Экологические платежи: размеры и нормативная база

Содержание
  1. Экологические платежи
  2. § 1. О правомерности взимания платежей
  3. § 2. Виды платежей и порядок определения их размеров
  4. Расчет платы за загрязнение окружающей среды – 2017-2018
  5. Расчет платы за загрязнение окружающей среды: основные принципы и нормативное регулирование
  6. Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит
  7. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду
  8. Формулы исчисления экологических платежей
  9. Расчет платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных источников
  10. Плата за выбросы загрязняющих веществ в воздух от передвижных источников
  11. Экологический сбор в 2018 году. Кто платит
  12. Что представляет собой экологический сбор?
  13. Законодательная база по экологическому сбору
  14. Ставки
  15. Рассчитываем размер экологического сбора
  16. Пример расчета
  17. Кто уплачивает ЭС?
  18. Кто не платит экологический сбор?
  19. Куда перечислять деньги и в какие сроки?
  20. Что делать при переплате?
  21. Сопутствующая отчетность
  22. Ответственность за неуплату экологического сбора
  23. Экологические платежи: кто их должен вносить и по ним отчитываться
  24. За что и кому надо отчитываться
  25. Ситуация 1. Арендуем офис или иное помещение
  26. Ситуация 2. Владеем офисом или другим помещением
  27. Ситуация 3. Владеем транспортом
  28. Какие штрафы грозят нарушителям

Экологические платежи

Экологические платежи: размеры и нормативная база

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

§ 1. О правомерности взимания платежей 4

§ 2. Виды платежей и порядок определения их размеров 6

§ 3. О применении коэффициентов индексации платежей 9

§ 4. Об особенностях уплаты платежей отдельными категориями налогоплательщиков 13

§ 5. Льготы по платежам 18

После вступления в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту — НК РФ) возникает много вопросов, касающихся платежей за загрязнение природной среды. Это связано с тем, что в ст.

13 “Федеральные налоги и сборы” части первой НК РФ указан экологический налог (то есть приводится другое название платежа).

Вторая же часть НК РФ (глава 42), которая устанавливает порядок расчета данного налога и определяет круг плательщиков, пока еще не принята.

Поэтому основное внимание уделим следующим вопросам.

Во-первых, рассмотрим правовые основания взимания платежей за загрязнение природной среды.

Во-вторых, учитывая достаточную специфичность определения налогооблагаемой базы по этим платежам, а также частую сменяемость в организациях специалистов экономического профиля, ответственных за своевременность расчета и уплаты налогов, рассмотрены виды платежей за загрязнение природной среды (далее по тексту — платежи) и сам порядок их расчета с учетом последних изменений законодательных и других нормативных актов.

§ 1. О правомерности взимания платежей

Часть первая НК РФ вступила в действие с 1 января 1999 года в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 № 147-ФЗ, в ст.

2 которого предусмотрено, что Закон РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” признается утратившим силу, кроме п. 2 ст. 18 и ст. 19, 20 и 21.

Ввиду того, что в данных статьях платежи за загрязнение природной среды не упомянуты, ошибочно считалось, что с 1 января 1999 года эти платежи уплачиваться не должны.

Однако, необходимо учитывать, что, во-первых, в ст. 19 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” указаны в целом платежи за пользование природными ресурсами.

И, во-вторых, с 1995 года в законах о федеральном бюджете, принимаемых на соответствующий год, в перечне налогов, формирующих доходную часть бюджета, предусматривалась конкретная сумма поступления платежей за пользование природными ресурсами (в том числе платежей за загрязнение природной среды).

В ст. 11 Федерального закона от 22.02.99 № 36-ФЗ “О федеральном бюджете на 1999 год” конкретно указано, что доходы федерального бюджета формируются, в том числе, за счет платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду — в размере 10 % доходов.

Что касается поступления этих платежей в систему экологических фондов, то этим же Федеральным законом (ст. 71) предусмотрено функционирование Федерального экологического фонда, доходы которого формируются за счет 10-процентных отчислений от сумм, причитающихся к перечислению природопользователями в государственные экологические фонды.

Таким образом, в настоящее время вплоть до принятия второй части НК РФ система указанных выше платежей сохраняется.

§ 2. Виды платежей и порядок определения их размеров

Действующими нормативными актами предусмотрена уплата нескольких видов экологических платежей. К ним относятся:

— плата за выбросы загрязняющих веществ (в том числе от стационарных и передвижных источников);

— плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

— плата за размещение отходов;

— плата за другие виды вредного воздействия на окружающую среду.

Определение конкретных размеров указанных платежей зависит от объема выброса (сброса) загрязняющего вещества и объема размещенных отходов (далее по тексту — загрязнение).

При этом следует иметь в виду, что базовые нормативы платы и конкретные ставки платы, устанавливаемые на их основании в регионах, определены не только по видам загрязняющих веществ, но и в зависимости от того, произошло загрязнение в пределах установленных норм или с их превышением. Соответственно в последнем случае размер ставок значительно выше.

Иными словами, установлены два вида базовых нормативов платы по каждому виду загрязняющего вещества (отхода) с учетом степени вредного воздействия и опасности для окружающей природной среды и здоровья населения:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Упрощенные примеры расчета платежей по данной схеме приведены ниже (вид загрязняющего вещества и другие данные условны):

Вид загрязняющего вещества

Норматив выброса, т

Ставка платы в пределах норматива, руб./т

Фактический объем выброса, т

Сумма платы, руб. (гр. 3 х гр. 4)

12345A100590450B501545675C253024720D10409360Итого*********2205

1. В I квартале загрязнение организацией природной среды по четырем видам вредных веществ находилось в пределах установленных нормативов.

Источник: https://doc4web.ru/nalogi-nalogooblozhenie/ekologicheskie-platezhi.html

Расчет платы за загрязнение окружающей среды – 2017-2018

Экологические платежи: размеры и нормативная база

Расчет платы за загрязнение окружающей среды 2017–2018 годов — процедура, обязательная для лиц, осуществляющих такие платежи. Рассмотрим этот расчет.

Расчет платы за загрязнение окружающей среды: основные принципы и нормативное регулирование

Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит

Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам

Как определить ставки платы за вред окружающей среде

Как определить коэффициенты для расчета платы за вред экологии

Расчет платы за вред экологии: вычеты

Форма расчета экологического сбора (платежа за вред окружающей среде)

Итоги

Расчет платы за загрязнение окружающей среды: основные принципы и нормативное регулирование

Расчет платы за загрязнение окружающей среды регулируется законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, неоднократно обновлявшимся. Плата за нанесение вреда экологии должна перечисляться в бюджет (ст. 16.4 закона № 7-ФЗ):

  • субъектами малого и среднего бизнеса — единовременно в сумме за отчетный год до 1 марта года, следующего за соответствующим отчетным;
  • остальными плательщиками — по итогам 1, 2 и 3 кварталов до 20 числа следующих за ними месяцев в виде авансовых платежей в сумме, равной 25% от величины суммарного платежа за предыдущий год, а также по итогам 4 квартала — до 1 марта следующего за отчетным года в сумме, составляющей разницу между исчисленными в целом за отчетный год и авансовыми платежами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти платежи взимаются не в соответствии с правилами НК РФ, поэтому на них не распространяется правило о переносе срока для ситуации, когда последний день оплаты попадает на выходной.

О том, какие значения КБК могут присутствовать в платежных документах и от чего они зависят, читайте в материале «КБК на негативное воздействие на окружающую среду».

Порядок расчета платежей за вред экологии закреплен в положениях ст. 16.3 закона № 7-ФЗ, других корреспондирующих с ней статьях указанного нормативно-правового акта (НПА), а также подзаконных актах.

В соответствии с п. 1 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ исчислять платежи за нанесение вреда экологии российские фирмы и ИП обязаны самостоятельно, используя:

  • данные, отражающие размер платежной базы по тому или иному загрязняющему химвеществу (либо отходу);
  • ставки, определенные для платы за загрязнение окружающей среды;
  • коэффициенты, устанавливаемые законодательно.

Вычислив плату за нанесение вреда экологии по каждому из загрязняющих веществ либо отходов (с применением ставок и коэффициентов), фирма должна суммировать полученные цифры и получить таким образом окончательный размер рассматриваемого платежа, подлежащий перечислению в бюджет РФ.

Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит

Платеж за нанесение вреда экологии следует отличать от экологического сбора, исчисление и уплата которого регламентируется ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Дело в том, что платеж за вред экологии, установленный в 2002 году, довольно часто неофициально именовался как раз-таки экологическим сбором. Однако, как только ст. 24.

5 закона № 89-ФЗ была введена в действие (в декабре 2014 года), подобное отождествление стало некорректным.

Экологический сбор обязаны уплачивать только производители и импортеры изделий и упаковки для них, которые должны быть утилизированы после утраты ими потребительских свойств.

В то же время платеж за нанесение вреда экологии регламентируется совершенно другим НПА (законом № 7-ФЗ) и установлен для иных плательщиков (тех, которые производят выбросы и сбросы в окружающую среду различных загрязняющих веществ и мусора, а также размещают отходы производства).

Таким образом, экологический сбор:

  • платится за утилизируемые товары и упаковку (выпущенные плательщиком или импортированные);
  • регулируется положениями закона № 89-ФЗ;
  • как правовая категория существует в РФ с декабря 2014 года.

А сбор, представляющий собой плату за причинение вреда окружающей среде:

  • платится за выбросы и сбросы вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов;
  • регулируется положениями закона № 7-ФЗ (а в части размещения отходов — некоторыми положениями закона № 89-ФЗ);
  • как правовая категория существует с 2002 года (отметим, что схожий по правовой форме сбор — в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и иное вредное воздействие, взимался до отмены в 2002 году закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).

Источник: http://nalog-nalog.ru/ekologicheskij_nalog/raschet_platy_za_zagryaznenie_okruzhayuwej_sredy/

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду

Экологические платежи: размеры и нормативная база

Павлова Е. П.,
специалист по расчету экологических платежей

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования.

Все хозяйствующие субъекты могут иметь в собственности или арендовать автомобили. В офисе и в производственном помещении образуются бытовые и производственные отходы. Кроме того, субъекты могут осуществлять сброс сточных вод (например, от котельной) в водный объект. Все это образует следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;
  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов.

При этом база начисления определяется отдельно для каждого вида платы. По данному показателю можно выделить три вида экологических платежей:

  • нормативная плата – такая плата за загрязнение, фактические объемы которого не превышают допустимые нормативы;
  • лимитная плата – плата за загрязнение, фактические объемы которого превышают допустимые нормативы, но менее установленных лимитов;
  • сверхлимитная плата – плата за сверхлимитное загрязнение, т. е. загрязнение, фактический объем которого выше установленных лимитов.

Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимиты размещения отходов, допустимые уровни воздействия на окружающую природную среду подлежат утверждению МПР России.
Порядок расчета платы также зависит от вида платежа, а именно:

  • нормативная плата определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения;
  • лимитная плата определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми объемами загрязнения;
  • плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактических объемов загрязнения над установленными лимитами и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду в настоящее время установлены постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344.

По каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода) установлены два норматива платы – за загрязнение в пределах допустимых нормативов (нормативное загрязнение) и за загрязнение в пределах установленных лимитов (лимитное загрязнение).

Подлежащая применению к конкретному виду загрязнения ставка платы складывается из двух составляющих – соответствующего норматива платы и коэффициента, учитывающего экологические факторы.

Кроме этого, предусмотрены дополнительные коэффициенты: дополнительный коэффициент 2 применяется для особо охраняемых природных территорий, районов Крайнего Севера (приравненных к ним местностей) и зон экологического бедствия, а также дополнительные коэффициенты для отдельных видов загрязнения.
Конечная сумма платежа определяется путем суммирования полученных произведений по каждому виду загрязнения.

Формулы исчисления экологических платежей

Для платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками и платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты:

Итоговая сумма платы за загрязнение = нормативная плата + лимитная плата + сверхлимитная плата,где:

нормативная плата = фактический объем загрязнения x ставка платы;

лимитная плата = (фактический объем загрязнения – предельно допустимый объем загрязнения ) x ставка платы

В данном случае под предельно допустимым объемом загрязнения подразумевается установленный допустимый норматив загрязнения, т. е. некий утвержденный уровень загрязнения, свыше которого экологические платежи исчисляются как лимитные, а ниже – как нормативные.

Сверхлимитная плата = (фактический объем загрязнения – установленные лимиты) x ставка платы x 5

Ставка платы = соответствующий норматив платы x экологический коэффициент (x дополнительный коэффициент)

Для платы за размещение отходов производства и потребления:

Итоговая сумма платы за загрязнение = лимитная плата + сверхлимитная плата, 
где:
лимитная плата = фактический объем загрязнения x ставка платы (x 0,3) (x 0),
Коэффициент 0,3 применяется при размещении отходов на специализированных полигонах и оборудованных промышленных площадках, расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.
Коэффициент 0 применяется при размещении отходов, подлежащих временному накоплению и фактически использованных либо переданных для использования в течение 1 года с момента размещения в собственном производстве (3-х лет с момента образования отходов).

Сверхлимитная плата = (фактический объем загрязнения – установленные лимиты) x ставка платы x 5 

Ставка платы = норматив платы x экологический коэффициент (x дополнительный коэффициент)

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей среды в данном случае исчисляется в порядке, аналогичном исчислению сверхлимитной платы.

Расчет платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных источников

Пример 1.
В качестве примера расчета экологических платежей рассмотрим завод, расположенный в Центральном экономическом районе (в черте города), который за I квартал 2012 г. произвел выбросы в атмосферный воздух следующих загрязняющих веществ:

Наименование загрязняющих веществФактический объем выбросов, тДопустимый норматив выброса, тЛимит выброса, т
Оксид углерода506080
Диоксид азота1305075
Оксид азота383540

Рассчитаем размер платы за выбросы в атмосферный воздух по каждому вредному веществу.

Плата по оксиду углерода рассчитывается как нормативная: 50 x 0,6 x 1,9 х 1,2 х 2,05 = 140,22 руб.,

где:

ВеличинаХарактеристикаНорма
50Фактический объем выбросов за отчетный квартал, т
0,6Норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросовПриложение № 1 к постановлению № 344
1,9Коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние атмосферного воздуха) для Центрального экономического района РФПункт 19 Методических рекомендаций, постановление Правительства РФ № 344
1,2Коэффициент за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городовПункт 25 Методических рекомендаций, Приложение № 2 к постановление Правительства РФ № 344
2,05Коэффициент к нормативам платы(*)Пункт 3 ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (п. 23 Методических рекомендаций)
(*) Норматив платы за выброс диоксида серы в пределах ПДВ был установлен в 2005 г., поэтому к нему применяется поправочный коэффициент 1,67 (п. 24 Методических рекомендаций)

Плата по окиси азота рассчитывается как лимитная:

((35 x 35) + (35 x (40 – 38) x 5)) х 1,9 х 1,2 х 2,05 = 7361,55 руб.,
где:

ВеличинаХарактеристикаНорма
35Фактический объем выбросов за отчетный квартал, т
35Норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросовПриложение № 1 к постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 № 344
1,9Значение коэффициента, учитывающего экологические факторы, для атмосферного воздуха по Центральному экономическому районуПриложение № 2 к постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 № 344

Плата по диоксиду азота рассчитывается как сверхлимитная: ((50 x 52) + ((130 – 50) x 260) + (130 – (50 + 75) x 260 х 5)) x 1,9 х 1,2 х 2,05 = 139 752,6 руб.,

где:

ВеличинаХарактеристикаНорма
130Фактический объем выбросов за отчетный квартал, т
52Норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросовПриложение № 1 к постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 № 344
260Норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов выбросовПриложение № 1 к постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 № 344
5Пятикратный коэффициент за сверхлимитное загрязнение
1,9Значение коэффициента, учитывающего экологические факторы, для атмосферного воздуха по Центральному экономическому районуПриложение № 2 к постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 № 344

Итоговая сумма фактически начисленных за первый квартал 2012 г. экологических платежей таким образом составит:
140,22 + 7 361,55 + 139 752,6 = 147 254,37 руб.

Плата за выбросы загрязняющих веществ в воздух от передвижных источников

Источник: http://buhpressa.ru/dlya-bukhgaltera/otkritie-stati/55-platezhi-za-negativnoe-vozdejstvie-na-okruzhayushchuyu-sredu

Экологический сбор в 2018 году. Кто платит

Экологические платежи: размеры и нормативная база

Предприниматели обязаны заботиться о чистоте окружающей среды. Так гласит закон. Представители бизнеса должны уплачивать экологический сбор (ЭС). Рассмотрим порядок его расчета, ставки и прочую полезную информацию.

Что представляет собой экологический сбор?

Ряд товаров со временем теряет свои потребительские свойства и относится к категории отходов. Согласно статье 24.2 ФЗ от 24.06.1998 №89 ответственность за их утилизацию ложится на производителя и импортера. Предпринимателю предоставляется два пути:

  1. Самостоятельное проведение утилизации. Мероприятие должно соответствовать всем нормам. Отходы утилизируются на специально отведенных для этого объектах. Альтернативный вариант – поручить эту работу специализированным фирмам.
  2. Отсутствие мер по утилизации, предполагающее выплату экологического сбора.

То есть сбор – это взимание средств за то, что предприниматель не занимается переработкой.

Большая часть производителей выбирает именно второй вариант, так как самостоятельная работа с отходами – это дорого, сложно, а также плохо регламентируется законами.

На данный момент нет ясно составленных норм, из которых становятся очевидны правила переработки. Поэтому у большей части предпринимателей не остается иного выбора, как выплачивать ЭС.

Экологический сбор регламентируется ФЗ №458 от 29 декабря 2014 года. Основная его функция – стимулирование предпринимателей к самостоятельной утилизации. Средства, полученные в результате сборов, направляются на возведение перерабатывающих объектов и прочих площадок, служащих целям сохранения экологии.

ЭС актуален в отношении ряда товаров, перечень которых утвержден правительством РФ. Это 36 категорий с 433 наименованиями. Выплаты делают только те компании, которые производят эти товары. Верность расчета сбора каждым предприятием контролирует Росприроднадзор.

ВАЖНО! Не нужно путать ЭС с платой за негативное влияние на окружающую среду. Вторая форма сборов взимается за различные вредные выбросы, загрязнение воды веществами, получаемыми в процессе производства.

ВНИМАНИЕ! ЭС не относится к налоговым сборам. Однако по нему нужно создавать отчет, который направляется в местный филиал Росприроднадзора.

Законодательная база по экологическому сбору

При расчете экологического сбора нужно руководствоваться следующими законами:

  • Постановлением №2491 от 1 декабря 2015 года (нормативы).
  • Постановлением Правительства №284 от 9 апреля 2016 года (ставка).

Норматив – это процент от объема товаров, выпущенных предприятием за год. На его размеры и размеры ставки влияют следующие факторы:

  • Экономическое положение страны.
  • Класс опасности отходов.
  • Сложность утилизации.

Правительство планирует постепенно увеличивать нормативы вплоть до 2020 года.

Ставки

Рассмотрим некоторые из ставок ЭС:

  • Текстильная продукция и ковры – 16 304.
  • Одежда – 11 791.
  • Товары из дерева – 3 066.
  • Бумага (в том числе, упаковки из нее) – 2 378.
  • Канцелярские и хозяйственные товары – 2 378.
  • Нефть и нефтепродукты – 3 431.
  • Товары из резины – 8 965.
  • Товары из пластика – 3 844.
  • Жалюзи, товары из строительного пластика, рамы – 4 701.
  • Товары из стекла – 2 858.
  • Полые стеклянные изделия (к примеру, бутылки) – 2 564.
  • Металлическая тара – 2 423.
  • ПК, оргтехника, бытовая техника, фото- и видеоаппаратура – 26 469.
  • Приборы для освещения – 9 956.
  • Шины и покрышки – 7 109.
  • Ручной инструмент – 26 469.
  • Газеты и журналы – 2 378.

Ставка указана в рублях за тонну продукции.

Рассчитываем размер экологического сбора

ЭС рассчитывается по следующей формуле:

ЭС = С * М * Н

где:

  • С – ставка;
  • М – масса утилизируемых товаров;
  • Н – норматив переработки.

ВАЖНО! Для ряда товаров, подлежащих утилизации, ставка равна нулю. Соответственно, и экологический сбор будет равен нулю. В этом случае предпринимателю ничего не нужно оплачивать. Однако он все равно обязан подать отчет о наличии отходов.

Пример расчета

Предприятие занимается производством шин. Масса продукции, выпущенной за год, равна 50 тоннам. Ставка за шины составляет 7 109. Норматив равен 15%. Выполняются следующие вычисления:

7109 * 50 * 15 = 53 317 рубля. Именно столько составит экологический сбор за текущий год.

Если предприятие утилизирует часть отходов, нужно проводить расчеты по более сложной схеме. К примеру, было утилизировано 10% от всей массы произведенных товаров. Из норматива нужно вычесть это значение (15% — 10% = 5%). Затем производятся расчеты по стандартной схеме:

7109 * 50 * 5% = 17 772 рубля.

Кто уплачивает ЭС?

Сбор обязаны выплачивать ЮЛ и ИП, производящие или импортирующие товары, которые попадают в соответствующий перечень (Распоряжение Правительства от 24.09.2015 №1886). Сбором не облагаются объекты незавершенного производства. Если есть только они, плата взимается исключительно за упаковку.

Кто не платит экологический сбор?

Сборы не нужно уплачивать в следующих случаях:

  • Фирма утилизирует отходы за пределами страны.
  • Компания утилизирует товары в пределах принятых нормативов.

Если фирма утилизирует часть отходов, однако она не дотягивает до принятых нормативов, платить нужно только за тот процент продукции, которая не была переработана.

Куда перечислять деньги и в какие сроки?

ЭС нужно оплатить до 15 апреля текущего года. Реквизиты для оплаты можно найти на сайте Росприроднадзора. Для перевода средств нужна копия платежного поручения, а также расчет суммы ЭС.

Что делать при переплате?

Если предприниматель переплатил при переводе средств на сбор, требуется направить в Росприроднадзор соответствующее заявление. На его основании осуществляется проверка. Затем составляется акт. По итогам проверки средства либо зачитываются, либо возвращаются. Данный порядок установлен пунктами 16-17 правил начисления ЭС.

Сопутствующая отчетность

Как упоминалось ранее, производителю нужно также озаботиться формированием отчетности. Направляется она не позднее 1 апреля текущего года. Понадобится следующая отчетность:

  • Декларация об объеме выпущенной продукции. В ней нужно прописать объем производимых или импортированных изделий, а также упаковки.
  • Отчет об исполнении нормативов переработки. Если часть товаров была утилизирована, нужно также известить об этом Росприроднадзор.

Отчетность может передаваться в электронном формате. Сопровождать ее направлением документа в бумажной форме не нужно. Если она направляется в бумажной форме, нужно также отправить копию документа на электронном носителе. До 15 апреля предприниматель обязан сдать расчет суммы ЭС. Составляется он по форме, утвержденной приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 №488.

Рекомендуется сдавать отчетность через соответствующую систему. В ней составляется документ, проверяются все параметры. После этого он направляется в РПН.

ВАЖНО! Датой направления отчетности будет считаться день ее отправки через интернет.

Производители товара сдают отчетность в орган РПН по месту регистрации. Компании, импортирующие продукцию, должны направить ее непосредственно в Росприроднадзор.

ВНИМАНИЕ! На официальном сайте Росприроднадзора указаны сервисы, на которых можно совершенно бесплатно составить отчетность.

Ответственность за неуплату экологического сбора

Если предприниматель не уплатил сбор в срок, он получает требование о добровольном погашении долга. Если в течение месяца с момента получения требования оно не исполнено, сумма взыскивается через суд (Постановление от 08.10.2015 №1073). Для нерадивого плательщика предусмотрена следующая ответственность за непредставление отчетности в срок или искажение информации в ней:

  • Административная. Предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ. Штраф для ИП и должностных лиц составит 3 000-6 000 рублей, для ЮЛ – 20 000-80 000 рублей.
  • На основании 19.7 статьи КоАП РФ. Для должностных лиц и ИП штраф составит 300-500 рублей, для ЮЛ – 3 000-5 000 рублей.

Штраф именно за неуплату сбора на данный момент законодательством не предусмотрен. Все финансовые вопросы решаются через суд. Если судебный орган примет решение обязать предпринимателя выплатить ЭС, но платежей так и не поступит, производится принудительное взыскание. Оно может грозить замедлением финансовых процессов в компании, а потому задолженность следует погашать заранее.

Источник: https://assistentus.ru/nalogi-i-uchet/ehkologicheskij-sbor/

Экологические платежи: кто их должен вносить и по ним отчитываться

Экологические платежи: размеры и нормативная база

Среди всех платежей, отчетность по которым ложится на плечи бухгалтера, экологические платежи являются, пожалуй, самыми запутанными. При этом за неуплату и за непредставление отчетности установлены весьма внушительные штрафы.

Должны ли перечислять экологические платежи организации, которые не занимаются промышленным производством, и вся деятельность которых ведется в офисе? Как таким организациям рассчитывать экологические платежи, и какую отчетность в связи с этим нужно представлять? Давайте разбираться.

Когда речь заходит об экологических платежах, или, как они официально называются, плата за негативное воздействие на окружающую среду, бухгалтеру нужно отложить в сторону Налоговый кодекс, и обратиться к другим нормативным документам. А именно к Федеральным законам от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также к КоАП РФ.

Помимо этого нужно помнить о том, что отношения в области платы за негативное воздействие на окружающую среду контролирует специальный государственный орган — Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Эта служба утверждает формы и форматы сдачи отчетности, а также контролирует своевременность сдачи отчетности и перечисления платежей.

В то же время, изучая документы, связанные с платежами за негативное воздействие на окружающую среду, надо учитывать, что названные полномочия переданы Росприроднадзору только в середине 2010 года. До этого данные функции выполняла другая Федеральная служба — Ростехнадзор.

И именно она выпускала нормативные правовые акты, которыми утверждены действующие формы и которые регулируют порядок подготовки отчетности. Речь идет о приказе Ростехнадзора от 05.04.

07 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду». Именно этим приказом и надо пользоваться при составлении отчетности.

За что и кому надо отчитываться

Итак, с юридическими основаниями разобрались, перейдем теперь к самому главному вопросу: кто должен отчитываться по экологическим платежам?

Формальный ответ на этот вопрос мы найдем в Порядке расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, который утвержден упомянутым выше приказом Ростехнадзора № 204.

Так, согласно этому документу, расчет платы заполняется организациями, осуществляющими на территории РФ следующие виды вредного воздействия на окружающую среду: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

Как видим, законодательство выделяет три категории воздействия, которые влекут обязанность представления отчетности — выбросы, сбросы и размещение. Давайте разберемся, что это означает на практике, в повседневной жизни.

Ситуация 1. Арендуем офис или иное помещение

Начнем с самой распространенной ситуации — аренды офисного или иного помещения. В такой ситуации весь мусор и прочие отходы арендатор обычно выбрасывает в мусорные контейнеры арендодателя. Такая ситуация, как правило, зафиксирована в договоре аренды. Более того, часто в обязанности арендодателя входит даже самостоятельный сбор этих отходов со сданных в аренду площадей.

Для целей экологических платежей это означает, что организация никакого размещения отходов не производит, а значит, обязанности по перечислению платежей и представлению отчетности в Росприроднадзор в связи с этой деятельностью у нее не возникает.

Ведь плату за размещение отходов вносит их собственник. А в данном случае на основании договора аренды отходы помещаются в контейнеры, арендатору не принадлежащие.

Соответственно, и обязанности по внесению платы за такие отходы у арендатора не возникает (письмо Ростехнадзора от 12.02.07 № 04-09/169).

Ситуация 2. Владеем офисом или другим помещением

Рассмотрим теперь другую ситуацию — организация владеет офисным или иным помещением, где располагается сама или сдает эти помещения в аренду. И в том, и в другом случае, мусор и прочие бытовые отходы помещаются в специальные контейнеры.

Затем мусор вывозит специализированная организация на основании договора.

В таком случае обязанность представлять отчетность и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду напрямую зависит от формулировок в договоре с организацией, вывозящей мусор.

Так, если по этому договору организация предоставляет собственнику помещения контейнер в пользование, а потом забирает его заполненным и вывозит на не принадлежащий собственнику помещения объект размещения (свалку, полигон и т п.

), то размещением отходов занимается не собственник помещения, а специализированная организация. А значит, собственник помещения по данным отходам не должен вносить плату за негативное воздействие и представлять отчетность в Росприроднадзор. Такова позиция Высшего арбитражного суда (см.

, например, постановления Президиума ВАС РФ от 17.03.09 № 14561/08, от 20.07.10 № 4433/10, от 12.07.11 № 1752/11).

Еще лучше, если в договоре будет прямо указано, что право собственности на отходы переходит к специализированной организации (письмо Ростехнадзора от 27.04.07 № 04-09/455).

Ситуация 3. Владеем транспортом

Рассмотрим еще одну весьма распространенную ситуацию — организация использует в своей деятельности автотранспорт. В таком случае у нее появляется обязанность представлять отчетность и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

При этом не важно, собственный транспорт использует организация, арендованный или находящийся в лизинге. Во всех этих случаях бухгалтеру нужно будет рассчитать экологические платежи.

Делается это следующим образом: потребленный объем топлива умножается на ставку и на специальный коэффициент, установленный законом о бюджете.

Обратите внимание: подсчет потребленного топлива ведется в тоннах. Одна тонна бензина — это примерно 1 300 литров. Данный показатель зависит от плотности бензина, которая в свою очередь зависит от температуры окружающего воздуха — летом ниже, зимой выше.

Плотность бензина может колебаться в пределах 740-775 кг на тонну. Соответственно, количество литров в тонне определяется путем деления плотности бензина на 1 млн. и возведения получившегося частного в минус первую степень.

Например, при плотности топлива 740 в одной тонне бензина будет 1 351 литр, а при плотности 775 — 1290 литров.

Ставка платы за негативное воздействие утверждена еще в 2005 году постановлением Правительства РФ от 01.07.05 № 410 и зависит от вида топлива, потребляемого автомобилем.

Для бензина, например, ставка 1,3 рубля за тонну, а для дизтоплива — 2,5 рубля. Но каждый год эти ставки еще корректируются специальным коэффициентом. Например, в 2012 году он равен 2,05 (Федеральный закон от 30.11.

11 № 371-ФЗ), а в 2013 — 2,2 (Федеральный закон от 03.12.12 № 216-ФЗ).

Вносить плату следует ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (приказ Ростехнадзора от 08.06.06 № 557).

У организаций, использующих транспорт, помимо обязанности рассчитать и внести плату, возникает обязанность и по представлению отчетности в органы Росприроднадзора.

Таким организациям ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом, нужно направить расчет по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.07 № 204 (см. письмо Ростехнадзора от 02.08.07 № 04-09/1037).

Здесь же заметим, что в отношении данного вида отходов никаких лимитов организации утверждать не требуется, т.к. предельно допустимые нормы содержания отходов в выхлопе контролируются при прохождении транспортными средствами периодического государственного технического осмотра. И если данные параметры не соответствуют установленным, то эксплуатация транспортных средств просто запрещена.

Какие штрафы грозят нарушителям

В заключение нашего краткого обзора скажем несколько слов об ответственности за нарушение правил внесения платежей и представления отчетности по ним. Как и в случае с налогами, ответственность в данном случае установлена как за неуплату (несвоевременную уплату), так и за непредставление (несвоевременное представление) отчетности.

Но, в отличие от налоговых штрафов, суммы тут куда значительнее. Так, за непредставление или несвоевременное представление отчетности в органы Росприроднадзора, штраф налагается по статье 8.1 КоАП РФ (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.04.10 по делу № А32-51737/2009-51/972-299АЖ)  и составляет для юридических лиц от 20 до 100 тысяч рублей!

Штраф за невнесение экологических платежей также весьма внушительный — от 50 до 100 тысяч рублей (ст. 8.41 КоАП РФ).

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/beginner/2012/12/6793

BankirKi
Добавить комментарий