8(800)350-83-64

Достойная профессия учителя: особенности и обязанности

Содержание

Достойная профессия учителя: особенности и обязанности

Достойная профессия учителя: особенности и обязанности

Единая должностная инструкция учителя, обязательная к применению, пока еще не создана. Действующее трудовое законодательство не содержит упоминаний о правильной последовательности ее составления.

Должностная инструкция – важный документ, гласящий о квалификационных требованиях, функциях, обязанностях и правах сотрудника. Бумага может выступать в качестве приложения к договору о трудовых взаимоотношениях или являться отдельным документом, утвержденным директором.

Должностная инструкция учителя носит индивидуальный характер, так как ввиду отсутствия единого регламента, образовательное учреждение руководствуется собственной спецификой.

Знакомство с данным документом должно соответствовать времени приема на работу.

Если учреждение не успело его разработать своевременно, то представителем требований, прав и обязанностей может служить основной договор о трудовых взаимоотношениях.

Должностная инструкция должна состоять из следующих основных разделов:

  • общие положения, определяющие минимальный уровень квалификационных требований, необходимых для занятия должности;
  • виды работ, которые предстоит выполнять подчиненному после подписания договора о трудовом взаимодействии;
  • перечень прав работника и ответственности, налагаемой на него в случае игнорирования своих должностных обязанностей.

После ознакомления с документом, устраивающийся на работу гражданин, должен либо расписаться под должностной инструкцией, либо продолжить поиск постоянного места работы.

Конечно, кандидат на вакантное место, может предложить внести изменения в документ, но решение о необходимости подобных действий может принять только руководитель образовательного учреждения. Очень важно достигнуть согласия в этом вопросе, потому что дальше сотруднику придется исполнять все пункты инструкции.

При составлении инструкции следует учитывать требования, отраженные в следующих нормативных актах:

  • приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 761н, принятие которого произошло в августе 2010 года;
  • приказ № 92, утвержденный Министерством образования РФ в феврале 1995 г.;
  • трудовое законодательство;
  • и пр.

В общем разделе должностной инструкции обычно содержатся стандартные требования и условия:

  • учителем может стать гражданин, располагающий дипломом о высшем или среднем профессиональном образовании по специальности «Образование и педагогика» или любой другой, отвечающей соответствующему предмету;
  • непосредственным начальником работника является руководитель образовательного учреждения, то есть директор школы;
  • при выполнении должностных обязанностей учитель должен соблюдать Конституцию, Конвенцию о правах ребенка, закон «Об образовании», указы Президента и другие нормативные акты.

Документы для скачивания (бесплатно)

  • Должностная инструкция учителя

Обязанности и задачи

Главной задачей любого педагога является обучение подрастающего поколения. Для этого необходимо: тщательно готовиться к проведению каждого урока, добросовестно выполнять обязанности, а также строго следовать утвержденным образовательным стандартам.

Среди основных обязанностей учителя можно выделить следующие моменты:

  • всестороннюю поддержку и мотивацию учебного процесса учеников;
  • уважение чести и достоинства своих подопечных;
  • своевременное внимание и оценку учебной деятельности;
  • контроль работы класса путем отображения в школьном журнале (ином другом документе) посещаемости, уровня полученных знаний и т.д.;
  • предоставление начальству отчетов о реализованных планах;
  • бережное отношение к материальным объектам, являющимся имуществом образовательного учреждения (если преподаватель заметил, что кто-либо из учеников преднамеренно портит мебель, но он обязан пресечь подобное поведение);
  • предотвращение опасных ситуаций, способных нанести вред жизни и здоровью учеников, так как во время занятий именно учитель отвечает за безопасность своих подопечных.

Преподаватель регулярно должен проходить обязательный медицинский осмотр. Если гражданин выразит отказ, то ему могут запретить заниматься преподавательской деятельностью. Данная процедура абсолютно бесплатна.

Следующий момент является не просто обязанностью, но и необходимостью для самого специалиста: педагог не сможет нормально работать, если не установит должный уровень дисциплины среди подопечных.

В основе учебного процесса обязательно должно лежать взаимное уважение. Под строгим запретом находится: отрицательное влияние на психологическое состояние школьников, различного рода оскорбления, а также применение физической силы.

Преподаватель должен быть образцом вежливости и внимательности.

Требования к специалисту

Человек, претендующий на должность учителя обязательно должен отвечать следующимтребованиям:

  1. Уровень образования.
  2. Опыт работы. Требование нельзя назвать обязательным, так как отсутствие опыта не может являться препятствием к трудоустройству. Но, при собеседовании, многие интересуются прежним местом работы и рекомендациями.
  3. Критерии, оговаривающие учительский инструментарий, например, владение современными методами обучения, способность видеть иные умения ребенка, убеждать учеников, а также доверительно общаться с подопечными и их родителями.

В современную должностную инструкцию обычно включают требования о владении:

  • информацией, изложенной в следующих документах: Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон «Об образовании», трудовое, семейное, гражданское законодательство, а также различные муниципальные законы;
  • знаниями в области преподаваемого предмета, то есть должностные инструкции учителей русского и английского языка не могут полностью совпадать.

Ответственность и права

Учитель имеет право:

  • знакомиться с решениями, принятыми руководящим составом, в отношении его работы;
  • предлагать к рассмотрению директора школы и завучей собственные идеи, направленные на совершенствование и улучшение деятельности школы;
  • требовать от начальства наличия организационных и технических условий, необходимых для качественного выполнения своих должностных обязанностей;
  • оценивать работу коллег и предлагать методы борьбы с недостатками в деятельности учреждения в целом;
  • разрабатывать документацию, необходимую для реализации рабочего процесса.

Должностная инструкция учителя обычно включает в себя ответственность за следующие виды нарушений:

  • допущение халатного, ненадлежащего отношения к собственным обязанностям;
  • игнорирование действующего трудового распорядка, техники безопасности, пожарной дисциплины и т.д.

Учитель не просто должен быть профессионалом в определенной области знаний, но еще и обладать некоторыми способностями.

Специфика работы предполагает постоянное общение с детьми, поэтому замкнутому, нелюдимому человеку, наверняка, будет тяжело наладить контакт со школьниками.

Гражданин, планирующий стать преподавателем, должен любить выбранную профессию и будущих подопечных, иначе может получиться не специалист, а тиран.

Не менее важными являются организаторские способности, то есть учитель должен уметь увлечь детей за собой. Дидактическую сторону также следует регулярно развивать. Если преподаватель не может совместить убедительность, понятность и интерес, то дети вряд ли смогут на 100% усвоить материал.

Перцептивная способность необходима для установления контакта с каждым учеником, ведь ребенок – это личность, хоть и маленькая. Без коммуникативного качества точно не сможет обойтись ни один учитель, ведь не только его должны слушать и понимать, общение с детьми и родителями тоже никто не отменял.

Наличие эмоционально-волевой способности позволяет педагогу направить силы подопечных в нужное русло.

Следовать должностной инструкции учителя сложно без наличия следующих качеств:

  • истинного трудолюбия;
  • настойчивости;
  • работоспособности;
  • ответственности;
  • умения достигать поставленных целей;
  • постоянного стремления к укреплению собственного авторитета в глазах школьников.

Настоящий педагог обязательно должен быть гуманным человеком, любить профессию и относиться к своим ученикам, как к равноправным членам социума.

Плюсы и минусы работы

Для каждой профессии присущи положительные и отрицательные стороны. Итак, что можно выделить хорошего в работе учителя:

  • постоянное общение с детьми, ведь они регулярно радуют своими достижениями;
  • род занятий предполагает стабильную умственную деятельность, в результате чего учитель постоянно получает новые знания, общается, знакомится с новыми технологиями;
  • стабильность, так как практически все школы являются государственными учреждениями, гарантирующими своим подчиненным определенный уровень заработной платы и полный социальный пакет;
  • более длительный отпуск, по сравнению с работниками иных сфер – 2 месяца, причем обязательно в летний период;
  • возможность вести репетиторскую деятельность в свободное от основной работы время.

На этом, пожалуй, можно завершить перечень плюсов и сказать несколько слов о недостатках профессии:

  • небольшой размер ежемесячного официального дохода;
  • высокий уровень ответственности;
  • постоянные стрессы;
  • необходимость выполнения должностных обязанностей во внеурочное время;
  • наличие в классе ленивых и балованных детей, а также регулярное общение с их родителями.

Итак, какими же качествами должен обладать настоящий учитель? На самом деле, их бесчисленное множество. К выбору будущей профессии нужно подходить очень серьезно, а такие специальности, как педагогика и медицина, выбирать только сердцем!

Вашему вниманию интересное и креативное видео об этой профессии.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/kadry/trudoustrojstvo/dolzhnostnye-instrukcii/uchitel.html

Педагог – востребованная и важная профессия

Достойная профессия учителя: особенности и обязанности

Педагогика – одна из важных современных наук. Профессия очень востребована. Несмотря на то, что ежегодно её получает огромное количество людей, квалифицированных кадров не хватает.

Многие преподаватели и учителя просто не выдерживают условия труда и оплату.

Но если вы твёрдо решили стать педагогом, предлагаем ознакомиться с «десяткой» современных педагогических специальностей.

статьи:

  1. Кратко об особенностях профессии
  2. Какую специальность можно выбрать?

Кратко об особенностях профессии

Педагог – это человек, чья профессиональная деятельность связана с детьми. Он занимается обучением и воспитанием, формирует в них личность, стремится повысить уровень их образования.

При выборе этой профессии человек обязательно должен любить и уважать как маленьких детей, так и подростков. Нужно понимать, что такая работа требует крепких нервов и способности улаживать конфликты.

Какую специальность можно выбрать?

Желающие связать свою жизнь с педагогикой могут посвятить себя разным сферам деятельности. Рассмотрим «десятку» самых популярных специальностей:

  1. Логопед — человек, который с помощью специальных методик устраняет дефекты речи у ребёнка. Иногда в корректировке речи нуждаются и взрослые люди. Логопед учит правильно ставить звуки, избавляет от неправильного произношения, лечит заикание. На приёме пациент научится правильно дышать и управлять своей речью, а также точно произносить звуки. Нужно понимать, что специалист должен быть ещё и хорошим психологом, ведь многие проблемы с речью напрямую связаны с психологической травмой. Помочь пациенту можно, если правильно понять проблему.
  2. Воспитатель детского сада — специалист, который занимается воспитанием детей дошкольного возраста. Он организует времяпровождение воспитанников, придумывает для них увлекательные игры. В детском саду практикуют занятия музыкой, пением или физкультурой. Также учат развивать мелкую моторику рук, рисовать, общаться в группе. Воспитатель прививает дошколятам любовь к природе, поэзии, труду. Поэтому профессия очень сложная, выпускники должны правильно рассчитать свои силы, быть терпеливыми.
  3. Детский психолог – помогает родителям понять, что происходит с их ребёнком. Его задача – выявить и устранить проблему, преодолеть сложности в отношениях, восстановить связь между членами семьи. В первую очередь, детский психолог работает с родителями, только потом с ребёнком. Он объясняет взрослым причины плохих отношений, какие действия следует предпринять для восстановления.
  4. Детский психиатр – это специалист, изучающий особенности проявления и течения психических расстройств у детей. Он диагностирует проблему и назначает лечение, ориентируясь на возврат ребёнка. Потребуются хорошие знания об особенностях поведения детей в различном возрасте. Специалисты должны объяснять родителям о норме или патологии поведения пациента.
  5. Школьный учитель – сложная, но востребованная профессия. В обязанности входит составление планов учебного процесса, обучение молодого поколения. Помимо хороших знаний определённого предмета, потребуются крепкие нервы и психологические навыки общения с детьми.
  6. Преподаватель ВУЗа – занимается обучением студентов. В обязанности входит составление учебных планов, ведение лекций, приём экзаменов и зачётов.
  7. Тьютер – это специалист, который сопровождает ученика во время обучения. Он составляет индивидуальные программы и методы. Как правило, работает с детьми, которые поменяли школу и им сложно освоиться. Нередко составляет план обучения для детей с ДЦП или аутизмом. По сути, тьютер – это тот же репетитор, который обязательно является психологом. Профессия сегодня очень востребована.
  8. Тренер-хореограф – учит детей пластике и умению двигаться под музыку. Он ставит танцы, спектакли, концертные номера. Должен обладать отличной физической формой и чувством ритма, чтобы суметь обучить детей танцевать и играть на сцене. Тренировки проводятся в школе, домах культуры или индивидуально.
  9. Коуч – относительно недавняя специальность в области педагогики, направленная на мотивацию и поддержку клиента. Совместно со взрослыми или учениками составляется программа развития, направленная на решение внутренних проблем, понимание и поиск самого себя. Специалисты коучинга обычно проводят тренинги.
  10. Фасилитатор – занимается обеспечением успешной групповой коммуникации. Проводит семинары в лёгкой и дружественной обстановке. Такой человек часто становится помощником коуча, подготавливая аудиторию к тренингу. Фасилитатор помогает группе чётко понять смысл их визита, цель, и во время дискуссии позволяет участникам высказаться.

Педагогические специальности во все времена были широко востребованы, поскольку помогали детям с ранних лет освоить правила поведения в обществе.

Адаптация в коллективе и обучение школьным предметам – одни из самых главных задач специалиста.

Поэтому выпускники школ, которые выбирают ВУЗы с педагогическим уклоном, должны обладать способностью видеть талант учеников и помогать им его развивать.

Источник: http://love-mother.ru/stati/rabota-i-ucheba/pedagog-vostrebovannaya-i-vazhnaya-professiya/

Профессия учитель | Про профессии.ру

Достойная профессия учителя: особенности и обязанности

Профессия учителя – одна из самых древних профессий на Земле. Для каждого человека, на любом этапе его существования необходим человек, который мог бы объяснить ту или иную проблему, ситуацию или просто событие.

Историки считают, что первые основы профессии учителя появились во времена, когда человек впервые начал охотиться на диких зверей (Как стать охотником), так как именно в это время старшее поколение начинало обучать молодых всем приемам этого незатейливого занятия. При этом, человек, который обучал подростков и детей был высокоуважаемым членом племени, в следствии чего ему всегда предавались некие привилегии.

С развитием и эволюцией жизни человечества профессия педагога все больше и больше становилась необходимой, особенно, когда произошли разделения труда.

Если обратить внимание на более поздние этапы развития человечества, то стоит отметить, что очень важными личностями педагоги были в Древнем Риме, а также в Греции, соответственно, отсюда и исходит появление самого большого количества философов и ученых из этих регионов.

О профессии учителя

Профессия учитель – уникальная профессия. Она считается одной из древнейших профессий, но продолжает оставаться востребованной и на сегодняшний момент. О значении профессии учителя Википедия даже предоставила информацию.

Данные о ней можно найти и с помощью любого поисковика в интернете. Стоит только ввести запрос и вам будет выдана исчерпывающая информация, а также по профессии учитель картинки с наглядным изображением учителей.

Учитель проводит обучение учеников в школах, гимназиях, лицеях по общеобразовательным предметам.

Существует множество специализаций профессии учитель: профессия учитель начальных классов, профессия учитель химии, профессия учитель истории, профессия учитель физкультуры, профессия учитель физики, профессия учитель английского языка и прочие. И все они являются очень почетными и благородными.

Основные задачи и основные обязанности профессии учитель

Основными задачами, которые решает учитель, являются такие:

  • приобщение учеников к государственным законам и необходимости их соблюдения;
  • формирование у учащихся моральных принципов, а также такого рода качеств, как уважение, терпимость, доброта;
  • развитие собственного достоинства и самоуважения;
  • воспитание в учащихся трудолюбия, ответственности и патриотизма;
  • развитие потребности в поддержании здорового образа жизни.

Еще одна важная задача, которая стоит перед учителем, – это быть другом, примером и наставником для своих учеников, поскольку в школе также формируется будущая личность человека, моральные принципы, взгляды на жизнь, которые в зрелом возрасте повлияют на их жизнь. Первоочередной обязанностью каждого учителя считается умение подобрать личностный подход к любому ученику. Профессии, связанные с психологией

Но существуют и другие не менее важные обязанности. Учитель должен:

  • планировать учебный материал по своему предмету,
  • обеспечивать выполнение учебных программ,
  • участвовать в методической работе,
  • использовать самые эффективные средства, формы и методы обучения,
  • проводить анализ успеваемости своих учеников,
  • обеспечивать соблюдение дисциплины,
  • формировать навыки и умения самостоятельной работы у учеников,
  • стимулировать учебную мотивацию и познавательную активность,
  • добиваться глубокого и прочного усвоения знаний, а также умения применять их на практике.

Требования к профессии учитель

Для того чтобы стать квалифицированным специалистом необходимо иметь определенные качества:

  • развитые интеллектуальные способности,
  • высокая концентрация,
  • хорошая дикция,
  • умение переключать и распределять внимание,
  • выдержка,
  • чуткость,
  • самообладание,
  • доброжелательность,
  • такт,
  • сопереживание,
  • энергичность,
  • работоспособность,
  • умение заинтересовать своим предметом.

Плюсы и минусы профессии учитель

У профессии учитель плюсы и минусы неизбежны. К плюсам можно отнести: общение с детьми, умственную работу, стабильность в работе, длительный отпуск, признание со стороны общественности. А минусами являются: большая ответственность, невысокая заработная плата, психологическое давление и стрессовые ситуации.

Эта статья поможет в работе над сочинением, подготовкой к докладу, презентации или классному часу.

Возможно,

Источник: http://www.proprof.ru/stati/career/vybor-professii/o-professiyah/professiya-uchitel

Профессия учителя: только для самых самоотверженных женщин

Достойная профессия учителя: особенности и обязанности

16 апреля, Каролина

Среди женщин очень популярна профессия учителя — пожалуй, самая древняя женская профессия. Её корни уходят во времена первобытно-общинного строя.

В нашей стране целых 83% учителей составляют женщины и лишь 17% — мужчины. Многие считают учительский труд сложным и неблагодарным.

Так ли это на самом деле? И как живётся современным учительницам в условиях нынешней системы образования? На все эти, а также на многие другие вопросы мы ответим прямо сейчас.

https://www.youtube.com/watch?v=3cMSEC5djCc

Казалось бы, что сложного в профессии учителя? Отчитал урок и свободен! Ах, если бы всё было так просто! Должностные обязанности современного педагога охватывают довольно широкую сферу:

  • Ведение уроков — это, конечно же, основной вид деятельности учителя.
  • Умение отыскать личностный подход к любому ученику. То же самое, кстати, касается и умения общаться с разными родителями.
  • Проверка тетрадей и дневников, заполнение журналов, составление календарных планов и отчётов.
  • Подготовка наглядных пособий, таблиц, схем, индивидуальных карточек — без них сложно провести хороший урок.
  • Участие в заседаниях педсоветов, методобъединений, творческих групп на уровне школы, района и области.
  • Регулярное проведение классных и родительских собраний.
  • Консультирование учеников и родителей по поводу успеваемости.
  • Классное руководство — этот «счастливый» лотерейный билет выпадает не всем, но многим.
  • Внеклассная работа по предмету.
  • Работа с одарёнными учениками, помощь в подготовке к олимпиадам и конкурсам.
  • Участие в разработке и апробации учебных и образовательных программ.
  • Приобщение детей к государственным законам и необходимости чётко их соблюдать.

Но это лишь вершина айсберга под названием «Должностные обязанности учителя»! Мы ведь ещё и слова не сказали о том, что занимает 70 процентов рабочего времени педагогов и около 85 процентов времени личного.

Догадалась, о чём идёт речь? Естественно, о воспитательной работе!
Так уж сложилось, что быть учителем с восьми до пяти никак не получится. Если ты решила посвятить себя этой профессии, будь готова к тому, что придется отдать детям всю свою душу без остатка. Иначе у тебя ничего не получится.

Нет, работать ты, конечно, сможешь, но только дети не потянутся к тебе, потому как остро чувствуют холодность и фальшь.Итак, о воспитательной работе.В большей мере такой работой занимаются классные руководители. Для учеников младших классов учительница становится второй мамой, для более старших детей — наставником и другом.

Классный руководитель должен быть в курсе всех «разборок» в своем классе и научиться мирить детей и решать конфликтные ситуации, а они порой бывают очень сложными! Также педагог должен знать о своих детях и их семьях абсолютно всё и регулярно проводить индивидуальную работу с так называемыми «проблемными» учениками и их родителями.

В обязанности учителя входит организация интересных внеклассных мероприятий в виде конкурсов, вечеров, экскурсий, походов в театры, музеи и прочее. Будучи педагогом, ты должна уметь формировать у учеников высокие моральные принципы, чувство собственного достоинства и самоуважения, ответственность, патриотизм и трудолюбие.

Отдельно нужно сказать о развитии у детей желания вести здоровый способ жизни и толерантно относится к окружающим. Но как всё это возможно сделать, наверняка думаешь ты, читая эти строки!? Только своим примером и никак иначе!

Профессия учителя: перспективы и возможности карьерного роста

Перефразировав известную пословицу, можно сказать так: «Плох тот учитель, который не мечтает стать директором!».

Конечно же, поначалу такие грандиозные планы покажутся тебе чем-то далеким и нереальным! Но со временем ты освоишься, повысишь уровень своего педагогического мастерства, в твоем портфолио появится множество грамот и наград, твои ученики будут занимать призовые места на олимпиадах, тебе присвоят звания и категории… Ну, что ж, самое время подумать о повышении!
Учитель может запросто стать завучем или директором школы, перейти на должность руководителя в ГорОНО или РОНО. А, возможно, тебе даже захочется открыть собственную частную школу.

Преимущества и недостатки профессии педагога

Любая профессия имеет свои положительные и отрицательные моменты. Работа учителя также не является исключением.
Преимущества педагогической деятельности:

  • Работу учителя можно смело назвать творческой. Она предполагает постоянное развитие самого педагога.
  • В свободное время учитель имеет возможность подрабатывать репетитором, а это неплохая прибавка к зарплате.
  • Учителя в школах находятся неполный рабочий день. Рабочее время зависит от количества уроков.
  • Двухмесячный отпуск, который всегда выпадает на лето.
  • Успехи своих учеников повышают твой авторитет, ты радуешься каждому их достижению, как своему собственному.
  • Тебя окружают молодые люди, полные сил и энергии. Ты заряжаешься от них позитивом и учишься смотреть на мир глазами современной молодёжи.
  • На 8 марта и День рождения ты получаешь как минимум цветы и коробку конфет. А это очень приятно!
  • Круг твоих знакомых растёт с каждым годом, а благодарные родители и бывшие ученики часто приходят на помощь там, где от тебя мало что зависит.

Но, к сожалению, у этой медали есть и обратная сторона, о которой тоже придётся сказать. Недостатки педагогической деятельности:

  • Маленькая зарплата.
  • Работа учителя связана с постоянным нервным напряжением, которое сказывается на здоровье.
  • За выполнением всех должностных обязанностей практически не остается свободного времени.
  • Много пустой бумажной писанины и неоплачиваемой общественной работы.
  • Повторение одного и того же из года надоедает до зубного скрежета.
  • Уровень отдачи от современных учеников — практически на нуле. К сожалению, лишь единицы стремятся получить хорошие знания.
  • Современный учитель имеет множество обязанностей, но почти не имеет прав.
  • Строгий дресс-код. Ты не можешь позволить себе появиться в короткой юбке или декольтированном топе не только в школе, но и в свободное от работы время. А вдруг тебя увидят ученики или старшие коллеги! То же самое касается и проведения досуга. Не дай бог тебе сделать что-то такое, что бросит тень на твою репутацию!
  • Ты работаешь на перспективу. Порой может пройти несколько лет, пока сорванец Сидоров из 6-Б превратится в воспитанного парня.
  • Трудно расставаться с учениками, которые были с тобой на протяжении многих лет.

Но всё это ничто по сравнению с чувством гордости, что ты смогла научить и воспитать хороших детей.

Предлагаем твоему вниманию оценку средних зарплат учителя по крупным городам России:

  • Москва — от 25 до 40 тысяч рублей;
  • Санкт-Петербург — от 20 до 40 тысяч рублей;
  • Новосибирск — от 6 до 30 тысяч рублей;
  • Екатеринбург — от 8 до 25 тысяч рублей;
  • Нижний Новгород – от 10 до 20 тысяч рублей.

Подытоживая все вышесказанное, хочется сказать лишь одно: учитель — это не профессия, а образ жизни. Быть педагогом без осознания того, что это твоё призвание, просто невозможно.

Источник: http://amazingwoman.ru/interesnoe/professiya-uchitelya-tolko-dlya-samyx-samootverzhennyx-zhenshhin/

Профессия учитель: плюсы и минусы. Специфика работы и требования к педагогам

Достойная профессия учителя: особенности и обязанности

Учитель — профессия самая благородная. Люди, посвятившие свою жизнь просвещению и преподаванию, оставляют в душах детей след, который впоследствии может повлиять на выбор жизненного пути. Учитель закладывает в головы учеников семя знаний, которое, прорастая, приносит плоды уже в зрелом возрасте.

История профессии учитель

Это один из самых древних родов деятельности на планете. В давние времена учителями обычно становились старшие в племени, родовой общине. Они передавали младшим членам общества свои умения и навыки.

Как отдельный институт профессия выделилась в XVII веке. В этот период люди, которые занимались преподаванием, образовали отдельную касту.

Учить других стало важным и высокооплачиваемым занятием, вскоре профессия эта обрела популярность во всём мире.

В наше время быть учителем, возможно, и не так престижно. Люди, которые посвящают этому роду деятельности жизнь, очень тяжело работают. Их труд часто не ценится, так как молодёжь не понимает значения и важности этой профессии.

И только став взрослыми и самодостаточными, бывшие школьники понимают, как на развитие карьеры, на их формирование, как личности, повлияли любимые, и не очень, педагоги.

История профессии учитель продолжает развиваться и в ХХІ веке, так как возникают новые направления в науке и разных сферах жизни.

Плюсы профессии учителя

Как и любой другой вид деятельности, это занятие тоже имеет две стороны медали. Профессия учитель, плюсы и минусы которой тесно переплелись, очень непростая и, наверное, одна из самых сложных.

Позитивная сторона – это постоянное общение с детьми. Если вы их любите, то преподавание принесёт вам ни с чем не сравнимое удовольствие.

Постоянно быть со школьниками, слушать их ещё такие “зелёные” мнения, видеть искренние улыбки – дорогого стоит.

Длительный отпуск — тоже позитивная сторона. Когда в школе каникулы, учитель тоже может передохнуть и расслабиться. Хотя это редко делают люди, чья профессия учитель. Плюсы и минусы этой деятельности видны как на ладони.

Поэтому государственную работу, социальные гарантии, которые она даёт, и стабильность можно также отнести к преимуществам.

Безусловным плюсом также является постоянная работа над собой, самообучение, ведь прогресс идёт вперёд, и знания нужно давать, идя в ногу со временем.

Минусы работы в школе

Трудность этой деятельности – неоспоримый факт. Профессия учитель, плюсы и минусы которой мы рассматриваем, требует от человека большого терпения. Ведь школьники не всегда бывают весёлыми, умными и вежливыми.

Иногда встречаются “трудные” дети, двоечники, хулиганы. Все малыши разные, и разгадать их – это полдела.

Нужно уметь найти ко всем без исключения подход, поставить их на стезю исправления, убедить в том, что учение — свет, а тьма будет в жизни обязательно, если вести себя неподобающим образом.

К минусам также можно отнести постоянные стрессовые ситуации, связанные с работой с несовершеннолетними. Учитель за каждого в ответе. И если с учеником что-то случится, то виноват будет учитель, мол, не уследил.

Низкая зарплата и работа на дому, связанная с проверкой тетрадей, также не каждому по душе.

Подготовка к новым урокам отнимает массу личного времени, что, без сомнения, является обратной, не очень приятной, стороной медали.

Специфика педагогической деятельности

Мы уже знаем, что особую роль в жизни человека играет профессия учитель. Плюсы и минусы деятельности, её давнее происхождение и особый подход — всё это мы обсудили. Но не стоит забывать и про специфику этой работы. В первую очередь это сокращённый рабочий день: 4—6 часов.

Также это использование своего свободного времени для работы на дому. Специфика также заключается в длительном летнем отпуске. А ещё в длительной стратегии работы, ведь результат никогда не заметен сразу, а спустя годы, иногда десятилетия.

В своей работе учителя должны чётко следовать программе, вольнодумство в школе не приветствуется, хотя некоторые новации вполне допустимы.

Специфичность — работа с детьми. Понять язык, вникнуть в проблемы и распутать иногда их сложные взаимоотношения тоже сможет далеко не каждый взрослый человек. Поэтому это – еще одна особенность педагогической деятельности, которая очень демонстрирует сложность работы педагога, его каждодневный нелёгкий специфический труд.

Требования к учителям

Они очень жёсткие и строгие. Например, учитель русского языка. Профессия обязывает безукоризненно владеть речевыми оборотами, правилами синтаксиса, морфологии, пунктуации и так далее.

Такой человек должен не только следить за своей речью, но и быть примером в том, как правильно нужно говорить, как вести себя в той или иной ситуации.

Словарь, правила написания слов, их значение — всё это может меняться, и нужно следить за всеми новациями.

Как и любой другой учитель, преподаватель русского языка должен также участвовать в методической работе, в творческой жизни школы, обязан сохранять дисциплину в классе, анализировать успеваемость, общаться с родителями и добиваться полного усвоения знаний. Поставленных задач много, и справиться с ними должен один человек — учитель. Даже его одежда и причёска не должны быть, как у других. В них также соблюдается строгость, сдержанность и скромность.

Учитель — нелёгкая профессия, со множеством обязанностей и задач. Но если к ней прикипеть всей душой и полюбить её всем сердцем, отдача не заставит себя долго ждать. Лет через 10—15 в двери класса постучится бывший двоечник Вася, обнимет и похвастается своим новым научным открытием. И тогда вы поймёте, что жизнь прожита недаром, даже если это жизнь простого учителя.

Источник: http://fb.ru/article/158398/professiya-uchitel-plyusyi-i-minusyi-spetsifika-rabotyi-i-trebovaniya-k-pedagogam

Учитель

Достойная профессия учителя: особенности и обязанности

Когда мы добиваемся успехов, говорим: «У меня были хорошие учителя». Если ничего не получается, выражаем недовольство: «Нас этому никто не учил». Человек приходит в мир без знаний, навыков и опыта. Его способности запрятаны далеко.

К окружающей среде он не приспособлен. Ему требуется объяснять суть вещей. Кто просветит маленького невежу — наставник-гений, педагог-посредственность? Вопрос настоящего и будущего. Учитель не профессия — способность быть щедрым, талант отдавать.

Умеете это делать? Добро пожаловать в наш профсоюз!

История и эволюция учительства

Слово «педагог» подарили нам древние греки. Так назывался раб, который нянчился с детьми и передавал им свои умения.

Первые люди не знали разделения труда и все делали вместе. Младшие члены общины наблюдали за тем, что делают старшие. Старейшины делились опытом. Рукастые обучали неумех. Знатоки удовлетворяли интерес любознательных. Человечество училось всегда, начиная с момента своего появления.

С возникновением орудий труда, люди поделились на группы по роду занятий. Одни пахали землю, другие охотились, третьи готовили пищу. Специфические навыки передавались от одного члена общины другому.

Вскоре человек начал задумываться о духовном росте своих потомков, нравственном воспитании детей, интеллектуальном развитии, подготовке к жизни в социуме. Так появились первые учителя-воспитатели.

Постепенно стали выделяться люди, которые успешно обучали детей. Их наделяли особыми полномочиями и позволяли заниматься только педагогическим родом деятельности.

В обиходе у древних греков появилось слово «схоле», от которого произошел термин «школа». Он имеет значение «отдых, досуг». Дело в том, что жители древних Афин считали — человек отдыхает, когда учится. Знакомая нам письменность и счет появились в средневековых монастырях. Монахи вообще считались лучшими учителями. Они приглашались к детям богатых людей и обучали их за определенную плату.

В Европе с развитием школы выросла потребность в людях, способных передавать знания большим группам детей. Возникла необходимость в специальных обучающих методиках. Профессия учителя постепенно становилась отдельной дисциплиной, а диапазон преподаваемых предметов значительно расширялся.

Описание и специфика профессии

Учитель — специалист, который передает знания в той или иной области, навыки, полученные в процессе труда, а также делится практическим опытом.

Профессия учитель — симбиоз разных человеческих возможностей. Люди, владеющие ей, должны иметь широкий кругозор, уметь грамотно говорить, обладать даром убеждения и талантом коммуникатора.

В современных условиях педагогу необходимо постоянно повышать свою квалификацию, чтобы передаваемые ученикам знания всегда сохраняли актуальность на рынке труда и приносили реальную пользу обществу.

Представители этой профессии несут социальную ответственность за воспитание подрастающего поколения.

От них зависит, насколько эрудированные, образованные и воспитанные граждане будут управлять страной завтра.

Несмотря на некоторое снижение престижа профессии в последние годы, она по-прежнему остается востребованной. Учителей всегда ждут в больших городах, небольших и средних населенных пунктах, маленьких сельских и деревенских поселениях.

Специфика работы учителя зависит от географического положения, социального состава населения и уровня поддержки педагогов со стороны государства в лице местной администрации.

Многие спрашивают, чем полезна профессия учителя сегодня, в период изобилия обучающих компьютерных программ, электронных учебников, онлайн и офлайн курсов, в эпоху развития искусственного интеллекта и других новых технологий.

Особенность и ценность реальной, а не виртуальной, педагогики заключается в персонифицированном подходе к обучению. Как не существует двух людей с идентичным уровнем интеллекта, так нет и унифицированных методик обучения. В большей степени это касается гуманитарных дисциплин, в преподавании которых универсальные методы не работают.

Каким должен быть учитель

Работа педагога предусматривает решение целого ряда задач. Их перечень и содержание определяют Министерство образования РФ, управления образования на местах, а также сам учитель при разработке авторских методик и программ.

Выбирая профессию учителя, стоит оценить свои способности. Хороший педагог должен:

  • любить детей;
  • владеть навыками педагогического воспитания;
  • иметь представление об особенностях психологии детей разного возраста;
  • уметь находить контакт и взаимопонимание с группой детей и отдельным ребенком в группе;
  • быть внимательным и доброжелательным по отношению к ученикам, уважать личность каждого;
  • знать свой предмет, свободно ориентироваться в выбранной области знаний;
  • быть эрудированным, расширять границы своих знаний с учетом развития науки и новых технологий;
  • интересно и доступно доносить знания до аудитории, совершенствовать свои речевые способности;
  • быть лидером, авторитетом и носителем ценного мнения, уметь вести учеников за собой;
  • иметь высокий уровень самодисциплины и ответственности;
  • обладать самоконтролем и уравновешенностью;
  • быть объективным и справедливым в случае принятии решений;
  • иметь разносторонние интересы, заниматься саморазвитием;
  • быть терпимым и лояльным по отношению к различным мнениям и поступкам, тактичным в отношении с людьми;
  • принимать во внимание особенности воспитания ребенка в семье, его умственного и физического развития, наличие или отсутствие у него талантов, привычек и наклонностей;
  • быть наблюдательным, иметь способность видеть перспективу в развитии детей.

Должностные обязанности педагога

Обязанности и права учителя регулируются должностной инструкцией, которая утверждена Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Перечень касается всех направлений деятельности педагога — от обучения и воспитания детей до внеклассной и внешкольной работы. Приведем некоторые должностные обязанности учителя:

  • Заниматься обучением и воспитанием в соответствии с утвержденными образовательными стандартами.
  • Подбирать программы, бумажные и цифровые учебно-методические пособия для успешного освоения материала.
  • Обеспечивать достижения в обучении и подтверждение полученных результатов в образовательном процессе.
  • Оценивать эффективность и результативность обучения по преподаваемому предмету.
  • Вносить предложения по усовершенствованию образовательного процесса.
  • Обеспечивать охрану жизни и здоровья учеников.
  • Осуществляет связь с родителями или опекунами.
  • На территории школы, дома и в общественных местах соблюдать этические нормы поведения, которые соответствуют общественному положению учителя.
  • И другие.

Какой предмет выбрать для преподавания

Педагогическая профессия имеет много направлений, которые постоянно дополняются новыми предметами. Их появление зависит от развития системы высшего образования, а также потребностей рынка труда.

https://www.youtube.com/watch?v=jEK85u0-TuQ

В настоящее время в педагогических учебных заведениях можно пройти обучение по следующим специальностям:

  • педагогика и психология;
  • дошкольная педагогика и психология;
  • филология;
  • иностранные языки;
  • биология и химия;
  • физика, технология и информационные системы;
  • математика;
  • география;
  • история и политика;
  • физическая культура, спорт и здоровье;
  • изобразительное искусство.

А также:

  • социально-гуманитарное образование;
  • дефектология;
  • журналистика и коммуникации;
  • международное образование;
  • и т.д.

Где получить профессию учителя

В России педагогов готовят в специализированных профессионально-технических училищах, колледжах, институтах, а также на педагогических отделениях университетов. Педагогические ВУЗы есть практически в каждом регионе.

Топ-10 лучших педагогических вузов России:

  1. Московский педагогический государственный университет
  2. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
  3. Воронежский государственный педагогический университет
  4. Армавирская государственная педагогическая академия
  5. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
  6. Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
  7. Российский государственный профессионально-педагогический университет
  8. Уральский государственный педагогический университет
  9. Алтайский государственный педагогический университет
  10. Московский государственный психолого-педагогический университет

Плюсы и минусы профессии учителя

Делиться знаниями с другими людьми — благородное и благодарное дело. Можно не стать физиком, но нельзя забыть учителя, который однажды объяснил тебе, почему летают самолеты, как быстро выкипает вода в чайнике и каким образом письмо из Москвы в Австралию долетает за одну секунду. Сравним преимущества и недостатки работы учителя.

Плюсы профессии:

  • Возможности для творческой реализации.
  • Непрерывный процесс совершенствования.
  • Отсутствие в работе рутины.
  • Наличие социальных гарантий для учителей.
  • Реальные результаты вложенного труда.

Минусы профессии:

  • Колоссальная ответственность.
  • Большое количество обязанностей.
  • Круглосуточная занятость.
  • Средняя и невысокая зарплата.
  • Неоднородный контингент учеников.

Резюме

Профессия учитель — трудная и ответственная, но творческая и нескучная.

Если ежедневные коммуникации с детской аудиторией для вас не обуза, а радость, если желание делиться знаниями приносит удовлетворение, не отказывайте себе в удовольствии заниматься любимым делом.

Никакая высокая зарплата на ненавистной работе не заменит вам «спасибо» от ваших любимых учеников, среди которых завтра, возможно, появятся новые Нобелевские лауреаты, выдающиеся литераторы, первооткрыватели космических планет или инженеры, учителя и врачи.

Источник: https://info-profi.net/professiya-uchitel/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.