воспитательном процессе;
  2. контроль повседневной жизнедеятельности вверенного ему класса;
  3. мониторинг, изучение и использование современных воспитательных приемов и методов.

С учениками он используется такие формы работы, как обсуждения, беседы, классные часы, дебаты, дискуссии, тренинги, игры, встречи с интересными людьми и экскурсии, соревнования и конкурсы, творческая деятельность и социально значимый труд. С родителями — лекции и беседы по актуальным проблемам воспитания, родительские собрания и внеклассные мероприятия творческого или соревновательного характера для учащихся и членов их семей.  

Структурно схема должностных обязанностей классрука, согласно инструкции, выглядит следующим образом

Необходимое образование и навыки

Чтобы правильно выполнять свои обязанности, педагог должен знать основы подростковой физиологии и психологии, иметь развитые коммуникативные способности, владеть методами работы со сложными и одаренными детьми, знать нормы действующего законодательства РФ в сфере образования, локальные акты, Конвенцию о правах ребенка. Согласно должностной инструкции классного руководителя 2017 года, педагогу следует знать и уметь:

  1. Планировать свою работу, прогнозируя ее результаты;
  2. Ставить и реализовывать краткосрочные и долгосрочные цели;
  3. Выстраивать гармоничные взаимоотношения с родителями, коллегами и детьми;
  4. Ценить, поддерживать и уважать детей, стимулировать их инициативность;
  5. Организовывать и проводить воспитательные мероприятия;
  6. Задействовать нравственно-эстетические технологии для воспитания духовности. 
Цели и задачи работы

Должностные инструкции классного руководителя в школе регулируют триединство целей работы педагога:

  1. индивидуальная работа с учениками для гармонизации отношений с другими учащимися, реализации интеллектуальных и творческих способностей;
  2. построение гармоничных взаимоотношений с коллективом класса (формирование классной общности) для создания оптимальной среды для самореализации учеников;
  3. взаимодействие с родителями, администрацией и другими педагогами, построение благоприятных партнерских отношений. 

Классный руководитель ответственен за здоровье и жизнь учеников, а потому он контролирует соблюдение санитарно-гигиенических норм, инструктирует детей по технике безопасности, пропагандирует здоровый образ жизни, использует здоровьесберегающие технологии, оптимизирует для подростков режим учебной нагрузки. 

Индивидуальная работа с учениками Классный руководитель ведет дневник наблюдений за вверенным ему классом. Используя сведения психолого-педагогической диагностики, он выделяет группы учащихся со схожими интересами и способностями, определяет так называемую «группу риска». В обязанности педагога входит диагностика психофизического развития детей, определение их общеучебных навыков и умений, оценка творческих, спортивных и интеллектуальных способностей. 
В ходе индивидуальной работы с несовершеннолетними классрук посещает их семьи, анализирует академическую успеваемость и поведение, оформляет личные дела, ведет профилактику девиантного поведения. Он способствует гармоничному развитию личности учащегося, раскрытию его потенциала. 
Работа с классным коллективом
  • Педагог контролирует посещаемость и успеваемость учащихся, проверяет дневники и ведет уставную документацию, взаимодействует с учителями-предметниками, стимулирует рост успеваемости через создание благоприятного психологического климата.
  • Для создания благоприятной социокультурной среды в классе педагог проводит мероприятия в классе и за его пределами, экскурсии, совместные походы в кино и театры, мероприятия с родителями и на природе, анализирует внутренний климат коллектива. 
  • Проводит классные мероприятия конкурсного, концертного, спортивного, интеллектуального и творческого спектра, выявляя интересы детей, способствуя развитию способностей, привлекая к факультативной и кружковой работе. 
  • Педагог контролирует организацию классного самоуправления, выборы актива класса. Он является организатором регулярной трудовой деятельности (дежурств по классу, уборки помещений и территории школы), приобщает детей к общешкольным мероприятиям. 
Работа с внешней средой и родителями В обязанности классного руководителя в средней школе входит систематическая работа с родителями и законными представителями детей. Специалист анализирует семейно-бытовые условия, в которых живет ученик, способствует повышению педагогической компетентности родителей, проводит профилактические беседы с родителями, выявляет детей «группы риска», неполные и малообеспеченные семьи. На регулярных родительских собраниях поднимает важные для развития и воспитания детей темы, вовлекает членов семей учащихся во внеклассную деятельность. 
Воспитательное воздействие Классрук должен способствовать гармоничному развитию личности ученика. Он выступает проводником в социум, а потому направляет усилия на формирование положительных форм поведения детей через просветительскую деятельность, тематические беседы и собрания, задействование учеников в общественно полезных видах деятельности. 
Повышение квалификации Классный руководитель не должен ни на минуту менять вектор саморазвития, а потому в его обязанности входит регулярное прохождение курсов повышения квалификации. Педагогу необходимо:
  • изучать передовую периодику и методическую литературу;
  • участвовать в обмене педагогическим опытом;
  • посещать семинарские занятия, курсы и методические конференции;
  • принимать участие в конкурсах педагогического мастерства.
Права и меры ответственности

Права классного руководителя в первую очередь регламентируют предписания нравственности, а во вторую — российское законодательство. Педагог вправе:

  • контролировать академические успехи детей;
  • владеть информацией об их психофизиологическом развитии;
  • приглашать родителей и законных представителей детей в школу для решения вопросов касательно обучения и поведения учащихся;
  • инициировать совершенствование работы;
  • пользоваться методической поддержкой администрации и коллег;
  • защищать собственные честь и достоинство. 

Если специалист исполняет свои обязанности некорректно или не исполняет вовсе, ему грозит административная ответственность. Если классный руководитель нарушает нормы законодательства РФ, он может быть притянут к уголовной, административной или гражданской ответственности. 

Сложности выполнения обязанностей классного руководителя в школе

Первая проблема заключается в том, что должностная инструкция классного руководителя в соответствии ФГОС регламентирует методы, формы и виды работы педагога, однако оставляет без внимания временные ресурсы, необходимые для их реализации. Потому многие классруки страдают от нехватки личного времени, не сумев донести до учеников и родителей тот факт, что, согласно трудовому договору, классное руководство является дополнительной обязанностью, выполняемой в основное рабочее время.

Временные затраты на выполнение обязанностей часто обратно пропорциональны прибавке к зарплате, которую получает специалист. Практическая реализация возложенных на него функций предполагает, что классрук:

  1. Знает имя и фамилию, контактные данные каждого ученика в классе и его родителей.
  2. Владеет информацией касательно особенностей характера и психофизиологического развития детей.
  3. Знает, почему учащийся отсутствовал на уроках, каждую неделю проверяет наличие и правильность ведения школьных дневников.
  4. Получает сведение о состоянии здоровья детей (медицинские показания и противопоказания).
  5. Координирует деятельность родительского комитета, регулярно проводит родительские собрания, индивидуальные беседы.

На проверку дневников и дисциплины педагог должен тратить не менее часа ежедневно, столько же времени займет ведение школьной документации, организация трудовой и творческой деятельности детей.

Поскольку классный руководитель — наставник и пример для учеников, он вместе с ними должен участвовать в конкурсах, спортивных соревнованиях, мыть окна и двери, стирать шторы в классном кабинете.

Следовательно, подсчеты доказывают, что эффективное классное руководство невозможно совмещать с основной деятельности, поскольку выполнение возложенных по инструкции обязанностей занимает от 35 до 40 часов в неделю.

Вторая проблема в размытости формулировок инструкции, а также обязанностях классного руководителя в школе, навязанных педагогам в отдельных муниципалитетах или образовательных учреждениях, которые разрушают институт классного руководство, снижая мотивацию специалистов. Так, классному руководителю категорически запрещено собирать деньги с родителей и детей и разглашать личную информацию учащихся или их родителей, что нередко нарушается по требованию администрации школы.

Следовательно, классный руководитель — педагогический работник с опытом или желанием работать с детьми, который для подростков вверенного ему класса становится мотиватором сплочения коллектива, проводником в социализации, стимулом к самовыражению и индивидуальному развитию подростков, образцом духовности и толерантности, защитником от безнравственности, консультантом по профориентации и решению сложных ситуаций в повседневной жизни, координатором совместной деятельности детей, родителей и школы на пути реализации учебно-воспитательного процесса.  

Узнать больше о системе классного руководства и обязанностях классного руководителя можно в статьях:
1. Система работы классного руководителя
2. Роль классного руководителя в современном образовательном учреждении
3. Анализ работы классного руководителя за год
4. Отчет классного руководителя по воспитательной работе

Источник: https://www.menobr.ru/article/65386-qqq-17-m12-obyazannosti-klassnogo-rukovoditelya

BankirKi
Добавить комментарий